Доклад «Реализация этнокультурного компонента основ безопасности жизнедеятельности через урочную и внеурочную деятельность»

3
0
Материал опубликован 22 March 2020

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

 

Реализация этнокультурного компонента

основ безопасности жизнедеятельности

через урочную и внеурочную деятельность

 

Из опыта работы Мойсеевой Светланы Егоровны, преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ «СОШ» пгт Синдор Княжпогостского района Республики Коми

 

2020

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………...……. с. 3

 

Основная часть …………………………………………………………. с. 5

Использование этнокультурного компонента на уроках ОБЖ…....… с. 6

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности ………..... с. 8

 

Заключение………………………………………………...….......…… с. 10

 

Список использованных источников и литературы….……...……… с. 11

 

 

Введение.

Вt1584864415aa.jpg соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования преподавание основ безопасности жизнедеятельности должно обеспечить умение обучающихся определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, а также корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020гг. предполагает формирование (в контексте общероссийского) современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования. Интеграция вышеназванных документов нацеливает педагогов включать региональный компонент в свою урочную и внеурочную деятельность.

Республика Коми – неповторимая по красоте северная природа. Вокруг нас – очарование лесов, рек, озер. Разнообразие погодных условий, рельефа, промышленности дают богатейший материал для изучения Коми края на уроках ОБЖ. У меня, как преподавателя ОБЖ, этнокультурный компонент вызывает интерес, но из-за слабого отражения этнокультурного подхода в действующей программе, а также отсутствия методических пособий я испытываю трудности в практике преподавания. Таким образом, проблемой реализации этнокультурного компонента ОБЖ является то, что учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального перечня учебников не находят отражения регионального компонента относительно коми края, его особенностей и специфики.

Основной целью реализации этнокультурного компонента на уроках и во внеурочной деятельности является приобщение учащихся к изучению природных, климатических характеристик Республики Коми, с возможными природными и техногенными катастрофами на территории региона.

Задачи:

Создать условия для формирования устойчивого интереса к неповторимым особенностям республики.

Научить связывать знания по основам безопасности жизнедеятельности с конкретными условиями Республики Коми.

Создать условия для формирования у учащихся практических навыков в различных погодных, климатических, природных условиях Республики Коми.

Основная педагогическая идея – усиление изучения особенностей республики, а также повышение уровня мотивации к изучению Коми края на уроках и во внеурочной деятельности через средства обучения; способствовать актуализации знаний о Республике Коми.

Основная часть.

 

Работа по реализации этнокультурного компонента по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» начинается из следующих шагов:

1. Выявление уровня знаний школьников по разделам (темам) учебной программы, в которых содержится региональный компонент на основе анализа результатов входной диагностики.      

2. Определение причин низких результатов по выявленным разделам (темам) учебной программы.

3. Анализ средств обучения, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся.

4. Анализ методических просчетов, связанных с единообразием подходов к обучению и минимальной активностью учащихся, с отсутствием системы в формировании ключевых предметных компетенций.

5. Планирование по изучению курса с учетом этнокультурного компонента и выявленных проблем.          

При отборе дидактических единиц и дидактического материала я считаю необходимым использовать структурный подход этнокультурных знаний, учитывающий возрастные особенности учащихся.

t1584864415ab.gif

Этнокультурный компонент по ОБЖ

Структура этнокультурных знаний

 

t1584864415ac.gif
 

t1584864415ad.gif

Региональный материал

 

 

t1584864415ac.gif
 

t1584864415ae.gif

Районный материал

 

 

t1584864415ac.gif
 

t1584864415af.gif

Местный материал

 

 


 

Схема наглядно показывает, что этнокультурные знания состоят из компонентов «вытекающих» одна из другой (от большого к малому). Подбираю материал в следующей цепи «Республика Коми – Княжпогостский район – поселок Синдор»

Использование этнокультурного компонента на уроках ОБЖ.

Сt1584864415ag.jpg одержание тем с 5 по 11 классы предполагает разнообразное изучение этнокультурного компонента. К примеру, «Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность», «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», «Опасные ситуации в природных условиях». На этих уроках мы с ребятами говорим не только как вести себя в автономном существовании, но и на местном материале описываем, как вести себя, если встретился в лесу с дикими животными (по материалам СМИ, из рассказов взрослых). Учимся с ребятами как правильно развести костёр (какие породы деревьев подходят лучше всего, как выбрать место для стоянки, как разводить огонь в разных погодных условиях с учетом регионального климата). Также с учащимися мы выясняем, какие растения, грибы, ягоды можно найти в нашей местности, районе, как их приготовить в походных условиях. Обязательно со школьниками учимся ориентироваться на местности при помощи компаса и местных признаков.

t1584864415ah.jpgБлагодаря этнокультурному компоненту, обучающиеся оказывают первую помощь при неотложных состояниях в различных природных и погодных условиях. Ребята учатся находить лекарственные растения, характерные для Республики Коми. Из подручных материалов оказывать первую медицинскую помощь (например, как наложить шину из подручных материалов или какое растение может заменить вату).

Огромный региональный материал приходится на изучение «Природных явлений в оболочках Земли», «Лесные и торфяные пожары и их характеристика», «Ураганы и бури, причины их возникновения». Неоценимую помощь в поиске информации оказывает официальный сайт МЧС Республики Коми (http://11.mchs.gov.ru/). Данный сайт позволяет получить оперативную информацию на текущий момент в Республике Коми, а также изучение сводок чрезвычайных ситуации на территории РФ. Просмотр ежедневного прогноза от МЧС России.

Дt1584864415ai.jpg ругой, не менее значимый официальный сайт, используется на таких темах как «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей» - http://www.gibdd.ru/r/11/news/. Этот сайт позволяет найти советы как юным участникам дорожного движения, так и их родителям. Сайт ГИБДД стоит особенно отметить за познавательные видеоуроки, которые воспринимаются учащимися эмоционально и запоминаются надолго.

Бt1584864415aj.jpg лизость к предприятиям газовой и нефтяной позволяет более глубоко изучить такие темы как «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера», «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах». Ребята учатся как правильно вести себя в случае техногенной аварии или катастрофы. Живой интерес у школьников вызывает привлечение сотрудников МЧС и пожарной части на открытые уроки по данным темам. Работники спасательных служб не только рассказывают как вести себя в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, но и проводят с учащимися практические занятия, совместную эвакуацию из здания школы.

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности, реализуя воспитательные задачи, считаю необходимым прививать учащимся любовь к родной стране, родной земле. Упор на региональный компонент в воспитании далеко не случаен. Возможно ли воспитывать в детях любовь к Отечеству абстрактно? Здесь необходимо своё, родное. То, до чего можно дотронуться рукой и сердцем.

Реализация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности преобладает из активных форм - это участие в экскурсиях, образовательных путешествиях, посещение краеведческих музеев, вовлекаются в процесс этнокультурного образования общественные организации и объединения, происходит сотрудничество с предприятиями поселка.

t1584864415ak.gifУчащиеся с 5 класса, изучая погодные и природные явления, составляют свой «Дневник наблюдения». Учатся делать выводы и прогнозы на будущее.

Для учащихся 5-11 классов совместно с досуговым и спортивным учреждениями проводятся конкурсы, соревнования, праздники. Ребята принимают активное участие как в их подготовке, так и в проведении.

С учениками 10-11 классов внеурочная деятельность строится на исследовательской и проектной деятельности. Старшеклассники самостоятельно могут проделать большую исследовательскую работу: снимают собственные видеоролики, создают презентации на такие темы, как «Герои Советского Союза из Княжпогостского района», «Ветераны Афганистана – уроженцы поселка Синдор», «Участники Чеченской войны (из пос. Синдор». Именно данные формы предполагают непосредственное присвоение культурного наследия каждым ребенком, делают воспитание личностно значимым и актуальным.

Уt1584864415al.jpg ченики 4-6 классов вступают в кружок «Юные инспектора движения «Светофорчик». У ребят формируется не только поведение на дорогах, но и учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему подручными средствами, учитывать климатические условия региона.

Таким образом, урочная и внеурочная деятельность предоставляет возможности удовлетворения широкого спектра индивидуальных, групповых потребностей обучающихся, развития их личности посредством планирования, разработки и реализации программ ОБЖ, отражающих региональные и этнокультурные особенности региона.

Заключение.

 

Этнокультурные знания призваны помочь обучающимся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося. Такой подход к обучению предусматривает не только активные использование учителем и учащимися знаний местного материала на уроках, но и не менее активную деятельность по изучению краеведческого материала, явлений, процессов, протекающих в окружающей природе и обществе, имеющих непосредственное отношение к основам безопасности жизнедеятельности. 

Однако, остаются проблемы реализации этнокультурного компонента:

нет возможности широкого использования информационных технологий, технологий дистанционного характера и обеспечения образовательного процесса соответствующими IT-технологиями (доступных видеофильмов, видеороликов, презентаций по ОБЖ с региональным компонентом);

отсутствует обеспеченность образовательного процесса учебниками, учебными пособиями, учебно-методической, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом специфики этнокультурного содержания основных образовательных программ;

нет доступного размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся.

Так участие педагогов в семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня, с целью обмена опытом, остается одним из приоритетных направлений, осуществления педагогической работы с использованием материалов регионального и этнокультурного характера.


Список использованных источников и литературы

Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020гг. Электронное издание.

М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высшая школа, 1992

В.В. Петров. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986

Республика Коми: Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.

http://11.mchs.gov.ru/

http://www.gibdd.ru/r/11/news/


 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации