«Методический продукт педагога как показатель профессионального мастерства»
«Методический продукт педагога
как показатель профессионального мастерства»
«Век живи – век учись»
В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. Эти слова в полной мере можно отнести к педагогической деятельности. Повышение квалификации педагога – это процесс, который обеспечивает беспрерывность педагогического образования, взаимосвязь самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы. Важнейшим аспектом повышения квалификации педагога является методическая работа.
Деятельность педагога немыслима без методического обеспечения.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
Среди всей документации образовательная программа (и конечно её учебно-методический комплекс) является основным документом, регламентирующим работу педагога.
Качество образовательной программы и её реализация напрямую зависит от программного методического обеспечения. В зависимости от того, каким качественно-методическим продуктом мы наполним нашу программу, таков и будет результат образовательной деятельности педагога.
Ведь методический продукт – это визитная карточка педагога, которая отражает формы результата методической деятельности, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, способы распространения педагогического опыта. Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет методическую папку, копилку педагога, в которой находятся методические разработки, дидактический материал и т.д.
Для того, чтобы современный педагог стал проводником передовых педагогических идей, он может и должен владеть навыками создания методической продукции.
Методическая продукция может быть классифицирована по различным критериям:
- по адресату (для педагогов, для обучающихся, для родителей);
- по периодичности (периодическая и непериодическая);
- по способу предоставления информации (текстовая, схематическая, плакатная, графическая);
- по содержанию (в зависимости от специальности педагога, от предмета);
- по функциональному назначению.
Некоторые виды методической продукции и их назначение:
информационно-методическая – её назначение состоит в том, чтобы используя различные её виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт, разъяснить, как применять ту или иную педагогическую технологию и т.д.
К ней относятся статьи, аннотации, описание педагогического опыта, публикации, портфолио и др.
организационно-методическая – её назначение заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения мероприятий, раскрытии методики образовательного процесса в объединении учащихся.
К ней относятся методические разработки, памятки, алгоритмы, технологические карты, конспекты занятий.
научно-методическая – разработки образовательных программ, занятий, сценариев, контрольно-измерительных материалов, и т.д..
прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженный в других видах методической продукции: слайдовые презентации, тематические папки, сценарии внеклассных мероприятий, родительских собраний, материалы по методической теме, дидактический материал и др.
Дидактический материал – это материал, активизирующий познавательную деятельность учащихся, побуждающий его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на заданную тему. Они должны соответствовать возрасту, быть понятными и доступными. Сам дидактический принцип подразумевает продвижение от простого к сложному через инструменты, оптимальные для того или иного обучающегося.
Ими являются карты, таблицы, наборы карточек с предметными рисунками, тексты, памятки, инструкции, тесты, алгоритмы выполнения заданий, шаблоны, маршрутные листы и т.д. (одним словом раздаточный материал).
В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:
излагает сведения, подлежащие распространению; разъясняет приемы и методы; обобщает ценный педагогический опыт; объясняет цели и порядок действий;
распространяет методику организации различных мероприятий; показывает возможные формы проведения дел и т.д.
По мнению ученых, педагогов, психологов методическая продукция в образовательном процессе выполняет ряд функций:
• является документальным носителем учебного содержания;
• является методическим обеспечением образовательных технологий;
• выполняет роль педагогических механизмов, обеспечивающих усвоение учащимися учебного содержания;
• способствует более качественному формированию общих и профессиональных компетенций;
• выступает средством творческой самореализации педагогов;
• обеспечивает возможность осмыслить свой профессиональный опыт.
Я как учитель географии и биологии использую в своей работе следующие методические продукты:
Методические разработки. Содержат конкретные материалы для проведения урока, внеклассного мероприятия.
Опорные конспекты. Служат незаменимой опорой для учащихся при изучении и повторении, обеспечивают наглядность материала, помогают понять новый материал и закрепить его в памяти.
Рабочие тетради. Помощник при самостоятельной работе как в классе, так и дома.
Методические пособия. Обобщают накопленный опыт, содержат рекомендации по его использованию и развитию.
Практико-ориентированные задания. Они помогают формировать функциональную грамотность учащихся, в том числе естественно-научную и математическую. Например, задания на вычисление высоты, атмосферного давления, температуры воздуха.
Работа со статистическими данными. Она предполагает сравнение показателей, выбор максимальных и минимальных значений, объяснение выявленных различий. Также можно предлагать задания на преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему.
Маршрутные листы. Позволяют ученику самостоятельно освоить учебный материал. Развивают познавательные компетенции.
Инструктивные карточки для выполнения практических работ.
Они помогают закрепить теоретические знания, выработать навыки наблюдения за географическими явлениями и процессами, развить географическое мышление.
Проектная деятельность. Учащиеся индивидуально и в группах разрабатывают исследовательские и социальные проекты.
Использование информационных технологий. На занятиях можно применять интерактивную доску, работать с источниками информации в интернете, создавать новые электронные образовательные ресурсы.
Дидактические материалы в виде игры. В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям.
Диагностические работы. Помогают осуществлять контроль знаний пробелы в работе.
Мультимедийная презентация. Служит не только для преподнесения нового материала, новых знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.
Раздаточные материалы. Вид методической продукции направленный на подготовку к эффективной реализации учителем обучающих задач и на полное освоение учебного материала.
Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Процесс создания методической продукции направлен на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов. Методический продукт педагога является показателем педагогического мастерства педагога. Методическая деятельность педагога, сопровождаемая качественной методической продукцией, способствует его профессиональному мастерству.
Литература
Методическая деятельность. Словарь справочник. -Л., 2011
Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: Методические рекомендации – Самара: ЦПО, 2013.-36 с.