Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 7 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическое пособие
Спортивное лото
Автор-составитель:
Овчинникова Ирина Дмитриевна,
учитель физической культуры
МБОУ НОШ № 7 г. Амурска
Амурск
2021
Автор: Овчинникова Ирина Дмитриевна, учитель физической культуры МБОУ НОШ № 7, г. Амурск, Хабаровский край.
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». А.В.Запорожец
Пояснительная записка
Данное пособие представляет собой дидактическую настольную игру «Спортивное лото». Дидактическая игра направлена на расширение кругозора и просвещение широкого круга детей по предмету «Физическая культура».
Игру можно применять во время уроков (на любом этапе урока) и во внеурочное время (факультативы, перемены...).
Игра состоит из 15 игровых карточек (с шестью ячейками) с таблицей ответов и 90 маленьких карточек с вопросами.
Учебный предмет: физическая культура.
Аудитория: учащиеся 4 -5 класса.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Время: 8 - 10 минут на уроке, до 30 - 40 мин. во внеурочной деятельности.
Учебный предмет: физическая культура.
Цель: расширить кругозор детей о физической культуре и спорте, пробудить интерес к изучению предмета.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и углубить знания школьников по предмету «Физическая культура»;
- познакомить учащихся с многообразием видов спорта и их значением, с историей, атрибутикой, символикой Олимпийских игр, лучшими спортсменами-олимпийцами Хабаровского края.
Развиващие:
- продолжить формирование словесно-логического мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
- формирование навыков индивидуальной, парной работы;
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять интерес к учебному предмету «Физическая культура», чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре,
- устанавливать взаимодействие с одноклассниками, учителем;
- уметь работать индивидуально, в парах.
Метапредметные :
- понимать и выполнять учебную задачу;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные:
- использовать полученные знания в процессе физического самовоспитания.
Материал: игровые карточки с ответами -15 штук, карточки с вопросами - 90 штук.
Правила использования игры:
Лото состоит из 15 больших игровых карточек с шестью ячейками с ответами и 90 маленьких карточек с вопросами.
В игру может играть до 30 человек одновременно. В начале игры выбирается ведущий, который раскладывает карточки с вопросами текстом вниз, перемешивает их, и раздает игрокам большие карточки с ответами. В роли ведущего выступает учитель или учащийся.
Учащимся выдается по одному игровому полю с шестью ячейками, в которых даны ответы на вопросы лото. Количество игровых полей рассчитано на 15 человек. Если играющих меньше, то их может быть выдано больше, по 2-3 шт., если же играющих больше, то с одной карточкой могут работать два игрока.
Ведущий произвольно берет карточку с вопросом, зачитывает его. Если кто-то из игроков нашел на своей карточке ответ и правильно ответил на вопрос, ведущий отдает ему карточку- ответ. Игрок закрывает ею свою ячейку с ответом. В игре побеждает учащийся, который быстрее всех закрыл свое игровое поле.
Если правильного ответа не прозвучало, ведущий откладывает карточку с вопросом в сторону и по завершении игры, зачитывает вопрос с целью объяснения учащимся новых для них понятий.
В свободное от учебы время ребята играют самостоятельно.
В лото вошли вопросы разного уровня сложности о спорте и физической культуре.
Игра предназначена для учителей физической культуры, учащихся, родителей.
Список использованной литературы и Интернет – источников
1. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимпийского образования/ В.С. Родиченко и др. - М. "Советский спорт", 2010 - 144с.; ил.
2.Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях - М: Просвещение. 2013. - 190 с.: ил.
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/biatlon/
https://victoriny.ru/40-voprosov-o-sporte-viktorina-dlya-shkolnikov.ht
https://infourok.ru/sportivnointellektualnaya-viktorina-vse-o-sporte-538481.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4185/conspect/168936/
https://znanio.ru/media/sportivnaya-viktorina-sotvetami-2611254
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/01/22/viktorina-znatoki-sporta
https://videouroki.net/razrabotki/sportivnaya-viktorina-znatoki-sporta.html
https://kladraz.ru/blogs/ala-aleksevna-kondrateva/letnja-sportivnaja-viktorina-dlja-shkolnikov.
Приложение 1
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
С ОТВЕТАМИ
Синхронное плаванье, гребля, водное поло, плаванье, прыжки в воду. |
Лыжи, палки, винтовка | ФЕХТОВАНИЕ |
Бу́тсы | РЕКОРД |
|
БАСКЕТБОЛ |
Весло | БИАТЛОН |
6 | МОНЕТЫ | 64 |
ЭЛЛАНОДИКИ | 3000 |
Пьер де Кубертен |
ШАШКИ | СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ | 1 раз в 4 года |
"БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!" | Юлия Чепалова | г. СОЧИ |
ФУТБОЛ | КАНАТ | КАПИТАН |
1924 год, г. Шамони, Франция | Венок из лавровых листьев | КРАСНЫЙ |
РИНГ | Евгений Плющенко | ПАС |
ФИГУРИСТ | КРАСНАЯ |
КЛЮШКА |
Олимпийские кольца | КАНАДА | РЕЖИМ ДНЯ |
ХОККЕЙ | ПЯТЬ КОЛЕЦ
| ЩЁЧКА |
ИВАН ШТЫЛЬ | БЫСТРОТА |
ДОСКА |
ИНДИЯ |
БЕЛОГО | ВЫНОСЛИВОСТЬ |
ЗИМА |
ФЕХТОВАНИЕ | ФУТБОЛ |
ГИБКОСТЬ | Иван Скобрев | СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ |
БРАСС | ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА | КОРОЛЬ |
ГРЕЦИЯ
| ЛОВКОСТЬ |
Секундомер |
СКЕЛЕТОН | Золотая | СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА |
ТУРИЗМ | СИЛА | АЛЕКСАНДР СУВОРОВ |
Стадион | ОЛИМПИОНИК | Символ дружбы пяти континентов |
ИНТЕРВАЛ
| ПИФАГОР | 1980 год |
ШЛЕМ | ПЕРИОД | НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС |
КОЛОННА | 11 | СЁРФИНГ |
ОТ НАПАДАЮЩИХ | ШТАНГА | МИШКА |
БАТТЕРФЛЯЙ
| 1900 год | ТРЕК |
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛЕОПАРД, ЗАЙКА | ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН | БУЛАВА |
Кроль | ГОНКА | БАСКЕТБОЛЬНЫЙ МЯЧ |
УДАЛЕНИЕ | ШЕРЕНГА | Утренняя гимнастика (зарядка) |
Приложение 2
КАРТОЧКИ
С ВОПРОСАМИ
1. Пять видов спорта, связанные с водой. Синхронное плаванье, гребля, водное поло, плаванье, прыжки в воду. | 2. Инвентарь, который использует биатлонист. Лыжи, палки, винтовка
| 3. В каком виде спорта спортсмены наносят друг другу уколы. Фехтование |
4. Специальная обувь, предназначенная для игры в футбол и регби. Бу́тсы | 5. Что стремится установить спортсмен? РЕКОРД | 6. Олимпийский флаг |
7. Спортивная игра, цель которой - забросить мяч в корзину? Баскетбол | 8. Шест с лопастью для гребли
Весло | 9. Прародителем этого вида спорта принято считать охоту на лыжах, распространенную у многих северных народов. В 1767 году, пограничники на шведско-норвежской границе устроили соревнования. Участники, спускаясь со склона средней крутизны, должны были попасть из ружья в конкретную мишень на расстоянии 40-50 шагов. На Зимних Олимпийских Играх в Шамони в 1924 году провели первые в истории «соревнования военных патрулей». Биатлон |
10. Сколько человек играет в волейбол? 6 | 11. По словам Аристотеля, в 480 году до нашей эры победитель Анаксилас впервые в истории Олимпиад приказал изготовить именно их. Что же? Монеты, посвящённые Олимпийским играм. | 12.Сколько клеток на шахматной доске. 64 |
13. Судьи и распорядители Игр в Древней Греции Элланодики | 14.Сколько видов спорта существует в мире? | 15. Основатель современных олимпийских игр? Пьер де Кубертэн 17. Как часто проводятся Олимпийские игры?
| | | |
16. Какой русской игре не хватает 36 клеток до международного варианта? Шашки | 17. Олимпийский огонь зажигают с помощью чего? Солнечных лучей | 18. Как часто проводятся Олимпийские игры? 1 раз в 4 года | | |
19. Как звучит девиз олимпийских игр? "Быстрее, выше, сильнее!" | 20. Назовите российскую лыжницу, родом из г. Комсомольска – на – Амуре, чемпионку Олимпийских игр 1998, 2002 и 2006? Юлия Чепалова | 21. В каком городе проходили зимние Олимпийские игры – 2014? Сочи |
22. Цель этой игры — забить мяч в ворота противника. Футбол | 23. Спортивный снаряд для перетягивания. Канат | 24. Как называется самый главный игрок в спортивной команде? Капитан. |
25. В каком году и где прошли 1 зимние Олимпийские игры? 1924 год, г. Шамони, Франция | 26. Чем награждали победителей Игр в Древней Греции? Венком из лавра | 27. Какого цвета олимпийское кольцо, обозначающее Америку? Красное |
28. Боксерский корт РИНГ | 29. В фигурном катании двукратный олимпийский чемпион, двукратный серебряный призёр Олимпийских игр, трёхкратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы, десятикратный чемпион России. Родился в п. Солнечный Хабаровского края. Евгений Плющенко | 30. Передача мяча в игре ПАС |
31. Как называется спортсмен, танцующий на льду? Фигурист | 32. Какого цвета карточка в футболе означает удаление с поля? Красная
| 33. Спортивный снаряд, которым бьют по шайбе в хоккее. Клюшка |
34. Символ олимпийских игр. Олимпийские кольца
| 35. Какая страна является родиной хоккея с шайбой? Канада | 36. Продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения . Режим дня Режим дня |
37. В каком олимпийском виде спорта команда состоит из пяти полевых игроков и вратаря? Хоккей | 38. Что изображено на олимпийском флаге? Пять колец | 39. Какой способ удара по мячу есть в футболе? Щёчка |
40. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр в Лондоне в гребле на каноэ, неоднократный призёр чемпионатов мира и Европы, обладатель Кубка мира. Родился в Комсомольске - на - Амуре. Заслуженный мастер спорта.
Штыль Иван | 41. Способность человека выполнять максимальное число движений за минимальный отрезок времени. Быстрота | 42. Как называется игровое шахматное поле? Доска
|
43. Какую страну считают Родиной шахмат. Индия | 44. Какого цвета полотнище Олимпийского флага? Белого
| 45. Способность выполнять человеком какое-либо действие долгое время, не утомляясь. Выносливость |
46. В какое время года проводятся Белые Олимпиады? Зимой | 47. В каком олимпийском виде спорта используется сабля? Фехтование
| 48. Какая спортивная игра является самой популярной в мире? Футбол |
49. Способность суставов человека к большой подвижности, необходимая для выполнения движений с большой амплитудой. Гибкость | 50.Российский конькобежец Серебряный призёр в десятикилометровой и бронзовый призёр в пятикилометровой гонках на Олимпийских играх 2010 года, заслуженный мастер спорта России. Родился в г. Хабаровске . Скобрев Иван
| 51. Вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание |
52. Какой стиль плавания люди позаимствовали у лягушки? Брасс
| 53. Врожденные качества, которые помогают нам двигаться. Физические качества | 54. Самая важная фигура в шахматах. Король
|
55. Назовите страну - родину Олимпийских игр. Греция
| 56. Способность быстро овладевать сложными движениям или быстро изменить положение тела. Ловкость | 57. Прибор для измерения времени в спорте. Секундомер
|
58. Как называется вид спорта: езда на санях в положении лёжа на животе, который был распространён ещё скандинавских индейцев? Скелетон | 59. Какая медаль вручается за высшее спортивное достижение? Золотая
| 60. В каком виде спорта правила запрещают бежать? Спортивная ходьба
|
61. Спортивный поход или экскурсия по определенному маршруту. Туризм | 62. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему с помощью мыщц. Сила | 63. Кто из великих русских полководцев занимался закаливанием своего организма и зимой мог простоять целый день на морозе в одном мундире? Александр Суворов |
64. Как называется сооружение для проведения спортивных соревнований? Стадион
| 65. Как звали победителя Игр в Древней Греции? Олимпионик | 66. Что означает переплетение разноцветных колец в эмблеме олимпийских игр? Символ дружбы пяти континентов |
67. Как называется расстояние между занимающимися, стоящими в шеренге? Интервал
| 68. Кто из известных античных ученых побеждал на Олимпийских играх в состязаниях кулачных бойцов. Пифагор | 69. В каком году проходили Олимпийские игры в Москве? 1980 год |
70. Назовите, что защищает голову велогонщика? Шлем
| 71. На какие части (временные отрезки) делятся матчи в хоккее? Период | 72. В какой игре пользуются самым легким мячом? Настольный теннис
|
73. Как называется строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу? Колонна
| 74. Сколько игроков в футбольной команде? 11 | 75. Что такое сёрфинг? Катание на доске по волнам
|
76. От кого нужно беречь защитников в игре? Нападающих | 77. Какой снаряд необходим для упражнений в тяжелой атлетике? Штанга
| 78. Талисман на Олимпийских играх в Москве в 1980 году? Мишка
|
79. Стиль плавания, который называют ещё "дельфин", "бабочка". Баттерфляй | 80. В каком году женщины стали принимать участие в Олимпийских играх? 1900 год | 81. На каких площадках проходят соревнования по велоспорту? Трек
|
82. Талисман Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году. Белый медведь, Леопард, Зайка
| 83. Какое самое высокое спортивное звание? Олимпийский чемпион | 84. В каком виде спорта используется булава? Художественная гимнастика
|
85. Наиболее быстрый вид плавания Кроль
| 86. Как называются соревнования велосипедистов и лыжников? Гонка | 87. Какой мяч тяжелее: футбольный, волейбольный, гандбольный или баскетбольный? Баскетбольный мяч
|
88. Наказание в спортивных играх. Удаление | 89. Строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону. Шеренга
| 90. Комплекс общеразвивающих упражнений, направленный пробуждение организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. Утренняя гимнастика (зарядка) |