Статья «Креативность как ключевая компетенция педагога, работающего с одарёнными детьми»
КРЕАТИВНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
Корнеева Ольга Владимировна
Воспитатель
Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области «Созвездие Орла»
e-mail:
2022
В современных реалиях наиболее четко стоит проблема развития и совершенствования профессиональной креативности педагога. Существуют очень важные критерии оценки личных качеств педагога. Немаловажны такие личные качества как: решительность в ходе получения нового опыта, способность совершать необычные действия и быстро приходить к принятию важных решений, творческая составляющая характера воспитателя.
Следовательно, актуальная система образования ставит перед собой неотъемлемые задачи, направленные на формирование нужных условий воспитания и обучения одарённых детей. Такие условия предназначены, в первую очередь, для правильного развития личности, так же как для её творческого потенциала. Кроме того, обучающиеся должны уметь адаптироваться к постоянно претерпевающим трансформацию условиям окружающего мира.
Вышеуказанные задачи нетрудно решить при важном присутствии у любого педагога черт творческой личности. В связи с этим актуальна тема развития креативной компетентности педагога.
Надо сказать, что педагог выступает в качестве необходимой фигуры системы образования. В контексте нашего образования и в контексте формирования общества критически важную роль выполняют профессиональные качества педагога, его способность к проявлению креативности.
Приведем определение понятия креативности. Креативность – это процесс, который берет старт с использования сложившихся знаний, переходящий в трансформацию полученного опыта. В современном мире происходит обновление и продвижение процессов. Не обошло стороной это и систему образования. Увеличилась необходимость в существовании креативной компетенции как в одном из многих профессиональных качеств личности любого педагога. В процессе изменения образовательных стандартов педагогу необходимо уметь отвечать на некие образовательные запросы и уметь осуществлять принятие решения.
Итак, стоит отметить, из чего же состоит понятие креативной компетенции педагога, работающего с одарёнными детьми. Сюда можно отнести такие качества профессионала, как: творческие способности, которые помогают решать определенные задачи, склонность к изобретательности, лабильность и критичность ума, умение использовать полученный опыт в нестандартных учебных ситуациях, определение новизны, чувствительность к противоречиям и т.д. Из этого следует, что в качестве черт креативного результата работы педагога можно назвать современность и нужность принятых решений, а кроме того, правильное формирование деятельности, которую можно достигнуть минимальными личными энергозатратами.
Есть некоторое количество схем формирования педагогической креативности педагога. Данному процессу способствует нахождение необычных способов решения разного рода вопросов, кроме того, умение аргументации для защиты личной точки зрения. Нужно добавить, что формирование критического мышления и организация ситуаций, при которых педагог должен быть способен к принятию творческих решений, также можно считать действенным путем формирования креативности. Осознание педагогической работы, умение расставлять приоритеты также выступают в качестве способов раскрытия креативности педагога.
Можно выделить следующие критерии креативности:
· Беглость — способность создавать большое количество идей;
· Гибкость — способность придумывать различные решения проблем;
· Оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;
· Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
· Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
· Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Умение трансформировать готовые идеи и решения, обосновывать принятые решения, формулировать проблемы и генерировать идеи, умение импровизировать и эффективно применять инновационный и собственный опыт способствуют осуществлению творческой деятельности.
Благодаря творческому потенциалу, у педагога появляется возможность реализовать себя не только в условиях решения обычной, повседневной ситуации, но и в случае решения, которое требует противостояния и преобразования создавшихся условий.
Творческий потенциал педагога можно рассмотреть как слияние его знаний и умений, личностных и профессиональных качеств и способностей, которые направлены на создание субъективно и объективно нового в образовательной практике.
Полнота представленных личностных качеств и профессиональных свойств определяет возможность для педагога выступать центральным объектом педагогической творческой деятельности. Развитие креативной компетенции педагога работающего с одарёнными детьми нацелено на повышение его профессиональной компетентности и профессионализма в целом.
Список литературы
1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования // Народное образование. 2018. № 2. С. 58-64.
2. Электронный ресурс http:znanio.ru 2022 г
3. Электронный ресурс http:infourok.ru 2022 г