«Методический продукт педагога как показатель профессионального мастерства»

2
0
Материал опубликован 14 December


«Методический продукт педагога

как показатель профессионального мастерства»

«Век живи – век учись»

В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. Эти слова в полной мере можно отнести к педагогической деятельности. Повышение квалификации педагога – это процесс, который обеспечивает беспрерывность педагогического образования, взаимосвязь самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы. Важнейшим аспектом повышения квалификации педагога является методическая работа.

Деятельность педагога немыслима без методического обеспечения.

Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.

Среди всей документации образовательная программа (и конечно её учебно-методический комплекс) является основным документом, регламентирующим работу педагога.

Качество образовательной программы и её реализация напрямую зависит от программного методического обеспечения. В зависимости от того, каким качественно-методическим продуктом мы наполним нашу программу, таков и будет результат образовательной деятельности педагога.

Ведь методический продукт – это визитная карточка педагога, которая отражает формы результата методической деятельности, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, способы распространения педагогического опыта. Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет методическую папку, копилку педагога, в которой находятся методические разработки, дидактический материал и т.д.

Для того, чтобы современный педагог стал проводником передовых педагогических идей, он может и должен владеть навыками создания методической продукции.

Методическая продукция может быть классифицирована по различным критериям:

- по адресату (для педагогов, для обучающихся, для родителей);

- по периодичности (периодическая и непериодическая);

- по способу предоставления информации (текстовая, схематическая, плакатная, графическая);

- по содержанию (в зависимости от специальности педагога, от предмета);

- по функциональному назначению.

Некоторые виды методической продукции и их назначение:

информационно-методическая – её назначение состоит в том, чтобы используя различные её виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт, разъяснить, как применять ту или иную педагогическую технологию и т.д.

К ней относятся статьи, аннотации, описание педагогического опыта, публикации, портфолио и др.

организационно-методическая – её назначение заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения мероприятий, раскрытии методики образовательного процесса в объединении учащихся.

К ней относятся методические разработки, памятки, алгоритмы, технологические карты, конспекты занятий.

научно-методическая – разработки образовательных программ, занятий, сценариев, контрольно-измерительных материалов, и т.д..

прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженный в других видах методической продукции: слайдовые презентации, тематические папки, сценарии внеклассных мероприятий, родительских собраний, материалы по методической теме, дидактический материал и др.

Дидактический материал – это материал, активизирующий познавательную деятельность учащихся, побуждающий его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на заданную тему. Они должны соответствовать возрасту, быть понятными и доступными. Сам дидактический принцип подразумевает продвижение от простого к сложному через инструменты, оптимальные для того или иного обучающегося.

Ими являются карты, таблицы, наборы карточек с предметными рисунками, тексты, памятки, инструкции, тесты, алгоритмы выполнения заданий, шаблоны, маршрутные листы и т.д. (одним словом раздаточный материал).

В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:

излагает сведения, подлежащие распространению; разъясняет приемы и методы; обобщает ценный педагогический опыт; объясняет цели и порядок действий;

распространяет методику организации различных мероприятий; показывает возможные формы проведения дел и т.д.

По мнению ученых, педагогов, психологов методическая продукция   в образовательном процессе выполняет ряд функций:

является документальным носителем учебного содержания;

является  методическим обеспечением образовательных технологий;

выполняет роль педагогических механизмов, обеспечивающих усвоение учащимися учебного содержания;

способствует более качественному формированию  общих и профессиональных компетенций;

выступает средством творческой самореализации педагогов;

обеспечивает возможность осмыслить свой профессиональный  опыт.


Я как учитель географии и биологии использую в своей работе следующие методические продукты:

Методические разработки. Содержат конкретные материалы для проведения урока, внеклассного мероприятия.

Опорные конспекты. Служат незаменимой опорой для учащихся при изучении и повторении, обеспечивают наглядность материала, помогают понять новый материал и закрепить его в памяти.

Рабочие тетради. Помощник при самостоятельной работе как в классе, так и дома.

Методические пособия. Обобщают накопленный опыт, содержат рекомендации по его использованию и развитию.

Практико-ориентированные задания. Они помогают формировать функциональную грамотность учащихся, в том числе естественно-научную и математическую. Например, задания на вычисление высоты, атмосферного давления, температуры воздуха.

Работа со статистическими данными. Она предполагает сравнение показателей, выбор максимальных и минимальных значений, объяснение выявленных различий. Также можно предлагать задания на преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему. 

Маршрутные листы. Позволяют ученику самостоятельно освоить учебный материал. Развивают познавательные компетенции.

Инструктивные карточки для выполнения практических работ.

Они помогают закрепить теоретические знания, выработать навыки наблюдения за географическими явлениями и процессами, развить географическое мышление. 

Проектная деятельность.  Учащиеся индивидуально и в группах разрабатывают исследовательские и социальные проекты. 

Использование информационных технологий.  На занятиях можно применять интерактивную доску, работать с источниками информации в интернете, создавать новые электронные образовательные ресурсы. 

Дидактические материалы в виде игры. В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям.

Диагностические работы. Помогают осуществлять контроль знаний пробелы в работе.

Мультимедийная презентация. Служит не только для преподнесения нового материала, новых знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.

Раздаточные материалы. Вид методической продукции направленный на подготовку к эффективной реализации учителем обучающих задач и на полное освоение учебного материала.


Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Процесс создания методической продукции направлен на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов. Методический продукт педагога является показателем педагогического мастерства педагога. Методическая деятельность педагога, сопровождаемая качественной методической продукцией, способствует его профессиональному мастерству.


Литература

Методическая деятельность. Словарь справочник. -Л., 2011

Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: Методические рекомендации – Самара: ЦПО, 2013.-36 с.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации