Методические рекомендации при проведении уроков русского языка по УМК Т.А. Ладыженской
Урок русского языка в свете ФГОС ООО
PPT / 229.5 Кб
/data/files/z1569945960.ppt (Урок русского языка в свете ФГОС ООО)Л.Г.Насонова
МОУ Красногуляевская СШ
Урок русского языка в свете ФГОС ООО.
(Слайд 1)
(Слайд 2) В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.5 прописано: «В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». [12, с. 6]. (Слайд 3)
Подобный подход к процессу обучения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся, что является главным отличием новых стандартов. (Слайд 4) Путь развития универсальных учебных действий: от действий – к мысли. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности, так как овладевая ими, учащиеся создают «возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е.умения учиться.» [13, с. 3]. (Слайд 5,6,7,8)
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия (Слайд 9)
В связи с этим в каждой общеобразовательной организации разрабатывается Программа формирования универсальных учебных действий, в которой прописываются её цели; самая важная из них – развитие системы универсальных учебных действий. Решение задачи развития универсальных учебных действий происходит, в основном, на занятиях по отдельным учебным предметам. (Слайд 10)
В Образовательной программе основного общего образования нашей школы представлены планируемые результаты учебных предметов. Что касается русского языка, то они освещены по разделам: Речь и речевое общение, Речевая деятельность, Аудирование, Чтение, Говорение, Письмо, Текст, Функциональные разновидности языка, Общие сведения о языке, Фонетика и орфоэпия, Графика, Морфемика и словообразование, Лексикология и фразеология, Морфология, Синтаксис, Правописание: орфография и пунктуация, Язык и культура – по двум направлениям: выпускник научится и выпускник получит возможность научиться. Так, например, в области «Речь и речевое общение» (Слайд 11,12)
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
•использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; •использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; •соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; •оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; •предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | •выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; •участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; •понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
|
Это соответствует Стандартам второго поколения, в которых указано, что в области русского языка предметные результаты должны отражать «совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения…» [12, с. 11]. (Слайд 13)
Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, работа в группах, совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать относятся к сфере коммуникативных действий. (Слайд 14) На уроках русского языка нам необходимо учить детей:
-слышать и слушать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции;
-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. [12, с. 58]. То есть таким образом мы формируем коммуникативные учебные действия, что немаловажно и при изучении других предметов, да и в жизни тоже.
Какие же средства помогут формировать УУД на уроках русского языка?
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [4, с. 131]. (Слайд 15)
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [11, c.19].
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [8, c.5]. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся Например, урок-обобщение по теме «Глагол» проходит в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.
Систематически на уроках русского языка целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. (Слайд 16) Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.
В педагогической практике школы уже сложилась система образования, соответствующая требованиям ФГОС. Сегодня учителя освоили и применяют, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.
Литература:
Асмолов А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно-
деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.,
1985
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от
действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова/ А.Г.Асмолов,
Г.В.Бурменская и др.- М., 2008
Асмолов А.Г. Культурно – историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования /А.Г.Асмолов, И.А.Володарская и др. // Вопросы психологии. – 2007. - № 4.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.