Методическое пособие «Решаем кейс»

3
0
Материал опубликован 2 June 2020

Методическое пособие

«Решаем кейс»

(из опыта работы)

Петрова Елена Михайловна,

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№2»

Иркутская область, г. Братск

Тезис к публикации

Методическое пособие разработано с целью описания методики кейс-стади.В пособии представлены диагностические материалы и критерии оценивания, которые позволяют оценить уровень сформированности УУД,а также примеры кейсов.

Ребята определяют проблему, ставят цели, планируют деятельность, осуществляют рефлексию, оценивают себя и других. Учатся основам проектно-исследовательской деятельности, сравнивают, классифицируют, анализируют и структурируют информацию.

Методическое пособие

«Решаем кейс»

(из опыта работы)

Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное

Кейс – технология позволяет развивать творческие способности обучающихся; формирует навыки выполнения сложных заданий в составе групп; помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденных ситуаций, самостоятельно развивать алгоритмы принятия решения.

В результате обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Алгоритм работы с кейсом

Ознакомление с сюжетом, ситуацией (3-5 минут) Название кейса должно быть кратким и запоминающимся («Последний дворцовый переворот», «Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).

Проблематизация - обнаружение в ходе   дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (2-3 минуты)

Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (3-4 минуты)

Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)

Время – не более 3 минут.

Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)

Преподаватель-тьютор, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учеб­ники, справочники, распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако,объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

Время – до 20 минут.

Презентация.

Это очень важный аспект кейс-мето­да. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера).

 Время — не более 2 мин. на одну группу.

В некоторых случаях, можно вместо презентации попросить представить письменное решение кейса, т.е. развернутый ответ на проблемный вопрос (индивидуальная письменная работа). Предупредить об этом учащихся нужно в самом начале занятия.

Преимущества использования кейс технологии

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

 Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках обществознания и истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Типы кейсов

Кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

метод разбора деловой корреспонденции;

метод инцидента;

метод ситуационного анализа.

Метод разбора деловой корреспонденции

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребёнок связал её по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребёнка, делая упор на положительные характеристики с места работы»

Вопросы:

Что решит суд?

Какое право нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться для решения этого вопроса?

Документы: 

Всеобщая декларация прав человека;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации ;

Семейный кодекс.

Метод инцидента

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Сообщение может быть письменным или уст­ным по типу «Случилось или произошло...».  Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Для принятия обосно­ванного решения обучаемым умышленно предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо, прежде всего:

собрать информацию;

разобраться в обстановке;

определить, есть ли проблемы и в чем они состоят;

подумать, что надо делать;

выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения.

Например, для изучения политической системы России в 30 годы можно предложить учащимся следующее сообщение: «Я часто думал и думаю о том, почему, каким злым волшебством случилось так, что над моей страной была вознесена не личность, вроде бы заметно уступавшая соперникам из большевистской верхушки, той, что позднее стала именоваться ленинской гвардией, и была вся целиком пущена Сталиным под нож. Простого ответа не нахожу. Коварство, беспредельная жестокость, сильная воля, расчетливый политический ум - всё это очевидно, но не объясняет его кровавого преуспевания в течение долгого времени»,академик А.Н.Яковлев

Вопросы к тексту:

В чем заключается проблема?

Прав ли академик?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод ситуационного анализа

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.

Например, при изучении темы «Отклоняющееся поведение и социальный контроль» в 9 классе можно предложить такой текст « 9 июня 2002г. футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а так же плафоны ид верные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину»

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Каковы причины таких негативных явлений в современной России?

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Предлагаемые в данном пособии кейсы относятся по своему объему к категории мини-кейсов, что делает их вполне пригодными к использованию во временном масштабе одного, максимум двух уроков.

Оценивание ведется отдельно по каждому из этапов занятия, начиная со второго, т.е. проблематизации. Оценивается только успешные   результаты как групповой работы, так и индивидуальные ответы. За них выставляются «плюсы» в специально подготовленной таблице-ведомости. Правила перевода  плюсов в традиционные баллы следует тщательно обговорить с учащимися на первом же занятии, проводимом по кейс-технологии.

Способы контроля сформированности УДД по итогам работы с кейсами.

Критерии оценок работы по этапамзанятия:

грамотное решение проблемы;

новизна и неординарность решения проблемы;

краткость и четкость изложения теоретической части;

качество оформления решения проблемы;

этика ведения дискуссии;   

активность работы всех членов микрогруппы.

Контроль сформированности УУД по итогам работы с кейсами можно проверить разными способами.

1 способ-наблюдение за группами в ходе работы с кейсом.

Критерии

Показатели

Баллы

Презентация

работы

Полное раскрытие темы, решение

проблемы, наличие доказательной базы.

1 балл –

Недостаточно

просматривается

2 балла –

просматривается

частично

3 балла –

реализуется

полностью

Грамотная речь

Качество ответов на

дополнительные вопросы

Оценка приложений

(презентации,

рисунки,

буклеты и пр.)

Качественность выполнения работы

(соответствие работы основным

особенностям изучаемой

проблемы, соответствие с темой)

Оформление работы.

Работа в

группе

Индивидуальная работа в группе,

индивидуальные задания

Участие в обсуждении проблемы


2 способ -осуществление контроля выработанных умений с 3 позиций.

1 позиция. Взаимооценка работы в группе с кейсом (на уровне учебно-коммуникативных универсальных действий)

Учебно-коммуникативные умения \самооценка и оценка других\

Принципы работы в группе

Я

Другие

1.При обсуждении активен, высказывает свое мнение









2.Внимательно слушает каждого говорящего









3.Поощряет участие других, демонстрирует понимание чужих мнений









4.Ориентирован на решение задачи, направляет группу к ее целям, выявляя отклонения от курса









5.Критикует точку зрения, а не человека









6.Выступает посредником при расхождении мнений









7.Говорит кратко, ценит время









8.Подталкивает, побуждает группу к принятию решения









9.Старается хорошо аргументировать свое мнение









10.Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других, для утверждения группового согласия









Каждым членом группы после выполнения работы заполняется анкета, в которойон оценивает работу каждого по 3-балльной системе:

3- следует в значительной степени;

2-следует в небольшой степени;

1-не следует данному принципу.

Затем заполняется общая сводная ведомость, где подсчитаны средние баллы и виден результат и «западающие» позиции.


2 позиция. Оценка индивидуальных достижений (на уровне учебно-познавательных умений)


Умение работать с информацией

Презентация результата

Качество приложение

Определение

проблемы

Умение находить пути решения (подбор информации для аргументации)

Грамотно выстроенная речь на защите.

Умение отвечать на вопросы.

Соответствие теме.

Оформление



















КЕЙС (8 класс)

« Гонка вооружения… знаниями»

В конце 50 – начале 60-х годов прошлого века американцы, находясь под впечатлением «русского прорыва» в космос, обратили самое пристальное внимание на систему советского образования. Тогда в свет вышел целый ряд публикаций и исследований на эту тему, и выводы американцев были единодушны: они проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

Вот, например, что пишет журнал «Тайм» весной 1961 года в статье «Что читает Иван?»: «…Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8 000 слов. Бумага дешевая, зато проза – богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по ‘базовому’ учебнику со словарным запасом менее 1 800 слов…»

И вот, спустя всего несколько десятилетий, о том, что «с передовых позиций мы уже откатились», заявляет первое лицо государства – Президент РФ. Что же случилось?

Возможные проблемы:

1. Где учиться лучше: у нас или за границей?

2. Российское и советское образование. Откат с передовых позиций. Что случилось?

Возможные варианты приложения:

1. Сравнительная таблица

2.Статья

3. Модель школьного образования

4. Рекомендации

План работы учеников:

1.Определение проблемы

2.Постановка цели

3.Подбор аргументов

4.Оформление приложения

3 позиция. Контроль качества усвоения внеучебного содержания в рамках темы (проверочная работа)

Проверочная работа проводится в форме анализа внеучебного текста. Вопросы и задания к тексту позволяют проверить следующие умения учащихся:

Структурирование материала

Выделение признаков объекта

Формулировка проблемы

Прогнозирование

Установление причинно-следственной связи

Аргументирование

Проверочная работа по истории для учащихся 9 класса .

Задание 1.

Познакомьтесь с показателями развития Италии во второй половине 20 века. Проанализируйте данные таблиц и выполните задания:

Озаглавьте таблицы.

Сформулируйте цель при изучении данного материала.

Составьте два простых и два сложных вопроса.

Сформулируйте вывод в соответствие с поставленной целью.

Выскажите свою точку зрения относительно достоверности со ссылкой на другой источник.

Найдите противоречивую информацию.

Показатели

Год

1953

1970

1989

1.Предметы питания

49,1

43,5

21,7

2. Одежда, обувь

11,5

10,2

9,6

3.Жилищные услуги

20,4

19,4

23,2

4.Транспорт

5,1

10,7

12,9

5.Образование, отдых

4,6

7,5

9,1

6.Медицинские расходы

5,6

8,6

10

7.Другие расходы

3,7

0,2

13,5

Задание 2.Ознакомьтесь с диаграммой и ответьте на вопрос, почему СССР и США вынуждены были согласиться на заключение соглашений о сокращении стратегических ядерных вооружений.

Проверочная работа по истории, 8 класс

Задание №1:

Среди историков нет единого мнения о том, чем является для России Бородинская битва – победой или поражением.

Познакомьтесь с данными о потерях в Бородинской битве и мнениями историков.

Потери французской армии

Потери русской армии

30-58,5 тысячи человек

38,5-44 тысячи человек

23% личного состава

25% личного состава

Мнения историков:

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву» (Б.С.Абалихин).

«Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской» (Е.В.Тарле).

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией» (А.З.Манфред).

«Действительно, с точки зрения материальной Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции» (Н.А.Троицкий).

Вопросы:

1. Сопоставьте разные точки зрения на данный вопрос и выскажите свою точку зрения: кто победил при Бородино?

2. Сформулируйте аргументы для обоснования своей позиции или позиции любого из историков.


Задание №2.

Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк XIX века Б.Н.Чичерин писал:

Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления… Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами … следовал период аракчеевщины… Точно так же и Крымская война была, в сущности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру.

Вопросы:

1. О каких войнах, в которых Россия принимала участие, говорит автор в этом отрывке?

2. На примере одной из названных вами войн подтвердите фактами суждение историка, выделенное жирным шрифтом.

3. Что автор высказывания понимает под новой эрой?

4. Нет ли в данном отрывке противоречивой информации? Обоснуйте.


Практическая часть. Примеры кейсов.

Метод ситуационного анализа

Кейс №1«Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» Отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С.

«В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны… Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири… Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кейс №2«Правление царя Алексея Михайловича»

Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Сама наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно- приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество. Ни на чью жизнь, ни на чью честь».

Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.

Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.

Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабами и крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».

Кейс №3 «Последствия ордынского владычества»

Страшно обеднел народ от ордынских поборов. Обнищавшие крестьяне вынуждены были идти в кабалу в холопы к зажиточным хозяевам. Значительно ослабла роль городов, тысячи жителей которых погибли в схватках с монголами или были угнаны в ордынское рабство.

Упала роль веча на Руси как самого демократического способа выражения народных требований (оно сохранилось только в Новгороде и Пскове).

Поскольку русские князья стали получать ярлык на княжение от хана Золотой Орды, они теперь не нуждались в одобрении своей политики вечевыми собраниями. Сами князья, ставшие ответственными за своевременный сбор дани и иных многочисленных поборов для Орды, стали действовать в отношении собственного населения более жесткими методами. Власть русских князей ослабла, а их жизнь находилась отныне в руках хана. (В.О. Ключевский)

Возможные формулировки проблемы

Ослабла или укрепилась власть русских князей в результате установления ордынского владычества?

Кейс №4 «Хроника Столетней войны»

В начале войны английский флот одержал крупную победу в морском сражении при Слейсе (1340). Затем боевые действия развернулись на французской территории. В крупнейших битвах при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французские войска потерпели сокрушительные поражения. В битве при Пуатье французский король Иоанн II и его сын попали в плен.

В 1369 году новый король Карл V объявил о возобновлении военных действий.

В 1415 г.во Франции высадилась большая английская армия (30 тыс.чел.). Через короткое время в битве при Азенкуре она нанесла страшное поражение французским войскам. Активные боевые действия возобновились в 1422 г. В последующие годы армия нового короля Франции Карла VII потерпела поражения в двух крупных сражениях.

В 1429 г.при дворе Карла VII появляется Жанна де Арк. При ее непосредственном участии французам удалось снять осаду с Орлеана, состоялась коронация Карла VII в священном Реймском соборе, предпринята неудачная попытка отбить у англичан Париж. Но в 1430 г. Жанна попадает в плен к тогдашним союзникам англичан бургундцам, а в 1431 г. по приговору церковного суда ее сжигают в Руане.

В 1453 г.французские войска берут крупнейший город Юго-Западной Франции Бордо. В руках англичан остался только город-порт Кале. Столетняя война закончилась победой французской монархии.

Возможные формулировки проблемы

В силу каких причин Франция, проиграв все крупные сражения, тем не менее, выиграла Столетнюю войну?

Кейс №5 «Александр Невский и Дмитрий Донской»

Александр Невский скончался в 1263 г.

Спустя 284 года канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Дмитрий Донской умер в 1389 году.

Спустя 599 лет причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ 1988 г.

Возможные формулировки проблемы

Почему из двух знаменитых князей - защитников Руси один был канонизирован намного быстрее другого?

Кейс №6 «Начало Смутного времени»

6 января 1598 г. смертью сына Ивана IV царя Федора Ивановича пресеклась династия потомков Ивана Калиты. В Москве был собран Земский собор для избрания нового царя. 17 февраля Земский собор избрал Бориса Годунова на царство и принес ему присягу на верность. 3 сентября состоялась коронация в Успенском соборе Кремля. Предыдущая деятельность Бориса высоко оценивалась современниками. Посадским людям он уменьшил подати, церковь была благодарна ему за учреждение патриаршества, дворяне видели, что он старается защитить их интересы.

Первые годы правления нового царя были успешны. Но 1601-1603 гг. оказались неурожайными. Страну охватил голод, длившийся три года.. В это же время в Польше появился человек, объявивший себя сыном Ивана IV царевичем Дмитрием Ивановичем, т.е. законным наследником трона своего отца, «прирожденным государем».

В 1604 г. он с горсткой казаков и польских добровольцев двинулся на Москву. Войско самозванца быстро росло. В апреле 1605 г. Борис Годунов неожиданно умер. Сутки спустя москвичи присягнули его сыну Федору. 1 июня 1605 г. дворяне Плещеев и Пушкин привезли в Москву грамоту самозванца. Под колокольный звон московский люд собрался на Красной площади. Грамоту во всеуслышание прочитали. В ней самозванец обещал льготы и милости. В толпе закричали: «Будь здрав, царь Дмитрий Иванович!» Группа дворян ворвалась в Кремль. Федора Годунова схватили и после издевательств убили. 20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал «царь и великий князь Дмитрий Иванович».

Возможные формулировки проблемы

Почему так легко удалось свергнуть царя Федора Борисовича, вполне законно наследовавшего свой трон?

Кейс №7 «Последствия Смутного времени»

“…Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги – католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного “круга”. Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий”.

С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”

Возможные формулировки проблемы

Имела Смута далеко идущие последствия или была только неприятным случаем без значительных результатов?

Кейс №8 «Начало династии Романовых»

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие – другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупить избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Галицкий, 16-летний мальчик Михаил Романов, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом вторым.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаил Федорович Романов.

Возможные формулировки проблемы

Какие причины и обстоятельства привели в 1613 г. к избранию (в условиях реальной и острой конкуренции) русским царем 16-летнего Михаила Романова?

Кейс №9 «Судетский кризис»

Весной 1938 г. Гитлер, воодушевленный успешным аншлюсом Австрии, приступил к реализации плана присоединения к Рейху Судетской области Чехословакии.

3,25 млн. судетских немцев все громче требовали воссоединения с Германией. Чехословакия имела договоры с Францией, которая обязалась прийти ей на помощь в случае вооруженного нападения, и с СССР, который выступал на стороне Чехословакии после выступления Франции.

12 сентября съезд НСДАП, принял резолюцию с требованием предоставить самоопределение судетским немцам (что не противоречило Уставу Лиги Наций).

13 сентября в Судетах вспыхнулнемецкоевосстание быстро подавленное чешскими войсками. Газеты Германии стали грозить Чехословакии войной.

Французский кабинет, устрашенный такой перспективой, обратился к Великобритании с призывом договориться с Гитлером.

14 сентября Чемберлен предложил Гитлеру переговоры.

15 сентября на переговорах с Чемберленом, А.Гитлер заявил, что судетская проблема требует немедленного решения на основе права наций на самоопределение. В противном случае Гитлер "готов взять на себя риск войны любого масштаба и даже риск мировой войны".

19 сентября послы Великобритании и Франции вручили президенту Чехословакии совместную ноту двух стран: "необходимо уступить Германии районы, населенные преимущественно судетскими немцами, чтобы избежать общеевропейской войны... "

20 сентября заместитель НКИД СССР Потемкин заявил чешскому послу Фирлингеру, что СССР выполнит свои обязательства и придет на помощь Чехословакии.

22 сентября тот же В. Потемкин прямо спросил чехословацкого посла, почему его правительство никогда не ставило вопроса о безусловной помощи со стороны Советского Союза. Фирлингер ответил, что «из-за географического положения думать об этом было трудно».
23 сентября правительство Чехословакии объявило всеобщую мобилизацию.

24 сентября объявлена частичная мобилизация французской армии. На площадях и улицах Парижа началось рытье траншей и установка зенитных орудий.
25 сентября Нарком обороны СССР информировал Генштаб Франции о готовности советских войск оказать помощь Чехословакии в отражении агрессии.
27 сентября объявлена мобилизация британского Королевского военно-морского флота.

28 сентября Муссолини сообщил Гитлеру, что выступает посредником по просьбе Великобритании и просит его воздержаться от мобилизации. Гитлер немедленно пригласил глав правительств Великобритании, Франции и Италии в Мюнхен.

29 сентября в Мюнхене начала работу конференция по вопросу урегулирования германо-чехословацкого конфликта. Вечером соответствующий договор был согласован всеми сторонами. Он предусматривал передачу Германии в срок с 1 по 10 октября 1938 Судетской области Чехословакии, удовлетворение за счет Чехословакии в течение 3 месяцев территориальных притязаний Венгрии и Польши, гарантию участниками соглашения новых границ Чехословакии.
В 2 часа 15 минут 30 сентября представители Чехословакии подписали договор о передаче Германии Судетских областей.

Вернувшегося в Париж премьер-министра Э. Даладье ждала триумфальная встреча. Толпа кричала: "Да здравствует Даладье! Да здравствует мир!".

По возвращении из Мюнхена, на аэродроме, премьер-министр Н.Чемберлен заявил, что он привез "почетный мир", и уверен, что это будет действительно мир для всех.

1 октября 1938 г. немецкие войска вошли в Судетскую область. Сопротивления они не встретили.

Возможные формулировки проблемы

1.К каким действиям в ходе кризиса подталкивали руководство демократической Чехословакии правители тоталитарного СССР и лидеры демократических Франции и Великобритании?

2. Чего добивались в ходе кризиса Чемберлен, Даладье, Гитлер, Сталин? Чего добился (или не добился) каждый из них?

3. Чемберлен, Даладье, Гитлер, Сталин: кто из них считал исход кризиса своим успехом, а кто - поражением?

КЕЙС №10 «Речь Сталина 24 мая 1945 г.»

Стенограмма (24 мая 1945 г.)

Газетный отчет («Правда». 25 мая 1945 г.)

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

(2) Я, как представитель нашего Советского Правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)

(2) Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа, и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)

(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

(6) У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

(6) У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

(7) Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

(7) Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.

(8) Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству.

(8) Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

(9) Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением.

(9) И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

(10) Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.


(11) Вот за это доверие нашему Правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

(10) Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

(12) За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкаемые аплодисменты.)

(11) За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)

Возможные формулировки проблемы

Почему Сталин изменил текст собственной речи? Что и зачем было изменено?


Кейс №11 «Отпуск перед космическим полетом»

«Я в космос летал первый раз в 62-м году. И перед полетом отпуск был, я ездил в деревню. Это было летом, осенью…гумно, где молотили хлеб. Там много женщин было, потом фотограф со мной был. «Становитесь, сфотографирую». Я с ними сфотографировался. Одна женщина говорит: «Смотрите, чтобы лапти видны были». Все в лаптях были!»

(телеинтервью А.Г. Николаева Первому каналу российского телевидения 12 апреля 2004 года).

В 1962 году, сразу после полета Андриана, началось обновление нашего села. До этого времени в селе в хорошем состоянии стояло всего три дома. Остальные находились в весьма печальном состоянии. Колхозники жили бедно, еле-еле сводя концы с концами. У некоторых из них в хозяйстве не было даже коровы – единственной кормилицы семьи.

(воспоминания И.Г.Николаева – брата космонавта).

В тот же день я выехал в село Шоршелы. Дома застал Петю, как его все ласково называли, младшего брата космонавта, и его жену… Семья жила в стареньком, ветхом домишке. Когда Андриян полетит в космос, очевидно, поступит много звонков из других республик, а, возможно, и из-за рубежа. Необходим телефон, а его нет. В военкомате нашелся полевой кабель и полевой аппарат. Местные связисты провели связь. После объявления по радио о старте «Востока-3» поступило много звонков из различных городов СССР и из-за границы.

(воспоминания И.С.Раскидного – военного комиссара Чувашии в 1962 г).

Возможные формулировки проблемы

Каким образом огромные достижения в освоении космоса совмещались в СССР с массовой нищетой сельского населения?

Кейс №12«Ни шагу назад!»

«Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.   Наша Родина переживает тяжелые дни.Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам.Паникеры и трусы должны истребляться на месте  Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины»

Возможная формулировка проблемы

Приказ № 227 «Ни шагу назад!», подписанный Сталиным, был издан 28 июля 1942 г. в период тяжелейшего военного кризиса после поражения советских войск под Харьковом и сдачи Ростова-на-Дону. Этот приказ по-разному оценивается историками. Кто-то считает, что «Ни шагу назад!» и введение загранотрядов является доказательством кровожадности Сталина, кто-то - что он был крайне необходим и жесткие меры чуть ли не повернули ход войны на 180 градусов.

Метод инцидента

Кейс 1

Зажиточному крестьянину Алексееву, использовавшему в своем хозяйстве наемный труд с целью извлечения прибыли, было отказано в праве участвовать в выборах в Советы. Ситуация решается на основании Конституции (Основного закона) РСФСР 1918 г. Проанализировав соответствующие положения документа, определите: Противоречит ли этот отказ действовавшему в то время законодательству?


Кейс 2

В августе 1941 г. в деревне Лесной, находящейся в 10 км от фронта, был расквартирован батальон пехоты. Вследствие отсутствия необходимого количества транспортных средств батальон испытывал недостаток боеприпасов, которых не на чем было привозить. Командир батальона майор Кириллов приказал председателю местного колхоза и всем жителям деревни отдать своих лошадей в распоряжение военных. Колхозники отказались выполнить данный приказ, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г. Ситуация решается на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О Военном положении» от 22 июня 1941 г.

Проанализировав соответствующие положения документа, определите: • Кто прав в данной ситуации? • Чем руководствовался майор Кириллов, отдавая подобный приказ?

Кейс 3

На общем собрании коллектива завода директором был избран инженер Хапугин. Но вышестоящий орган отказался утвердить кандидатуру Хапугина, объясняя это тем, что Хапугин ранее привлекался к уголовной ответственности за хищение социалистической собственности. Ситуация решается на основании Закона СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» от 1декабря 1988 г.

Проанализировав соответствующие положения документа, определите: • Было ли допущено нарушение закона со стороны вышестоящего органа? • Как следует поступить в данной ситуации?

Кейс №4.

«России в начале XXI века»

«2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

1)в чем заключается проблема?

2)как государство ее решает?

3)какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Кейс №5.

Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину...

С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так, по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».

(В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)

Вопросы к кейсу:

1.Какова причина создания приграничных укреплений?

2.В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!» Определите географическое положение Древней Руси.

3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?

4. Какова основная проблема данного кейса?

Метод разбора деловой корреспонденции

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов

( Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ и т.д.), помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Например, при изучении предмета « Право», как никогда целесообразно использовать данный метод.

Руководство по выполнению практической работы.

1.Укажите статьи нормативного акта, которые регулируют соответствующую ситуацию.

2.Поясните сопутствующие нормы.

3.Решите дело / оцените ситуацию

Кейс 1.

После смерти гражданина М., в 1995 г. в сберкассе остался денежный вклад на сумму 18 тыс. рублей. На этот вклад предъявили требование две жены М., каждая из которых представила свидетельство о браке. У одной брак был зарегистрирован 18.01.87 г., а у другой – 10.09.92 г. Жена, с которой М. прожил 8 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.

Кейс 2.

Водитель автокомбината Демин ввиду ремонта его автомашины был переведен на другую работу в качестве грузчика. Однако Демин отказался от данного перевода. За отказ администрация уволила его за прогул по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ.Демин обратился в народный суд с иском о восстановлении на прежней работе.

Кейс 3.

После возникшей ссоры с одним из сотрудников института Скляров обратился к администрации с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию. В тот же день был издан приказ об увольнении Склярова по соглашению сторон (п. 1 ст. 29 КЗоТ РФ). Через два дня после издания приказа Скляров потребовал свое заявление об увольнении обратно. Администрация института возражала.

Кейс 4.

Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка.

Кейс 5.

На упаковке печенья, которое приобрёл покупатель, было написано «Акционерное общество открытого типа «Большевик», ГОСТ 24901 – 89, масса нетто 200 г, калорийность 425 ккал. В 100 г продукта: белка 7,5г., жира 12, 1 г., углеводов 71,2 г., дата изготовления. А какая вообще информация должна быть на упаковке?

Кейс 6.

Когда покупательница приобретала губную помаду, продавец ей сказала, что она изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у неё возникли сомнения в достоверности сказанного, и она отдала купленную помаду на экспертизу. Экспертиза установила, что в химический состав помады натуральные компоненты не входят. Может ли покупательница потребовать вернуть зря потраченные деньги?

Кейс 7.

Покупатель отдал для производства гарантийного ремонта свой телевизор в мастерскую при магазине, где он был куплен. Определите, в какой срок должен быть произведён гарантийный ремонт и правда ли, что покупателю на время ремонта должны предоставить другой телевизор?

Кейс 8.

В электронном магазине покупатель приобрёл беспроводную мышку с клавиатурой с гарантией сервисного обслуживания на 6 месяцев. Клавиатура вышла из строя. Покупатель принял товар на сервис на 2-3 недели. Имеет ли покупатель право на данный период требовать для использования другую временную рабочую клавиатуру и мышку?

Кейс 9.

Покупатель пробрёл три метра ткани на костюм, но жена посчитала мой выбор неудачным и с отрезом отправилась, чтобы заменить другой тканью, для меня подходящей. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, покупку обменять отказались.


Кейс 10.

Клиент заказал изготовить и установить у себя в квартире металлические двери. Работы были выполнены в срок. Но очень скоро клиент обнаружил, что замок в двери некачественный. Потребовал его заменить, но фирма ему отказала. Кто прав в этой ситуации?

Кейс 11.

Покупатель приобрёл в магазине автоматическую зубную щётку. Дома он обнаружил, что щётка не работает. В магазине товар не приняли, ссылаясь на то, что медицинские товары возврату и обмену не подлежат. Правы ли работники магазина?

Кейс 12.

30 летняя Наталья Иванова искала работу, нашла объявление на просторах Интернета. Содержание объявления: «Требуется секретарь женского пола, приятной внешности, в возрасте не старше 25 лет, не имеющая вредных привычек, необходимо владение навыками работы на компьютере, и требуется знания двух иностранных языков (желательно английского и немецкого). Быть гражданкой РФ, наличие высшего образования обязательно и иметь постоянную регистрацию в г. Екатеринбурге». Наталья пришла устраиваться на работу, и при подаче документов администрация ей отказала, ссылаясь на требования в объявлении. А именно, не подходит по возрасту.

Кейс 13.

Захарову приняли на работу поваром 5 марта 2016 года. При заключении трудового договора руководитель ее предупредил, что ей будет установлено испытание. Захарова согласилась.

Прием Захаровой на работу был оформлен приказом. Содержание приказа: «Захарову Екатерину Сергеевну принять на работу поваром с 5 марта 2016 года со сдельной оплатой труда с испытательным сроком 3 месяца- с 5марта по 5 июня 2016 года». 6 марта в отделе кадров ее ознакомили с приказом под расписку.

В период прохождения испытания Захарова 3 раза пришла с опозданием на работу, несколько раз не выполнила нормы выработки, дважды нарушила технологию приготовления блюд. Все факты нарушений были зафиксированы в актах, составленных технологом, мастером и одним из поваров. Так как результаты испытания оказались неудовлетворительными, директор принял решение расторгнуть с Захаровой Екатериной Сергеевной трудовой договор.

10 апреля 2016 года руководитель вручили Захаровой письменное предупреждение о том, что она не прошла испытание и будет уволена 17 апреля 2016 года.16 апреля директор подписал приказ о расторжении трудового договора с Захаровой на основании ст. 71 ТК РФ.

Захарова не согласилась с приказом и обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. В исковом заявлении она привела такой довод: “Трудовой договор со мной был подписан через 3 дня после того, как я была ознакомлена с приказом о приеме на работу. Условия об установлении испытания в трудовом договоре нет. Полагая, что директор передумал и решил не устанавливать мне испытание, я с этим согласилась и подтвердила свое согласие, подписав трудовой договор”.

Кейс 14.

В связи с увольнением начальника отдела кадров цементного завода эта должность оказалась вакантной. Согласно характеру работы руководителя службы кадров, необходимо было наличие знания трудового законодательства РФ, также умение и опыт работы с кадрами. Найти такого работника за короткое время было тяжело.

Когда Андреев предложил свои услуги в качестве начальника отдела кадров, ген. директор завода принял решение взять его на работу для начала на 2 месяца, с тем чтобы посмотреть, как он будет справляться с обязанностями. В приказе о приеме на работу и в трудовом договоре был указан срок – 2 месяца.

По истечению 2 месяцев Андреева уволили с работы по причине истечения срока трудового договора на основании ст. 79 ТК РФ. На эту должность был принят другой работник – Фадейкин.



Список используемой литературы.

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015

Даутова О.Б., Иваньшина О.А., Казачкова Т.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС- Санкт-Петербург: КАРО, 2015

Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое

пособие. – М., Ладога, 2006.

Борисова Г.В., Аветова Т.Ю., Косова Л.И.. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении – СПб.: «Полиграф-С», 2009

33


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.