Методические рекомендации «Включение гражданско-патриотического компонента в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку»

0
0
Материал опубликован 31 October

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Включение гражданско-патриотического компонента в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку

 

Стремительно развивающееся информационное общество предъявляет особые требования к выпускникам школ. Необходимые качества, способности, соответствующие современному этапу, находят отражение в ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Требования установлены к личностным, предметным и метапредметным результатам.

 

Аннотация

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи педагогам по включению гражданско-патриотического компонента в общеобразовательные программы. Использование методических рекомендаций позволит более эффективно разрабатывать и реализовывать работу по гражданско- патриотическому воспитанию в образовательных организациях разных типов.

 

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание через систему урочной и внеурочной деятельности приобретает все большую значимость. Патриотизм – это не только любовь к своему государству, своей Родине, но и целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ребенка в образовательных организациях нельзя представить без патриотического воспитания. Этим обусловлена необходимость включения гражданско-патриотического компонента в урочную и внеурочную деятельность, в том числе по английскому языку.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач системы образования, ведь детство и юность – лучшее время для привития бескорыстного чувства любви к Родине. Детский возраст оптимален, так как в этот период происходит самоутверждение, активное развитие социальных интересов и жизненных идеалов.

Включение гражданско-патриотического компонента в общеобразовательные программы способствует совершенствованию образовательно-воспитательной работы в системе основного образования детей, усилению ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития личности обучающихся.

 

Нормативно-правовая база:

Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» и др.

 

Цель гражданско-патриотического воспитания на уроках английского языка — формирование у обучающихся любви к Родине, уважения к её традициям и культуре, готовности к защите интересов своего государства.

 

Задачи:

изучить исторические и культурные аспекты родной страны на английском языке;

работать над сравнением культур;

создать условия для формирования критического мышления и гражданской позиции;

заниматься чтением и обсуждением текстов на английском языке, посвящённых глобальным и локальным вопросам.

 

Для реализации задач можно использовать следующие методики:

Тексты и материалы на патриотическую тематику. Использование адаптированных текстов о значимых исторических событиях, национальных героях, культурных памятниках России на английском языке.

Проектная деятельность. Организация проектов, в рамках которых обучающиеся занимаются исследованием аспектов культуры и истории своей страны, представляют свои исследования на английском языке.

Сравнительный анализ культур. Проведение уроков, на которых обучающиеся анализируют различия и сходства между культурой России и англоязычных стран.

Интерактивные методы обучения. Использование ролевых игр, дебатов, дискуссий, которые способствуют развитию навыков критического мышления, публичных выступлений и формированию гражданской позиции.

 

Некоторые основные направления гражданско-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку:

Изучение текстов биографической направленности о выдающихся людях страны изучаемого языка и родной страны. 

Чтение текстов о героическом прошлом страны и мужестве её народа. 

Введение краеведческой информации о родном городе, селе, о выдающихся земляках. Например, в форме урока-экскурсии по родному городу, урока-телемоста, задания составить генеалогическое древо своей семьи на английском языке, краеведческих викторин. 

Использование страноведческого материала. Например, при изучении политического устройства и государственных символов одной страны учащимся предлагается найти информацию о государственной символике другой и сравнить их историю происхождения. 

Организация творческих проектов. Ученики могут создавать презентации, видеоролики или даже проводить международные дискуссии о своей стране, рассказывать о достижениях и важных событиях. 

Проведение обсуждений и дебатов на тему значимости патриотизма и его роли в современном обществе. Это поможет учащимся критически мыслить и аргументировать свою позицию, развивая коммуникативные навыки на английском языке. 

 

Методологической основой гражданско-патриотического воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности являются системный, функциональный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный и событийный подходы.

Системный подход представляет единую систему, концентрируя внимание на взаимодействии в ней различных компонентов и появлении в результате этого взаимодействия интегральных качеств гражданина-патриота своей страны.

Функциональный подход предполагает реализацию взаимосвязанных компонентов, входящих в образовательную и воспитательную деятельность. Связь гражданско-патриотического воспитания с конкретной темой урока или внеурочного мероприятия.

Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию образовательного процесса на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий. Он обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Деятельностный подход подразумевает такую организацию деятельности, в которой деятельности отводится ведущая роль в процессе образования личности. Это совокупность действий как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов.

Компетентностный подход подразумевает проектирование такой деятельности, которая бы позволило ребенку получать не готовые решения, а создание условий, необходимых для самостоятельного решения задачи.

Событийный подход рассматривает событие как инструмент, позволяющий ребенку преодолеть отчужденность образовательному процессу. Собственное психологическое время учеником воспринимается как насыщенное, эмоциональное и продуктивное, а проживание события инициирует взросление. Признаками события являются: значимость, субъектность, новизна, порождение новых смыслов, укрепленность во времени событийного предмета, многослойная деятельность, опосредованное педагогическое управление, использование культурных, социальных, антропологических ресурсов, наличие привлекательной перспективы, основанность на разумной социальной инициативе детей или учете их потребностей, диалогичность отношений, анализ события с извлечением смыслов.

 

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности

Традиционно в учебных учреждениях применяются следующие формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

лектории,

тематические встречи,

выставки,

конкурсы,

фестивали,

экскурсии,

праздники,

дискуссии,

дебаты,

ролевые игры,

деловые игры,

интеллектуально-познавательные игры с использованием Интернет-ресурсов (веб-квест),

тренинги,

коллективное творческое дело.

Перечисленные выше формы работы предоставляют педагогам возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание думающих, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества выпускников, является одной из основных задач, стоящих перед современным образованием. Формирование патриота происходит на всех ступенях образования и посредством изучения всех учебных дисциплин. Особое внимание при этом, заслуживает изучение дисциплины «Иностранный язык», все наполнение которой направлено на формирование и развитие личности патриота Отечества путем сопоставления культуры родной страны и стран изучаемого языка

 

Список использованной литературы

Ваторопина Е. В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование — векторы развития. Материалы III Международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2012.

Пассов Е. И. Урок иностранного языка // Настольная книга преподавателя иностранного языка. М.: Глосса. пресс Феникс, 2010.

Сергеева Е. М. Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка. Электронный ресурс: urok.1sept.ru.

Трубинова Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой учёный. — 2015. — №9 (89). — С. 1050–1053.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации