Методическое портфолио классного руководителя
Методическое портфолио классного руководителя.
Раздел I Портфолио классного руководителя.
Тема самообразования: «Роль классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива, развитие инициативы и творческих способностей обучающихся в рамках реализации ФГОС»
Раздел II Курсы повышения квалификации, представление опыта, публикация.
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Открытое образование»» по программе «Оказание первой помощи»
ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», удостоверение о повышении квалификации, по программе «Теоретические и прикладные аспекты деятельности службы медиации (школьной службы примирения) в образовательной организации»
статья «Роль классного руководителя в воспитании школьников» в Межрегиональной научно- практической конференции с международным участием «Обновление содержания и форм воспитательной работы в условиях реализации стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», Курган 2017 год
выступление на ШМО классных руководителей 14.11.2016 года по теме «Характеристика на обучающегося»
Раздел III Представление опыта работы классного руководителя Ореховой Екатерины Сергеевны.
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения.
Современный национальный воспитательный идеал – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Осмысление себя как члена общества, своей роли в нем впервые происходит именно в подростковом возрасте. Это осмысление не дается ребенку легко и сразу, поэтому мне, как педагогу и воспитателю, профессионально и с любовью необходимо помочь воспитаннику стать настоящим гражданином своей страны, патриотом Родины.
Патриотическое сознание развивает понимание того, что есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей. Определённость этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать детей, поэтому одним из основных направлений моей деятельности как классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание школьников.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского - патриотической культуры школьников, мною определены следующие цель и задачи.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи: Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитника Родины, семьянина, труженика и т.д.
Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
Формирование гражданской позиции школьника, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, области, села, деревни.
Реализации поставленных целей и задач способствует программа воспитания «СемьЯ».
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребёнка.
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников ( основание: Закон «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)
• Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
• Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
Целеполагание
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
ЗАДАЧИ:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Принципы воспитательного процесса
• воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой: потребности и мотивы ребёнка, определение того, что является главным для ребёнка на данный момент.
• единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
• эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Таким образом, осуществляются основные требования организации в целом образовательного процесса в классе:
1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
4. Культуросообразность: рассматривается как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
5. Введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцом и участником этих дел.
6. Интеграция и дифференциация совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
7. Социальная адекватность воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Личностная культура:
1. готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;
2. сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
3. развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
4. готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
5. способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
6. трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
7. осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
1. сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
2. вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
3. готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
7. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
8. свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
9. доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
10. забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
1. сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
2. приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовно-нравственной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);
- дискуссии, диспуты, конференции;
- «круглые столы», ток – шоу…;
- соревнования;
- викторины;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- классный час;
- беседа;
- обсуждение;
- консультации;
- презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- представления, выступления, балы, карнавалы;
- фестивали;
- встречи с интересными людьми.
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1.Гуманизм во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
2.Демократиз, уважение ученика;
3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4.Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5.Принцип индивидуальности;
6.Принцип развития;
7.Принцип творчества и успеха;
8.Принцип поддержки и доверия;
9.Принцип ответственности;
10.Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными (музей, сельская
библиотека)
Этапы реализации программы
этапы | сроки | класс | задачи этапа |
1 этап | | 5 | 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
2 этап | | 6, 7 | 1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. |
3 этап | | 8, 9 | 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. 5. Формирование сознательного профессионального выбора. |
Методы воспитания
Путь достижения заданных целей воспитания – это методы воспитания, без которых невозможно осуществлять воспитательный процесс, реализовывать каждый из его компонентов. Выбор методов воспитания и их применение на практике зависит от многих факторов: состояние ребенка и коллектива, привычек и традиций, предмета общения, практической задачи, внешних обстоятельств и др.
В практике своей воспитательной работы я использую следующую совокупность методов воспитания:
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Традиционные - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
Неформальные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких.
Тренинговые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, осуществляются через деловые игры, тренинги.
Рефлективные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
Психотерапевтические - внушение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик
Средства и технологии воспитания
Основу методов воспитания составляют средства и технологии воспитания, которые связаны между собой и на практике применяются в единстве.
В своей работе я использую следующие средства и технологии воспитания:
Средства воспитания способы коммуникации;
коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
технические средства;
культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
природа (живая и неживая).
Технологии воспитания
Технология коллективного творческого воспитания или методика коллективных творческих дел (главная цель - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?». Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»).
Технология гуманного коллективного воспитания (главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям).
Технология самоуправления (сущность – развитие ученического самоуправления, через которое каждый воспитанник включен в активную жизнедеятельность класса, школы, семьи, окружающего социума).
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свободы человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
деятельность классного самоуправления;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Большую роль при оценке результативности реализации программы играет диагностика.
В своей работе использую следующие типы диагностики:
начальная (связана с планированием и управлением классным коллективом);
корректирующая (проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует классного руководителя на изменения, которые происходят в учениках и коллективе; оценивает правильность ранее принятых решений);
обобщающая (проводится в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы; дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года).
Модель работы учителя
Указанная выше система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также методы, средства и технологии воспитания, позволяют представить ее в виде следующей структурно-динамической модели воспитательной деятельности в коллективе:
Ожидаемые результаты реализации программы воспитания: понимание учащимися ценности человеческой жизни
расширение представления детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость
умение видеть прекрасное в окружающем мире
осознание учащимися роли знаний в жизни человека
уверенность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Тема гражданственности и патриотизма близка мне по духу. Я сама очень люблю Россию, испытываю неподдельную гордость за нашу страну. Ежедневно, входя в класс к своим воспитанникам, я верю в их лучшие качества и желаю вести их к истокам духовности, нравственности, к познанию жизненных ценностей, необходимых для становления истинного гражданина и патриота своей страны, любящего свой город, край, Родину.
Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои воспитанники твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?! Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт!».
То есть это ученик, человек, у которого:
сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны;
воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу, Московской области и Российской Федерации;
сформированы гражданско-правовые компетентности;
приобретен опыт общественно полезной гражданской деятельности;
имеется потребность в изучении истории края и Отечества;
развита способность к самореализации в пространстве российского государства;
сформирована активная жизненная позиция.
Раздел IV .
Работа с классным коллективом организована через проведение классных часы как тематических так и организационных, обучающиеся привлекаются к участию в делах класса, школы, участвуют в районных мероприятиях.
Проводится работа с родителями.
Задачи
Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка.
Обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе.
Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
Формы
Родительские собрания.
Посещение на дому.
Индивидуальная работа.
Раздел V . Анализ воспитательной работы в классе за 2016-2019 уч. гг.
1.Краткая характеристика коллектива и отдельных учащихся.
В классе 9 учеников, 3 активиста. Они принимают активное участие во всех классных и школьных мероприятиях, олимпиадах, районных мероприятиях и во всероссийских конкурсах. Занимают призовые места в районных конкурсах, принимали активное участие в мероприятиях, которые проводил Дом Культуры, принимали в танцевальном кружке при школе. Другие обучающиеся принимают участие в делах класса и школы, но с разной степенью активности.
Родители активно участвуют в жизни класса и школы, сотрудничают с классным руководителем.
В целом же класс справляется с трудностями, связанными как с учебной деятельностью так и с общественной жизнью. Уровень сплоченности классного коллектива находится на высоком уровне. Классные дела выполняют сообща, есть желание участвовать, когда необходима работать всем классом
3. Содержание воспитания.
Весь указанный период был направлен на реализацию
Цели: созданию гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Подводя итог, хочется отметить какие навыки конкретно формировались: умение работать в команде, принимать ответственность за свои решения, коммуникабельность, аналитические способности, продолжили формировать уважение к членам своего класса, толерантность.
4. Использованные формы воспитательной работы.
В качестве форм работы были использованы классные часы, как тематические так и посвященные проблемам класса. Обязательно на родительских собраниях затрагивались трудные вопросы.
5. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.
Основные формы работы с данными учениками заключались в индивидуальных беседах, приглашались родители для беседы в школу. Темы бесед различны.
9. Работа с педагогическим коллективом.
Классный руководитель в течении всего периода работал над повышением сплоченности класса. К каждому предъявлялись единые требования, несмотря на личные качества, положение в классе. Классным руководителем посещались уроки, была налажена система проверки наличия домашнего задания.