Методический доклад «Методика развития гармонического слуха»
Методический доклад
«Методика развития гармонического слуха»
Эсаулова Полина Александровна
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБОУ ДО «Детская школа искусств»
п. Камыши Курского района Курской области
Гармонический слух, по определению Б. Теплова, - «это способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое».
Существует три стороны восприятия гармонии:
восприятие окраски (фонизма) звучания аккордов;
осознание функционального значения аккордов в их взаимосвязи;
умение выделить отдельные звуки в аккордах или голоса в аккордовых последовательностях.
Первые две стороны основаны главным образом на эмоциональном ощущении, а третья - на рациональном осознании, определении высоты каждого звука.
Работу над развитием гармонического слуха следует начинать уже на первых этапах обучения. Это период накопления слуховых впечатлений, создание базы для дальнейшего развития (таково, например, пение мелодий с гармоническим сопровождением преподавателя, определение на слух окраски звучания интервалов и аккордов, пение двухголосных вокальноинтонационных упражнений и т. д.).
Многоголосие при этом не должно восприниматься пассивно, неосознанно. Одна из задач педагога - научить понимать гармонию, воспитывать направленность внимания на те или иные стороны многоголосия. Для этого необходимо подкреплять слуховые впечатления теоретическими знаниями.
Таким образом, при развитии гармонического слуха следует соблюдать главный принцип обучения: любое изучаемое явление сначала должно быть услышано, прочувствовано, а затем уже теоретически осмыслено.
Формы развития гармонического слуха.
Слуховой анализ (основная форма). Для развития разных сторон гармонического слуха определять созвучия (интервалы, аккорды) рекомендуется в гармоническом и мелодическом («разложенном») видах. Метод определения созвучий только путём пропевания каждого звука недостаточен, так как основывается только на одной стороне слуха: аккорд воспринимается в разложенном (мелодическом) виде, а не как гармонический комплекс.
Воспроизведение на фортепиано только что определённой гармонической последовательности.
Запись одного голоса определяемой гармонической последовательности (особенно баса).
Коллективное воспроизведение многоголосия - пение хором, игра в ансамбле, многоголосные упражнения на уроках сольфеджио.
Игра аккордов на фортепиано, вслушиваясь в них.
Выполнение многоголосных творческих заданий (досочинение или сочинение других голосов к заданной мелодии, импровизация мелодий на фоне гармонической последовательности, подбор аккомпанемента и т. д.). На начальном этапе - это работа с двухголосием.
Этапы работы над двухголосием.
пение наиболее удобных для двухголосного исполнения интервалов (на данном этапе важно воспитать умение «подстроиться» к данному звуку);
пение народных песен подголосочного склада, так как партия вторы легче и выразительнее партии второго голоса в мелодиях гомофонногармонического склада;
пение двухголосных номеров гомофонно-гармонического склада;
пение канонов;
пение номеров полифонического склада.
Развитие восприятия фонизма гармонии.
Окраска созвучий связана с их акустической природой: разной степенью диссонантности или консонантности. Их акустические признаки ярче выявляются в среднем регистре в тесном расположении. Изменение тембра и регистра изменяют окраску созвучий. Поэтому на первом этапе обучения необходимо использовать средний регистр и тесное расположение, постепенно расширяя диапазон слушания.
Главной задачей преподавателя при развитии данной стороны восприятия гармонии является:
воспитание правильной направленности слухового внимания учащихся;
соблюдение строгой последовательности в нарастании трудностей, распределении работы по этапам.
Первый этап. Средний регистр. Понятие диссонанса и консонанса. Использование контрастных интервалов: секунды - сексты, терции - септимы и т. д. Трезвучия: мажорное и минорное.
Второй этап. Средний регистр. Определение окраски созвучий в зависимости от ширины: секунда - диссонанс узкий, секста - консонанс широкий и т. д. Мажорное и минорное трезвучия с обращениями.
Третий этап. Расширение регистра до большой октавы вниз и третьей (частично) вверх. Определение тоновой величины интервалов. Мажорное и минорное трезвучия с обращениями; увеличенное и уменьшенное - в основном виде. Септаккорды: малый мажорный - с обращениями; малый уменьшённый, уменьшенный и малый минорный - в основном виде. Созвучия определяются по окраске звучания, а не во взаимосвязи, поэтому чередовать их следует быстро. Опрос устный.
Далее следует определение цепочек интервалов и аккордов (начиная от двух - трёх составляющих). Опрос устный и письменный. Последний этап - определение окраски созвучий в примерах из музыкальной литературы.
Развитие восприятия функциональных связей аккордов.
Данная сторона гармонического слуха тесно связана с чувством лада, поэтому на начальном этапе её развития полезны виды работы, в которых гармония подчёркивает ладовое значение мелодических оборотов: пение с гармоническим сопровождением, подбор аккомпанемента к мелодии, и т. д.
Так естественно и пока интуитивно воспитывается чувство логики музыкального языка.
При развитии функциональной логики важной задачей является осознание получаемых ощущений. Поэтому большое значение приобретают теоретические знания и умение применить их на практике.
Здесь также надо начинать с окраски звучания разных гармонических оборотов. Поэтому примеры должны быть яркими, выразительными и разнообразными. Лучше использовать фрагменты из музыкальной литературы с выразительной мелодикой и свободным голосоведением. Следует избегать шаблонов и заученных схем.
Нужно помнить, что восприятие идёт по пути от общего к частному. Постепенно к осознанию формы и логики развития добавится осознание средств и путей, которыми эта форма выражена.
Воспитание чувства голосоведения (умения определять все звуки, составляющие созвучие).
При развитии данной стороны слуха перед преподавателем стоят две основные задачи:
сформировать у учащихся способность фиксировать внимание на линии каждого голоса, особенно баса и мелодии;
научить учащихся мысленно сводить звуки разных регистров к тесному расположению, т. е. представлять их себе в одном регистре.
Решению этих задач способствует пропевание аккордовых последовательностей разными способами:
пропевание каждого голоса ансамблем (сохраняя ритмический рисунок последовательности или путём «наслоения» звуков каждого аккорда), один голос пропевая, остальные - исполняя на фортепиано,
пропевание каждого аккорда последовательности по вертикали (от баса к сопрано).
При этом пропевать голоса необходимо при условии мысленного слушания гармонии в целом.
В целом, развитый гармонический слух предполагает владение навыками анализа, воспроизведения и записи многоголосного звучания. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения, включая подготовительный период;
формировать все три стороны гармонического слуха, работая вначале отдельно над каждой из них, затем - сочетая их;
исходить из наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и детализируя их;
постоянно разнообразить приёмы работы, избегая стандартов, используя яркие контрастные звучания, активно привлекая примеры из музыкальной литературы.
Список литературы
1.Вопросы воспитания музыкального слуха : Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова ; [Отв. ред. Л. М. Масленкова]. - Ленинград : ЛОЛГК, 1987. - 198 с.
2.Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. - Москва : Музыка, 1978. - 82 с. - (В помощь педагогу-музыканту).
3.Давыдова Е. В. Как развить музыкальный слух. - Москва : Музгиз, 1957. - 71 с.
4.Кондратьев А. И. Развитие музыкального слуха. - Москва : Профиздат, 1962. - 91 с.
5.Мальцев С. М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музык. восп. в СССР. - Москва : Советский композитор, 1985. - Вып.2. - С. 179-236.
6.Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха // Вопр. воспитания музык. Слуха : Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова ; [Отв. ред. Л. М. Масленкова]. - Ленинград : ЛОЛГК, 1987.
7.Оськина С. Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С. Е. Оськина, Д.Г. Парнес. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : АСТ, 2005. - 78 с.
8.Самойлова Л. В. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке : дис. ... канд. пед. наук / Людмила Васильевна Самойлова. - Челябинск, 2004. - 143 c. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-garmonicheskogo-slukha-na-nachalnom-etape-obucheniya-muzyke
9.Серединская В. А. О развитии гармонического слуха (из истории русской музыкальной педагогики) // Вопр. музыковед. Труды. - Москва, 1976. - Вып. 18. - С. 49-81.
10.Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. - Москва : Амрита-Русь, 2010. - 196 с.