12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Ботвинкина (Кондратюк)144
Доброго времени суток уважаемые коллеги. Меня зовут Анна Николаевна, я работаю педагогом- психологом в КГБПОУ "Бийском техникуме лесного хозяйства". Внедряю интересные техники и методы в работе с различным контингентом студентов. Стаж работы 11 лет.
Россия, Новосибирская обл.
2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических занятий с № 1,2,3,4,5,6,7,8,9 по «Социальной адаптации обучающихся» 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» 35.02.03 «Технология деревообработки»



Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Бийский техникум лесного хозяйства»



РАССМОТРЕНО

Председатель цикловой комиссии

специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»


___Ф.И.О_____________

Протокол № _1_ « »_ _2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-методической работе



Ф.И.О

 «_ _»_ _2019г.








МЕТОДИЧЕСКИЕ    УКАЗАНИЯ


по выполнению практических занятий

с № 1,2,3,4,5,6,7,8,9

по «Социальной адаптации обучающихся»

35.02.12  «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

35.02.03 «Технология деревообработки»








Автор (составитель): Ботвинкина А.Н

Должность педагог - психолог





Бийск

2019г.


Содержание:

Практическая работа №1. 3

Тема:  Самопрезентация и организация группы (2 часа)

Практическая работа №2. 3

Тема: Вопросы и ответы  (2 часа)

Практическая работа № 3. 4

Тема: Ассоциация в парах  (2 часа)

Практическая работа № 4. 5

Тема: Мои проблемы (2 часа)

Практическая работа № 5. 7

Тема: Я могу уверенно ответитьт (2 часа)

Практическая работа № 6. 9

Тема: Я не такой как все, и все мы разные (2 часа)

Практическая работа № 7. 12

Тема: Стоп! Подумай! Действую  (2 часа)

Практическая работа № 8. 20

Тема:  Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха   (2 часа)

Практическая работа № 9. 20

Тема:  Основы саморегуляции    (2 часа)





Практическая работа №1

Тема: Самопрезентация и организация группы       (2 часа)

 

Цель: Придумать обращение для группы и презентовать его.


Задание №1 Составить обращение для группы

Предлагается ряд упражнений: «Кто точнее?», «Восковая фигура», «Личный подвиг», «Сила честности», «Скамья запасных», «Живая картина», «Найди и промолчи», «Колодец обид» необходимо к каждому заданию подобрать свое решение, найти выход из предлагаемых ситуаций, после выполнения задания проанализировать его  высказать свои чувства, мнение,  проанализировать свои действия.


Практическая работа №2

Тема: Вопросы и ответы          (2 часа)


Цель: наладить конструктивную коммуникацию между подростками.

Задание №1 Конструктивная коммуникация между подростками

  1. Участники получают листки в вопросами, ходят в свободном броуновском движении, встречаясь, кто с кем  хочет;
  2. При встрече каждый может задать свой вопрос;
  3. Все встают в общий круг и каждый  присматривается к кому он хочет подойти.

Рефлексия

  1. Кому чаще задавали какой- то один вопрос? Какой?
  2. А кто чаще сам задавал один «любимый» вопрос? Какой? Почему?
  3. Кто встречался с яркими, неожиданными ответами?



Практическая работа № 3

Тема: Ассоциация в парах       (2 часа)       


Цель: формирование оперативных команд - ограниченная по времени работа отобранного состава исполнителей на достижение поставленных целей;
· сплочение коллектива с целью более результативного обмена информацией, усиления креативности и объединения усилий для достижения целей предприятия в целом;


Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А4, гелиевые ручки, карандаши, фломастеры,  бумага для записей, 5-6 мягких игрушек



Задание №1. Используя дидактические материалы, выполните программу тренинга

Содержание программы тренинга


Представление тренера.

Обсуждение целей и задач тренинга, режима и организации работы группы.


Переходный этап групповой динамики


«Летели гуси» (вовлечение в активную деятельность, слаженность)
Обсуждение игры.


«Джаз и симфонический оркестр» (обратная связь, умение убеждать)
Обсуждение игры.


«Дрессированный дельфин» (сплочение, обучение анализу)
Обсуждение игры.


«Какая наша команда?» 


«Необитаемый остров» (выявление лидера в команде,
Обсуждение игры.


)






 






Практическая работа № 4

Тема: Мои проблемы        (2 часа)       


Цель: помочь  преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.


Задание №1. Используя дидактические материалы, выполните программу тренинга

Ход занятия

Вступление

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Упражнение “Руки” 

Обсуждение:

-то вы чувствовали?

-как вы себя чувствуете?

какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

 Конфликты бывают:

Межгрупповые

Межличностные

Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)

Между личностью и группой

Работа по группам

Плюсы

-конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;

-дает возможность увидеть скрытые отношения;

-дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

-пересмотр своих взглядов на привычное;

-способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;

временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после

Рефлексия


Практическая работа № 5

Тема: Я могу уверенно ответить               (2 часа)


Цель: сформировать навыки конструктивной критики, техник постановки вопроса у обучающихся - подростках.

Задачи:

- осознанность - важность личностной составляющей - конструктивной критикии уверенного поведения;

- обсудить принципы, нормы, правила, обеспечивающие конструктивную критику;

- научить основным инструментам правил уверенного поведения;

- развить навыки для бесконфликтного преодоления сложных ситуации.

Ожидаемый результат:

1) осознание важности личностной составляющей - конструктивной критики и уверенного поведения;

2) обсуждение принципов, норм, правил, обуславливающих конструктивную критику в общение;

3) научить основным инструментам правил конструктивной критике;

4) развить навыки для бесконфликтного преодоления сложных ситуации.

Методы проведения:

- Упражнение на отработку навыков.

- Групповая дискуссия.

- Мозговой штурм.

- Психологическая гимнастика.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А4, А3, гелиевые ручки, карандаши, линейка, ластик.


Задание №1 Составить конструктивную критику

Упражнение: «А ну-ка все вместе!» С целью повысить активность участников.

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: отработка техник выражения сомнения в целесооб

разности и цитирования прошлого случая.

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: развитие внимательности и самоконтроля.

Упражнение: «Ты прав, отложим это»

Цель: навыки по технике выражения сомнения в целесообразности.

Разминка

Цель: позитивный настрой

Обратная связь по тренингу

Участники по очереди дают обратную связь о том, что они получили, на сколько их запросы оказались выполненными, что возьмут с собой.

Практическая работа № 6

Тема:  Я не  такой как все, и все мы разные      (2 часа)


Цель: анализ ситуаций вербального взаимодействия.

Рассмотреть следующие вопросы:

 1. Структура и виды профессионального общения;

2.   Я – индивидуальный?;

3.   Посмотри! Мы все разные.

Задание №1. Используя дидактические материалы, выполните программу тренинга

  1. Подросткам предлагается в течении 5 минут,  с помощью цветных карандашей описать, что такое радость?
  2. Рисунок может быть абстрактным или конкретным;
  3. После выполнения задания все листки перемешиваются и рассматриваются участниками.

Проводится обсуждение:

Легко ли было выбирать из обилия работ свою?

Делается вывод, что каждый человек не повторим, не заменим, является основанием для ощущения своей ценности.

Практическая работа № 7

Тема: Стоп! Подумай! Действуй                   (2 часа)


Цель: выработка стратегии действий в экстренных ситуациях

Задание №1. Используя дидактические материалы, выполните программу тренинга

  1. Участники тренинга разбиваются на микрогруппы;
  2. Для каждой группы ситуации разные, но во всех присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем или наркотиком;
  3. После того, как участники ознакомятся с ситуацией, они берут карточку «Стоп!» На ней раскрываются чувства, переживания, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации;
  4. Задача участников - обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает и либо согласиться с ними, либо отказаться и записать свои.
  5. Затем берется вторая карточка «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции. Члены микрогруппы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.
  6. На последней карточке написано одно слово «Действуй!». На листках бумаги участники должны изложить каждый свое решение проблемы.

После этого проводиться общее обсуждение. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость трех предложенных этапов «Стой! Подумай! Действуй!» для уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.


Практическая работа № 8

Тема: Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха      (2 часа)


Цель:  преодоление страха, и  необдуманных поступков

Задние №1. Используя дидактические материалы, выполните программу тренинга

  1. Ставится вопросы: «В чем и как проявляется наша зависимость от мнения окружающих? От мнения близких людей? От оценки значимых для нас людей? Как все-таки на практике преодолевать эту зависимость? Какие вы можете назвать методы, способы и приемы?» Короткое обсуждение вариантов ответов.
  2. Подросткам сообщается о существовании так называемого «Тренинга нестандартных поступков», заключающегося в выполнении любых действий привлекающих внимание, эпатирующих, вызывающих недоумение, даже изумление окружающих на улице, в транспорте. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, особенно вначале разрешить окружающим думать о себе, что угодно: «Ну да, есть еще больные люди...» Поймать это состояние независимости от мнения и оценки других людей.
  3. Участникам предлагается обсудить плюсы и возможные минусы этого тренинга. Дается домашнее задание: нестандартные поступки, не вредящие окружающим.


Практическая работа № 9

Тема: Основы саморегуляции                         (2 часа)


Цель:  развивать навыки саморегуляции и самостоятельности, в том числе самостоятельности мышления.

Задние №1.

Техники расслабления могут изучаться сами по себе и могут быть составной частью других приемов. Применяются не только как средство повышения устойчивости к стрессам, но и в целях формирования защиты или восстановления душевного равновесия.


  1. Упражнение «Аукцион»

По типу аукциона участниками предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим), записываются и обсуждаются в группе.

По результатам обсуждения составляется рейтинг «эффективных способов».


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.