«Методический прием «12 стульев» как форма развития креативности педагога»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского и молодежного творчества» города Шумерля Чувашской Республики
Методическая разработка
«Методический прием «12 стульев» как форма развития креативности педагога»
Разработала: Хрыкина Татьяна Юрьевна,
методист
Аннотация
«У творчески работающего педагога – творчески развитые дети» - такое утверждение можно часто встретить в последние годы. Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать в себе креативность, являющуюся одним из главных показателей его профессиональной компетентности. Данная методическая разработка может быть полезна методистам, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям.
Введение
Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия и правила. Ежедневные обыденные дела заставляют нас плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления. Но также наше время отличается постоянно меняющимися условиями окружающего мира, при которых успешным может стать только человек, способный быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные способы решения проблем, умеющий видеть вещи в новом, необычном ракурсе.
И именно этому – творчески, с разных точек зрения подходить к решению проблем, вопросов - дети могут научиться у своих наставников. При условии, что сам педагог не стоит на месте, пробует искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно. И здесь немаловажную роль может сыграть методист. Правильно организованное методическое мероприятие с использованием интересных интерактивных форм позволит активизировать педагогов в деятельности. Такой побуждающей к творчеству формой является методический прием «12 стульев». Идея навеяна всем известным произведением Ильфа и Петрова «12 стульев». Но в отличие от романа, сюжет которого строится вокруг поисков сокровищ, спрятанных в одном из 12 стульев изящного гарнитура, идея игры заключается в том, что каждый стул, а точнее, каждый педагог, сидящий на стуле, это клад, главными сокровищами которого являются профессионализм, опыт, творчество. И этими сокровищами он может поделиться со своими коллегами.
Цель: развитие креативности педагогов дополнительного образования, стимулирование поиска новых идей для организации учебного и воспитательного процесса в условиях дополнительного образования.
Ожидаемый результат: участники придумают нестандартные формы, приемы организации учебного и воспитательного процесса в условиях дополнительного образования.
Участники: педагогические работники дополнительного образования.
Оборудование: 12 стульев
Дидактический, раздаточный материал: опорные карточки по количеству участников
Условия и особенности реализации: Особых требований к помещению нет, главное, чтобы было место для расстановки полукругом 12-ти стульев
Методические советы по проведению.
Методический прием «12 стульев» можно проводить в рамках пед.совета, метод. объединения или другого методического мероприятия после актуализации знаний педагогов по определенной теме. Название игры – «12 стульев» – предполагает, что в идеале должно быть 12 участников. Но можно менять это число в меньшую сторону. Также можно организовать работу в парах.
Участники игры рассаживаются полукругом на стулья. Секрет стульев в том, что каждый из них имеет «начинку». Начинку для стульев заранее определяет и размещает (например, под стулом) организатор в соответствии с темой методического мероприятия.
Если участников мероприятия больше, то им можно дать роль экспертов. Эксперты из предложенных 12 идей выбирают самые креативные, подходящие для применения в учебном процессе приемы.
Варианты тем для проведения игры «12 стульев»
1 вариант:
Тема пед. совета "Современное учебное занятие в дополнительном образовании".
Тема игры: «Нестандартное начало занятия»
Цель игры: стимулирование педагогов к поиску новых идей для проведения орг. момента на занятии.
Ожидаемый результат: участники придумают нестандартные формы, приемы проведения организационного момента на учебном занятии.
Ход игры:
1.Введение
Как театр начинается с гардеробной, с вешалки, так и учебное занятие начинается с организационного момента. Цели данного этапа заключаются, во-первых, в психологическом настрое учащихся, а во-вторых, в вовлечении всех учащихся в учебный процесс, создании ситуации успеха.
Поэтому от правильного начала занятия зависит и качество усвоения новых знаний, и активность обучающихся, и, соответственно, удовлетворенность педагога своей работой.
Так как начать занятие, чтобы сразу завладеть вниманием детей? Сейчас мы с вами творчески подойдем к решению данного вопроса и попробуем найти своеобразные приёмы и формы при помощи самых обычных предметов.
2.Основная часть.
Приглашаю 12 педагогов выйти ко мне и присесть на любой из 12-ти стульев. А сейчас на задней стороне спинки стула найдите карточку.
Задание участникам: Используя содержание карточки вам нужно провести организационный этап занятия. Время на обдумывание – 5 минут.
Варианты «начинки»: стакан, наполовину наполненный водой; слова «Представьте себе...»; цветок; лист белого цвета; коробочка черного цвета; маркер; стул; линейка; газета; бабочка; яблоко; мячик.
- Уважаемые эксперты, вам нужно будет оценить выполнение задания и определить самые креативные формы проведения организационного этапа занятия, которые можно будет использовать в своей работе.
3.Подведение итогов.
- В итоге у нас получилось 12 вариантов проведения начала занятия. Экспертами были отобраны 8 самых интересных приемов, которые педагоги могут применять в своей работе. То есть, в данном случае прием позволил развивать способность видеть в привычном необычное, а также методическая копилка педагогов пополнилась новыми приемами проведения орг. момента.
2 вариант:
При подготовке к фестивалю увлечений возник вопрос о необходимости разработки эмблемы всех студий и секций ЦДТ. Чтобы внести в данный процесс нотку креативности, было решено использовать прием «12 стульев». В течение 5 минут каждый участник составлял проект эмблемы не того детского объединения, руководителем которого он является, а того, название которого «спрятано» в стуле. Таким образом педагоги, выйдя за рамки своего направления, смогли «подсказать» своим коллегам идеи по разработке эмблемы.
3 вариант:
Цель: проверить уровень знания педагогами нормативных документов.
В этом случае «начинкой» стульев будут вопросы, касающиеся содержания нормативных документов, которыми педагоги должны руководствоваться в своей работе.
Данный прием можно использовать и в работе с учащимися. Так, при подготовке к научно-практической конференции, которая ежегодно проходит для учащихся нашего учреждения, педагог одной из студий, проведя игру «12 стульев», отобрал наиболее интересную тему будущего творческого проекта. Причем, в отборе ему помогали «эксперты» - учащиеся этого же детского объединения. В итоге проект стал победителем.