Методическое сообщение "Развитие креативности у детей на уроках эстрадного вокала"
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Тиксинская детская школа искусств»
Методическое сообщение
преподавателя вокала МБО ДО «Тиксинская ДШИ»
Базановой Натальи Сергеевны
«Развитие креативности у детей
на уроках эстрадного вокала»
Директор МБО ДО «Тиксинская ДШИ» _____________ Бурцева А.Л.
п. Тикси
2023 год
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Александрович Сухомлинский
Система обучения эстрадному пению, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.
В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с музыкой, он жадно воспринимает музыкальную информацию из области музыкальной культуры.
Без работы с музыкальным звуком, этим основным средством выразительности, без понимания и прочувствования его изменчивости и неповторимости, без знакомства с его основными характеристиками (высота, длительность, сила, тембр) понять музыку довольно сложно.
Работа с музыкальным звуком – первый (базовый) этап в обучении детей музыке.
Занятия вокалом приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки.
Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней, тот мостик, по которому можно перейти в огромный мир музыки.
Итак, основная цель начального этапа работы над развитием креативных способностей у детей на уроках вокала – открыть и осознать основные законы музыкального языка, которые помогут в понимании музыкальных произведений.
Принцип проведения урока вокала как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий, креативный потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.
В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.
К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие:
Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Импровизация – первооснова креативного развития детей.
Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Построение уроков вокала как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование и другие.
Раскроем значение некоторых из них:
Импровизация. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
Пластическое интонирование. “Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает преподавателю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Итак, что же такое креативные способности?
Понятие «креативность» впервые было использовано в 1922 г. Д. Симпсоном. В данный термин он вкладывал смысл способности человека отказаться от стереотипных, традиционных способов мышления. В обобщенном смысле, креативность можно обозначить как способность к творчеству.
Креативность (от лат. сгеайо - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс говоря о креативности подразумевает способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
Что, в таком случае, тогда творческие способности? Это дано от рождения или их можно развить ?
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство просто не знают о своих возможностях или не задумываются о них.
Творческие способности – это фундамент развития любых способностей, это способность человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи. Соответственно, творческий человек - оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Развитие креативного мышления у детей в условиях урока эстрадного вокала
Конечно, способность к творческим, креативным решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать. Как мы это делаем на уроках вокала? Все по порядку.
Ребенок только пришел к вам,вы не знакомы, не знаете о его данных. Улыбнитесь и начинаем с «ритмичного» знакомства. Прохлопайте ребенку в определенном ритме свое имя,проговаривая речитативом: «Меня зовут ...». Предложите прохлопать ему свое имя. Похвалите, если даже получилось неуклюже, попробовать вместе прохлопать, по импровизировать. Если видите,что ребенок ритмичный, прохлопайте совместно: он правой рукой о вашу левую руку. Предложите свой ритм, теперь очередь ребёнка и т. д.
В дальнейшем,используем такие игры, как «Ритмический флешмоб», «Ритмический канон». Это весело, интересно, снимает у детей психологические и физические зажимы. Вообще, звучащие жесты
( хлопки, шлепки по груди, бедрам, удары ладошками по грудной косточке, притопы, щелчки пальцами ) это первые импровизации ребенка. Эти упражнения не только расслабляют, но и развивают пульсацию, метроритм, при своей простоте дают прекрасную эмоционально-двигательную разрядку.
Далее, разученные движения можно соединить с музыкой. Использую в своей работе как классические произведения, так и музыку из кинофильмов. Не торопимся, дети сами подскажут в каком темпе двигаться. Постепенно игры становятся сложнее и интереснее. Дети в дальнейшем сами проводят ритмические разминки, готовясь дома или импровизируя на занятии.
С ритмом определились, далее можно исполнить музыкальное приветствие, начав с простого, предложите ребенку музыкально ответить. Задавайте любые музыкальные вопросы. (Например,пропойте: «Как тебя зовут?». Ребенок пропевает свое имя. По собственному опыту знаю, дети пропевают сразу в тональности). В таком ненавязчивом диалоге вы диагностируете музыкальность ребенка, его гармонический и мелодический слух. Вот вам и первые вокальные импровизации. На последующих занятиях музыкальные диалоги усложняются, ребенок готовит приветствие, ответы на музыкальные вопросы дома или импровизирует на уроке. Звучит может сложно, но на практике ребята делают это с удовольствием. И, главное, не забывать хвалить!
Большинство ребят очень зажаты, поэтому начинаем с простого. Предлагаю позевать,причем, позевать от души, с потягиванием. Думаю, не секрет, что зевок расслабляет все тело. Затем расслабляем мышцы, которые участвуют в образовании речи. Зеваем с открытым, а затем с закрытым ртом. Тянемся к солнышку верх, «растягиваем» тело по диагоналям вправо-влево, вперед-назад (использую в работе музыкальное сопровождение, ребятам очень нравится «Джазовая импровизация» Р.Паулса, «Пиццикато» Л.Делиб и др.). Ищем оптимальную осанку– раскрепощенную, но не вялую.
Объясняем без применения голоса, определённую ситуацию другому пантомимой, сначала фразы, потом сценки, сказки. Постепенно усложняем...Вникаем в текст и показываем песню без музыки, пытаемся донести ее до зрителя. И только потом используем фонограмму. Оказывается, это очень сложно...
Показываем руками движение мелодии, длительность. Играем в «Шкалу громкости» ( игра «Страшная сказка» по А. Емельянову). Также играем в воображаемый оркестр, где выбираем любые инструменты, показываем как на них играют и поем в тональности:
1 ступень (дудочка ду-ду, скрипка ля-ля, колокольчик дзинь-дзинь и т. д.), усложняя до двухголосия ( добавить 3 ступень), трехголосия (5 ступень). Сначала дирижер - педагог, а потом сами ребята. Можно в процесс обучения добавить песню «Мы с вами музыканты» с изображением и пропеванием названия инструментов (пиа-пиа-пиа-но пиа-пиано...) Идет работа в комплексе: над ритмом, дикцией, артистизмом. Можно эту игру использовать как распевание.
Также с удовольствием дети играют в воображаемый хор животных (пропеть 1 куплет песни как утка с вытянутыми губками- кря, припев как веселая лягушка - ква, как испуганная кошка -мяу, «солидная» собака - гав, маленькая собачка - тяф и т. д.). Параллельно в такой игре идет проработка дикции на ту букву, которую надо закрепить у ребёнка с дефектом речи, прокачка нужных резонаторов, также добавляется работа в образе, ребенок проявляет себя как артист.
Таким образом, постепенно определяются индивидуальные задачи для каждого ученика, обозначаются основные технические, психологические и вокально-коордиационные сложности и способы их решения. Исследуются возможности голоса ребенка. И все в игровой форме.
На уроке поем и в группе, и сольно, и вместе со мной! Часто провожу индивидуальные занятия в присутствии группы. Так дети быстрее привыкают к публике, а слушатели замечают и анализируют ошибки или успехи товарищей.
Музыкальный материал выбирается совместно с каждым ребенком, поэтому поем с удовольствием! И учимся петь еще лучше! Работаем над каждой фразой, чтобы было правдиво, без фальши.
Дети очень любят перевоплощаться.
- Сегодня буду распевать вас не я, ребята, выпрямились. Мы в прямом эфире!
Включаются фрагменты - вокализы или, как я их называю, «ла-ла-лайки» из песен известных артистов (Л. Агутин, У.Хьюстон, Витас, Елка, Л.Лещенко...) Вроде бы только что ребенок зажимался и ему было высоко петь нотку, а в образе артиста повторяет музыкальные фразы свободно и в правильной манере.
Игр, упражнений множество, главное, быть «друзьями» с детьми, учиться друг у друга. Тогда получаем удовольствие вместе от вокального действия, от того как звучит голос, как поет тело, ощущаем свои новые возможности в роли артиста. Ведь зрители чувствуют душу, творческую жилку. При выступлении ребенок отдает частицу своей энергии залу, а зал, в свою очередь, воспринимает её и, усилив, отдает обратно. Подобные выступления оказывают огромное мотивирующее воздействие на детей. Ребёнок хочет совершенствоваться ещё и ещё.
Если занятие проходит в такой творческой атмосфере, то у ребенка не только развиваются творческие способности, но и появляется отличное настроение, прилив сил, желание познавать еще больше, развивается наблюдательность, интуиция, снимаются психологические зажимы, голос звучит увереннее, ярче, улучшается физическое состояние, ребенок начинает по-новому ощущать свое тело. Появляется внутренняя свобода, желание творить, и удовольствие от того что делаешь.
Итак, в современном мире потребность в креативной личности возрастает все больше и больше. Это обусловлено быстрыми темпами развития и изменения общества, что требует от человека нешаблонного стиля мышления, способности быстро и по-новому решать задачи. В связи с этим мы можем наблюдать тенденцию направленности общей воспитательной и образовательной деятельности на развитие креативных способностей ребенка, как будущего взрослого члена общества. Посредствам занятий эстрадным вокалом эти способности у детей развиваются гораздо активнее.