Методическое описание командной интегрированной интеллектуально-творческой игры «Лучшие рассказы о живой природе для почемучек»

1
0
Материал опубликован 30 October 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

Прохоровского района Белгородской области
















Методическое описание командной интегрированной интеллектуально-творческой игры

«Лучшие рассказы о живой природе

для почемучек»











Автор: Калугина Наталья Сергеевна

методист МБУ ДО «ДЮЦ»



Прохоровка 2019




Методическое описание командной интегрированной интеллектуально-творческой игры «Лучшие рассказы о живой природе для почемучек»

Название материала: командная интегрированная интеллектуально-творческая интерактивная игра «Лучшие рассказы о живой природе для почемучек»

Интегрированная интеллектуальная игра «Лучшие рассказы о живой природе для почемучек» представляет собой интерактивный познавательный ресурс. Его можно использовать для проведения внеурочного мероприятия, основанного на содержании учебных предметов: биологии, экологии и литературы. Эта игра предназначена для обучающихся средней ступени образования.

Данный ресурс можно использовать как технологию обучения формирования предметных, метапредметных и личностных результатов по биологии, экологии, литературе при освоении ФГОС. Пособие содержит фрагменты литературных произведений и дидактические материалы к ним в виде познавательной викторины биологического содержания. Его могут использовать в своей работе учителя биологии, литературы, методисты курирующие данные предметные области; педагоги дополнительного образования. Перед проведением данного занятия желательно обучающимся познакомиться с содержанием произведений И. С. Соколова-Микитова «Русский лес», С.В. Сахарнова «Живые домики», Н.И. Сладкова «Бюро лесных услуг».

Цель. Формирование у обучающихся ценностного отношения к природе и роли для человечества её познания на основе биологических знаний и творчества русских писателей.

Задачи игры направлены на повышение у обучающихся их интеллектуального и общекультурного уровня.

Презентация выполнена с применением кнопок, триггеров гипер-ссылок, («кликабельными» являются ячейки таблицы на слайде с интер-активным плакатом).

Оборудование и материалы: авторская интерактивная презентация «Лучшие рассказы о живой природе для почемучек», мультимедиа-проектор, экран, ноутбук; если ресурсы школьной библиотеки позволяют, то можно представить книги: Сахарнов С.В. Живые домики; Сладков Н.И. Бюро лесных услуг; Соколов-Микитов И.С. Русский лес .

Участники игры: обучающиеся 5-9 классов

Правила игры.

Участники игры делятся на две или четыре команды. Выбира-ются наблюдатели для подсчёта очков от каждой команды. Играют одно-временно все команды. Игра состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает небольшой отрывок из произведения и задаётся соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 15 секунд. По истечении 15-ти секунд по сигналу команда отвечает на вопрос. Если ответ неправильный, то может дополнить одна из команд. Затем ведущий демонстрирует правильный развёрнутый ответ. В одном раунде 4 отрывка из произведений и различных стоимостей вопросов (т.е. всего 12 вопросов). По правилам игры в каждом раунде каждая команда один раз выбирает вопрос (или два раза в зависимости от количества команд). Таким образом, разыграны будут все вопросы. Порядок, в котором команды выбирают вопросы, определяется ведущим перед началом раунда. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.

Содержание игры:

Слайд 4 – игровое поле с интерактивными кнопками со стоимостью заданий и гиперссылками по трём номинациям: «Русский лес», «Бюро лесных услуг», «Живые домики».

t1572418398aa.gift1572418398ab.gift1572418398ac.gift1572418398ad.gift1572418398ae.gift1572418398af.gift1572418398ag.gift1572418398ah.gif

Номинация

Кнопки

t1572418398ai.png

Номинация «Русский лес».

Слова ведущего: - Все давно знают и любят удивительные произведения замечательного писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Его произведения рассказывают о живой природе. У нас есть возможность вспомнить его хрестоматийный рассказ о деревьях и животных «Русский лес». Эта номинация нам подарит уникальную возможность – прочитать отрывки из этого произведения и найти ответы на вопросы и по-новому взглянуть на окружающий нас мир природы! (Слайд 5) или звуковое включение на слайде 4 с игровым полем)

Задание 1. (20 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Соколова-Микитов И. «Русский лес»: «Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины» - И. Соколов-Микитов

2. По щелчку появляется вопрос: Почему клён и осина выделяются осенью?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: В осеннем лесу осины и клёны всегда на виду. Увядающие листья на этих деревьях не просто желтеют, а рождают фантастический набор красок: яркое золото, пурпур, красная медь… Этот пожар, который устраивает осень, неподвластен моросящим дождям. Лишь ветер сбивает «пламя» с осин и клёнов, укладывая листья на землю огнедышащим ворохом.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 2. (30 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Соколова-Микитов И. «Русский лес»: «Из всех деревьев русского леса милее всех наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы берёз, покрыты тонкой берестою. Особенно хорош берёзовый лес весною… Множество пролётных певчих птиц собирается в берёзовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под берёзами голубые и белые подснежники-перелески» – И. Соколов-Микитов.

2. По щелчку появляется вопрос: Что такое береста?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Береста – наружная часть берёзовой коры. В старину из бересты изготавливали короба и туески для сбора грибов и ягод. Древние славяне использовали берёзу в качестве бумаги, процарапывая на ней письма и документы. «Берестяные грамоты», возраст которых насчитывает от 500 до 800 лет найдены в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери и других российских городах.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 3. (40 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Соколова-Микитов И. «Русский лес»: «Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Из лёгкой податливой древесины искусные мастера точили красивую деревянную посуду, вырезали ложки. Из липовых чистых досок в деревнях делали столешницы для обеденных столов. Кору старых лип сдирали с поваленных деревьев, мочили в воде, делали из липовой коры мочало и рогожки…. Запасали на всю зиму сушёное липовое лыко» – И.Соколов-Микитов.

2. По щелчку появляется вопрос: Что такое лыко?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Лыко – лубяное волокно из липовой коры. Кору заготавливали впрок весной. Для получения лыка её замачивали в бочках. Лубяные волокна отслаивались от наружного слоя коры. Их высушивали и плели лёгкую обувь – лапти, а также лыковые корзины и даже верёвки.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 4. (50 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Соколова-Микитов И. «Русский лес»: «Когда-то зелёные дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. Подмытые вешними водами стволы старых дубов падали в воду, лежали на дне реки, которая заносила их песком и илом. В отличии от других деревьев, дуб не гниёт в воде. Пролежав десятки лет на дне реки, древесина дуба становится чёрной. Из такого морёного дуба делали дорогую прочную мебель» - И. Соколов-Микитов.

2. По щелчку появляется вопрос: Почему дуб не гниёт в воде?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Особые дубильные вещества, которые содержат кора и древесина дуба, убивают бактерии, вызывающие гниение. Дубовая древесина, кроме всего прочего, чрезвычайно тверда и тяжела. Мебель, изготовленная из дуба, даже через 100 и 200 лет выглядит как новая.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)



Номинация «Бюро лесных услуг»

Слова ведущего - Удивительные рассказы о природе русского писателя Николая Ивановича Сладкова представлять не надо: их «проходят» и дошколята и школьники. Номинация «Бюро лесных услуг» подарит уникальную возможность вспомнить одноимённое произведение этого автора и дать ответы на вопросы с комментариями современного биолога (Слайд 10 или звуковое включение на слайде 4 с игровым полем)

Задание 1. (20 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сладкова Н.И. «Бюро лесных услуг»: «Вороны сейчас же всё замечают, поднимают крик и слетаются к прорубям со всех сторон. Знают рыбаки: коли кружит над прорубью вороньё, - значит, пришла беда. Хватают они ломы, топоры, пешни и спешат спасать рыбу. Рубят большие проруби, чтобы в них, как в широкие раскрытые окна, ворвался свежий и чистый воздух» – Н.Сладков

2. По щелчку появляется вопрос: Зачем вороны слетаются к прорубям?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Во время зимних «заморов» к прорубям на реке собираются не только вороны, но и сороки, галки и даже синицы. Задыхающиеся рыбки заполняют всю прорубь. Хватай не хочу! Птицы так и поступают. Целый день крутятся возле прорубей. Кормящиеся на реке птицы – сигнал бедствия. Замор!

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 2. (30 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сладкова Н.И. «Бюро лесных услуг»: «Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню. – А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей! Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня» – Н. Сладков

2. По щелчку появляется вопрос: Зачем оляпка под лёд залезает?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Оляпка кормится под водой даже в морозы. Главное для неё – найти незамерза-ющую промоину. Сложив крылья, птичка бежит, а поток прижимает её ко дну. На ходу оляпка собирает мелкую живность. Стоит только расправить крылья и вода выталкивает птичку на поверхность. Под водой оляпка петь не может. Оляпка действительно поёт зимой – на камешках или льдинках, но под водой - никогда.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 3. (40 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сладкова Н.И. «Бюро лесных услуг»: «У всех день рождения – радость. А у клеста – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой…» – Н. Сладков

2. По щелчку появляется вопрос: Почему клесты выводят птенцов в феврале?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Не обязательно. Бывает в марте или апреле и даже в мае. Сроки гнездова-ния зависят от того, удалось ли клестам найти участок леса с богатым урожаем шишек.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 4. (50 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сладкова Н.И. «Бюро лесных услуг»: «Несколько лебедей сплылись клюв в клюв, потом разом вытянули шеи вверх, раскрыли клювы и затрубили. Хлещут белые крылья, взбивая кипучую пену, всплескивая каскады воды. Огромная кувшинка-лилия на воде из белых тел – лепестков и тонких шей – тычинок! Это знаменитый танец лебедей и лебединая песня» – Н. Сладков

2. По щелчку появляется вопрос: Почему говорят, что лебеди «трубят»?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: В зарисовке о лебедях автор допустил много путаницы. «Трубят», издают громкие крики только лебеди-кликуны. На воде они держат шею вертикально. Лебеди-шипуны шипят и плавают, красиво изогнув шею. А чтобы лебедь и трубил, и изгибал шею – такого быть не может. Автором описан не «танец» лебединой пары, а конфликт двух самцов. Выясняя отношения, они «трубят», бурунят воду и т.п.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Номинация «Живые домики»

Слова ведущего: - В этой номинации речь пойдёт об удивительных животных по рассказу Святослава Владимировича Сахарнова «Живые домики». Мы познакомимся с отрывками из этого произведения классика и найдём ответы на вопросы, получив познавательные комментарии к ним с научной биологической точки зрения.

Задание 1. (20 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сахарнова С.В. «Живые домики»: «Осьминогов не было. Вместо них по песчанику бродили маленькие рачки-отшельники. Каждый нёс на себе домик-раковину. Когда на рачка падала тень от плывущего человека, он остановился, поджимал лапки и валился вместе с раковиной набок» – С. Сахарнов

2. По щелчку появляется вопрос: Почему раки валились на бок?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Раки-отшельники обладают мягким, не защищённым панцирем брюшком. Чтобы обезопасить себя, рачок ищет пустую раковину брюхоногого моллюска и устраивает в ней, выставив наружу только три пары ходильных ног. В случае опасности рачок поджимает ножки, и раковина, лишившись опоры, валится на бок.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 2. (30 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сахарнова С.В. «Живые домики»: «Они шли строем: впереди крупный гривастый самец, по бокам, прикрывая отряд сзади, самцы поменьше, в средине – самки, на спинах которых устроились малыши. Бабуины шли не торопясь…» – С. Сахарнов

2. По щелчку появляется вопрос: Кто такие бабуины?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Бабуины – это один из видов так называемых собакоголовых обезьян, которых ещё часто называют павианами. У самцов бабуинов отрастает небольшая грива, которая защищает их во время ожесточённых стычек с другими самцами. Живут бабуины большими группами, которые объединяют самцов и самок разных возрастов, а также детёнышей. Стада павианов кочуют с места на место в поисках пищи.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)

Задание 3. (40 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сахарнова С.В. «Живые домики»: «Зелёный слон стоял под деревом. Был полдень, дерево светило отражённым светом. Слон стоял облитый зелёными лучами, как тенор. Стоял и жевал листья» – С.Сахарнов

2. По щелчку появляется вопрос: Какого цвета кожа у слона?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Кожа слонов окрашена исходно в серый цвет. Но слоны могут различаться окраской шкуры. Ведь, борясь с паразитами, слоны посыпают себя сухой землёй и пылью. Окраска этой пыли разная, и слоны приобретают цвет земли, на которой они живут. Так, в национальном парке Цаво земля красного цвета. Соответственно и шкура слонов в этом парке выглядит красно-ватой.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле. (Слайд 4)



Задание 4. (50 баллов)

1. Зачитывается отрывок из произведения Сахарнова С.В. «Живые домики»: «…Надо сфотографировать их приход, - сказал я, повернулся к ящику и ахнул – фотоаппарата на нём не было. Манну заметил это. Ни говоря ни слова, он подошёл к Бабуру, раскрыл у него клюв и, засунув руку по локоть в пасть пеликану, вытащил из подклювного мешка мой «Зенит».» - С. Сахарнов.

2. По щелчку появляется вопрос: Зачем пеликану подклювный мешок?

3. По щелчку появляется ответ с познавательным содержанием: Подклювный, или, правильнее его называть, горловой, мешок образован легко растяжимой, но прочной кожной складкой. У разных видов пеликанов его объём сильно варьирует. Для средних размеров разового пеликана он составляет около 12 л. Горловой мешок пеликаны используют как своеобразный сачок, в который они могут за один раз поймать сразу несколько мелких рыб. Затем птица отцеживает воду из мешка, а рыбу проглатывает.

Кнопкой t1572418398aj.gifснова возвращаемся на игровое поле, если необходимо (Слайд 4).

По щелчку переходим на заключительный слайд, подводим итоги игры и проводим рефлексию.



Используемые источники и литература:

Сахарнов, С.В. Живые домики. С вопросами и ответами для почемучек/ С. Сахарнов, А.А. Маслов. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 191 с.: ил. – (Лучшие произведения о живой природе с вопросами и ответами для почемучек)

Сладков, Н.И. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек/ Н.Сладков, А.Тихонов. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 176 с.: ил. – (Лучшие произведения о живой природе с вопросами и ответами для почемучек)

Соколов-Микитов,И.С. Русский лес.С вопросами и ответами для почемучек/ И. Соколов-Микитов, А. Тихонов. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 186 с.: ил. – (Лучшие произведения о живой природе с вопросами и ответами для почемучек)

forum.hobbyportal.ru

www.thegarden.com.ua

ru.kisspng.com

flitta.livejournal.com

www.mybirds.ru

luckclub.ru

m.123ru.net

fotokto.ru

altapress.ru

kazagrandy.livejournal.

twitter.com

900igr.net

fotokto.ru

yandex.kz



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.