Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.01 Математика по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»
| «Утверждаю» Зам. директора по УПР _____________ Н.М.Тимакова « 29 » июня 2021 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ЕН.01 Математика
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности:
35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
| Должность | Фамилия/подпись | Дата |
Разработал | Преподаватель | Иванникова Е.С. | |
Согласовано | Методист | Чеховских Н.В. | |
г. Нефтегорск, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, утверждённого МОиНРФ(07.05.2014г.№461),входящей в состав укрупнённой группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»
Разработчик: Иванникова Е.С., преподаватель ГБПОУ «НГТ»
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных, математических, естественнонаучных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин» ГБПОУ «НГТ»
Протокол №10 от «22 » июня 2021г.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ «НГТ» к использованию в учебном процессе
Заключение Методического совета № 7 от « 29» июня 2021 г.
стр. | |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
ПриложениЕ 1 | 17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать математические методы при решении прикладных задач;
проводить элементарные расчёты, необходимые в садово – парковом и ландшафтном строительстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные численные методы решения прикладных задач и их применение в садово-парковом и ландшафтном строительстве .
Содержание дисциплины ориентировано на формирование профессиональных компетенций (ПК) по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
ЕН.01 Математика:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ: не предусмотрено.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Практические занятия | 22 |
в том числе: | |
- практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
- подготовка и защита реферата | 4 |
- подготовка и защита сообщений | 6 |
- подготовка к зачёту | 2 |
- работа с конспектом | 6 |
- подготовка и защита презентаций | 14 |
- составление кроссвордов | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Объём часов | Уровень усвоения | | |
1 | 2 | 3 | 4 | | |
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 2 | | | |
Раздел 1. Элементы линейной алгебры и теории комплексных чисел | | | | ||
Тема 1.1. Матрицы. Определители | Содержание учебного материала | 6 | 2 | | |
1. | Матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами. Определители второго и третьего порядка. Свойства определителей. | | |||
Практические занятия | 2 | | |||
Практическое занятие №1 Действия с матрицами. Вычисление определителя | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: конспект « Матрицы и действия над ними», подготовка и защита сообщений «Математика в России XVII-XVIII веков (Роль реформ Петра I; Екатерина II), «М. В. Ломоносов», «К. Ф. Гаусс» | 4 | | | ||
Тема 1.2. Решение систем линейных уравнений. | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1. | Решение систем линейных уравнений методом Крамера, методом Гаусса, матричным способом. | 2 | | ||
Практические занятия | 2 | | |||
Практическое занятие №2 Решение систем линейных уравнений методом Крамера, матричным способом. | | ||||
Практическое занятие №3 Решение систем линейных уравнений методом Гаусса | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Способы решения систем линейных уравнений», подготовка и защита сообщений «Решение систем различными способами» | 4 | | | ||
Тема 1.3. Комплексные числа | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1. | Определение комплексного числа. Действия над комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. | 2 | | ||
Практические занятия | 2 | | |||
Практическое занятие №4 Действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме | | ||||
Практическое занятие №5 Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме, показательной форме | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему «Комплексные числа» , подготовка и защита материала-презентации «История открытия комплексного числа» | 4 | | | ||
Раздел 2. Элементы математического анализа и элементы теории вероятностей, математической статистики | | | |||
Тема 2.1. Предел функции. Непрерывность функции | Содержание учебного материала | 10 | | ||
1. | Понятие предела функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах. Вычисление пределов функций. Замечательные пределы. Понятие непрерывности функции в точке и на промежутке. Точки разрыва функции, типы разрывов. | 2 | | ||
Практические занятия | 3 | | | ||
Практическое занятие №6 Вычисление пределов функций | | ||||
Практическое занятие №7 Определение непрерывности функции, точек разрыва функции | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом «Предел функции. Неопределённости» | 2 | | |||
Тема 2.2. Дифференциальное исчисление | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1. | Определение производной функции. Правила дифференцирования. Таблица производных. Производная сложной функции. Дифференцирование элементарных функций. Дифференциал функции. Вторая производная и производные высших порядков. Асимптоты графика функции. Применение второй производной. Направление выпуклости графика функции. Точки перегиба. Общая схема исследования функции. | 2 | | ||
Практические занятия | 5 | | | ||
Практическое занятие №8 Вычисление производных элементарных функций | | ||||
Практическое занятие №9 Вычисление производных сложных функций | | ||||
Практическое занятие №10 Исследование функции по общей схеме. Построение графиков функций | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление кроссворда на тему «Дифференциальное исчисление», работа с конспектом «Приближённые вычисления и дифференциалы» | 4 | | |||
Тема 2.3. Интегральное исчисление | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1. | Неопределенный интеграл, его свойства. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование. Определённый интеграл и его свойства. Формула Ньютона – Лейбница для вычисления определённого интеграла | 2 | | ||
| Практические занятия | 6 | | | |
Практическое занятие №11 Вычисление неопределённых интегралов методом подстановки | | ||||
Практическое занятие №12 Вычисление неопределённых интегралов методом интегрирования по частям | | ||||
Практическое занятие №13 Вычисление определённых интегралов и их практическое применение | | ||||
Практическое занятие №14 Вычисление площади криволинейной трапеции. | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Интегралы в нашей жизни», реферат» Вычисление определённых интегралов и их практическое применение, презентация «Вычисление площади криволинейной трапеции» | 8 | | |||
Раздел 3. Элементы теории вероятностей, математической статистики | | | |||
Тема 3.1. Элементы теории вероятности и математической статистики | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1. | Перестановки, размещения, сочетания и их свойства. | | |||
Практические занятия | 2 | | |||
Практическое занятие №15 Перестановки, размещения, сочетания и их свойства. | | ||||
Практическое занятие №16 Нахождение математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины, заданной законом распределения | | ||||
Дифференцированный зачёт | 2 | | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка и защита сообщения «Математическая статистика в профессии», подготовка к зачёту, презентация : «Комбинаторика-это интересно» | 8 | | |||
Всего | 102 | |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета математики: столы аудиторные, стулья, стол преподавателя, стул преподавателя, таблицы по математике, дидактические материалы, учебная литература для обучающихся, доска, чертёжные принадлежности, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дадаян А.А. Математика. Учебник 2-е издание М.Форум. 2014 Профессиональное образование.
2. Дадаян А.А. Сборник задач по математике. Учебное пособие. – Форум - Инфра-М. 2014.
Дополнительные источники:
1. ”Теория вероятности и математическая статистика” Спирина М.С., Спирин П.А. Издательский центр “АКАДЕМИЯ” 2012.
2. Математика Григорьева С.Г. , Задулина С.В. Под редакцией В.А. Гусева Издательский центр “АКАДЕМИЯ” 2012.
3. Пехлецкий И.Д. Математика. Учебник для студентов общеобразовательных учреждений СПО-4-е издание. М. Издательский центр. Академия. 2013
4. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. М.Форум. 2014.
5. Григорьев В.Г. Сабурова Т.Н. “Сборник задач по высшей математике” АКАДЕМИЯ 2014.
Сайты и электронные пособия по математике:
1. Геометрический смысл производной http://www.youtube.com/watch?v=TxFmRLiSpKo
2. Основные сведения о рациональных функциях
http://www.youtube.com/watch?v=1546Q24djU4&feature=channel
3. Первообразная и неопределенный интеграл
http://www.youtube.com/watch?v=PbbyP8oEv-g
4. Интегрирование по частям http://www.youtube.com/watch?v=2N-1jQ_T798&feature=channel
5. Таблица основных интегралов http://www.youtube.com/watch?v=3qGZQW36M8k&feature=channel
6. Понятие определенного интеграла http://www.youtube.com/watch?v=dU_FMq_lss0&feature=channel
7. Комплексные числа http://www.youtube.com/watch?v=dZPRzB1Nj08
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- использовать математические методы при решении прикладных задач; | Экспертная оценка результатов опроса, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, зачёт |
-проводить элементарные расчёты, необходимые в садово – парковом и ландшафтном строительстве. | Экспертная оценка результатов опроса, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, зачёт |
Знания: | |
- основные численные методы решения прикладных задач и их применение в садово-парковом и ландшафтном строительстве . | Экспертная оценка результатов опроса, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, зачёт |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общекультурные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении; -осознает значимость изучаемой дисциплины в профессиональной деятельности | -Экспертное наблюдение и оценка познавательной активности обучающихся на практических занятиях. -Анализ активности участия во внеурочной деятельности по дисциплине. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: индивидуальные задания |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с заданием; - находит способы и методы выполнения задания; - выстраивает план (программу) решения; - подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задания; - анализирует результат выполняемых действий и выявляет ошибки (если они имеются); - определяет пути устранения выявленных ошибок; - оценивает результаты своей деятельности | -Анализ мотивов учебной деятельности обучающихся. -Наблюдение за обучающимися во время выполнения практических, самостоятельных и контрольных работ. -Оценка конспектов, результатов внеурочной самостоятельной работы обучающихся. -Анализ и оценка рефлексии, адекватности самооценки деятельности обучающихся на уроке |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - анализирует содержание нестандартной задачи; - подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задания; - находит пути решения задания; - берет на себя ответственность за принятое решение | -Наблюдение и оценка уровня познавательной активности обучающихся на уроке. -Наблюдение и оценка уровня выбранных заданий для самостоятельной и контрольной работы обучающихся в условиях дифференцированного подхода. -Тип контроля по дисциплине: входной, текущий, итоговый -Вид контроля: педагогический, самоконтроль, взаимоконтроль. -Метод контроля: устный, письменный, практический Форма контроля: самостоятельные, контрольные работы, зачет |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет; - задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи; - пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами -находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) -сопоставляет информацию из различных источников -определяет соответствие информации поставленной задаче -классифицирует и обобщает информацию -оценивает полноту и достоверность информации | -Наблюдение и оценка уровня познавательной активности обучающихся на уроке: -во время изучения нового материала; во время проведения самостоятельной работы; -Оценка уровня подготовки обучающимися докладов, сообщений, рефератов по дисциплине. -Оценка презентаций, созданных обучающимися. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: индивидуальные задания |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях --извлекает информацию с электронных носителей -использует средства ИТ для обработки и хранения информации -представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения -создает презентации в различных формах | -Наблюдение и оценка уровня познавательной активности обучающихся на уроке: -во время изучения нового материала; во время проведения самостоятельной работы; -Оценка уровня подготовки обучающимися докладов, сообщений, рефератов по дисциплине. -Оценка презентаций, созданных обучающимися. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: индивидуальные задания |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -устанавливает позитивный стиль общения -признает чужое мнение при необходимости аргументирует свою позицию -принимает критику -способен к эмпатии | -Наблюдение за обучающимися во время групповой работы. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: групповые задания |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | -организует коллективное обсуждение выполнения задания -организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями -составляет отчеты о работе группы в соответствии с предъявляемыми требованиями | -Наблюдение за обучающимися во время групповой работы. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: групповые задания |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | -анализирует собственные сильные и слабые стороны; участвует во внеурочной деятельности по дисциплине владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике владеет методами самообразования | -Экспертное наблюдение и оценка познавательной активности обучающихся на практических занятиях. -Анализ активности участия во внеурочной деятельности по дисциплине. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Метод контроля: практический, визуальный -Форма контроля: индивидуальные задания |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | -владеет навыками ориентироваться в новых технологиях в профессиональной деятельности | -Экспертное наблюдение и оценка познавательной активности обучающихся на практических занятиях. -Анализ активности участия во внеурочной деятельности по дисциплине. -Тип контроля по дисциплине: текущий -Вид контроля: педагогический, самоконтроль -Методика контроля: практический, визуальный -Экспертная оценка результатов внеурочной самостоятельной работы обучающихся. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Формируемые ОК,ПК |
Практическое занятие №1 Действия с матрицами. Вычисление определителя | 2 | Работа в группах | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8,ПК1.3. | |
| Практическое занятие №2 Решение систем линейных уравнений методом Крамера, матричным способом | 2 | «Мозговой штурм» | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8,ПК 2.2 |
| Практическое занятие №3 Решение систем линейных уравнений методом Гаусса | 2 | Работа в группах | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8,ПК2.2 |
| Определение комплексного числа. Действия над комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. | 2 | Лекция с материалом-презентацией «История открытия комплексного числа» | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8,ПК 2.1 |
| Практическое занятие №8 Вычисление производных элементарных функций | 2 | Решение профессиональных задач | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8, ПК2.3 |
| Практическое занятие №15 Перестановки, размещения, сочетания и их свойства. | 2 | Решение профессиональных задач | OK 1, OK 2, OK 3, OK 4, OK 6, OK 7, OK 8, ПК2.3 |
Лист регистрации изменений
№ изменения | Номер листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | ||
заменен ных | новых | анулиро ванных | |||||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
6