Развитие личности обучающегося – исполнителя эстрадного вокала на примере педагогического проекта «Путь к успеху»

3
0
Материал опубликован 15 April

Развитие личности обучающегося – исполнителя эстрадного вокала на примере педагогического проекта «Путь к успеху»


Загудаева Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Калужская область, город Калуга

Аннотация

Эстрадное пение в современном мире является популярной и яркой формой творческого выражения личности. Многие дети, наблюдая, как их ровесники выступают, например, на телевизионном шоу «Голос», мечтают, чтобы реализовать свой потенциал в музыкальной сфере, стать известным и востребованным певцом. Чтобы стать успешным вокалистом, необходимо вести постоянную работу по самосовершенствованию. Что включает в себя работа по достижению творческих высот в эстрадном вокале? Проанализировав выступления детей на всероссийских и международных конкурсах, педагоги приходят к выводу о необходимости комплексного подхода в подготовке детей: развитие музыкально-ритмических способностей, формирование правильного дыхания, поставленной речи, освоение вокальных, хореографических и сценических навыков. Вот не полный перечень всех необходимых аспектов формирования творческой личности эстрадного вокалиста. Поэтому авторы проекта разработали и реализовали комплексную дополнительную программу, которая привела обучающихся к значительных успехам. Материалы педагогического проекта «Путь к успеху» могут быть интересны педагогам дополнительного образования, учителям музыки, руководителям вокальных студий и объединений.


Мы часто задаёмся вопросом: кто такие успешные люди и как добиться успеха? Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос – могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства.

Эстрадному исполнителю особенно важно иметь красивую, правильно поставленную речь и четкую дикцию. Ведь именно популярные эстрадные песни слушает большинство людей. Петь – значит жить, чувствовать, проявлять и выражать наши эмоции. Человек поет, когда на душе хорошо, когда любит. При пении в этот момент настроение повышается еще больше, и человек получает сильный заряд энергии, при этом состояние его становится гармоничным и живым.

Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни, не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально-ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Используя на занятиях хореографию, сценодвижение, дети учатся выражать свои музыкально-образные впечатления, дифференцированно владеть своим телом, двигаться пластично и красиво, выражать характер песни с помощью танцевальных движений эмоционально, выразительно. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Встает необходимость его двигательного, эмоционального раскрепощения, навыка культуры общения со зрителем, культуры владения речью, владения иностранными языками, необходимости записи и подготовки профессионально написанных фонограмм под конкретного исполнителя и ансамбля.

Преподаватели, артисты, дикторы, певцы, психологи – все эти специалисты напрямую работают с людьми, и деятельность их направлена на уверенную подачу информации, на взаимодействие с публикой или одной личностью. Эти специалисты, для успешной своей деятельности должны быть уверены в том, что они говорят, в своей подаче той информации, которую они несут людям. Быть уверенным в своей речи, значит быть уверенным в себе. А для того, чтобы быть уверенным в себе, нужно владеть своими эмоциями, иметь грамотную, поставленную речь, владеть своим голосом и телом, знать иностранные языки и уметь адаптироваться в обществе.

Освоив комплекс знаний и умений по вокальному мастерству, научившись владеть своим телом, грамотно излагать свои мысли, овлавев искусством выступления перед публикой, обучающийся приобретает тот бесценный опыт и знания, которые способствуют достижению успеха в любой профессиональной деятельности. А это и есть становление личности учащегося, способной к саморазвитию и самоопределению, готовой к открытому творческому взаимодействию с окружающим миром, обществом, государством.

В ходе проекта, для решения проблемы эффективного развития творческой личности ребенка, занимающегося эстрадным вокалом, была выдвинута гипотеза: если систематически и планомерно заниматься комплексной подготовкой вокалистов, сочетая занятия по вокалу, хореографии, сценическому мастерству, иностранному языку, сольфеджио, возможно качественно повысить уровень вокального мастерства.

Подготовительный этап проекта включал следующие шаги:

прослушивание, анализ и оценка исходных музыкальных данных учащихся;

формирование групп и солистов для проекта;

обсуждение плана работы с участниками проекта;

организация первоначального диагностического этапа проекта;

подбор разнохарактерного, разностилевого репертуара;

подготовка теоретического и практического материала для занятий, выбор обучающей программы;

подбор и использование аудио и видео материалов из собственной видеотеки и интернет-ресурсов;

опрос родителей.

Основной этап проекта предусматривал реализацию следующих мероприятий и занятий:

апробация дидактико-методического материала;

освоение здоровьесберегающей дыхательной гимнастики;

практическое освоение методов фонопедического развития голоса;

овладение артикуляционной гимнастикой;

освоение вокально-интонационных упражнений, приёмов, методов, техник;

комплексная работа над репертуаром (включая вокальную подготовку, хореографическую постановку, выработку драматургии и режиссуры номера, отработку фонем иностранного произношения в произведениях на иностранном языке);

запись профессиональной фонограммы для конкретного номера;

освоение навыков работы с микрофоном;

создание имиджа вокального коллектива или солиста исходя из репертуарного плана;

подбор костюма, макияжа, сопутствующего реквизита.

В ходе проекта учащиеся занимались следующими видами деятельности:

артикуляционная гимнастика;

дыхательные упражнения;

голосовые игры, игры со звуками;

исполнение вокально-интонационных упражнений;

хореографическая деятельность;

сценическое мастерство;

творческая и познавательная деятельность;

освоение на достаточном уровне иностранного языка (английский, французский, испанский языки).

Практическим итогом проекта стало бы выступление участников на разноуровневых концертных и конкурсных площадках, представление результата в социуме.

По итогам проекта были зафиксированы значительные результаты:

создана система эффективной работы для формирования конкурентно-способного вокального коллектива, солиста;

у детей возрос интерес к занятиям, получению дополнительных знаний и умений;

заметно возросла степень удовлетворённости родителей и их заинтересованность в работе эстрадной студии;

снижены психологические зажимы и эмоциональные комплексы;

повысился уровень вокального исполнительства;

возрос интерес к продолжению изучения иностранных языков;

речь стала яркой и образной;

улучшилась координация между телом и голосом;

повысилась самооценка воспитанников;

произошёл яркий всплеск творческих способностей;

вырос уровень исполнения на конкурсах.

Для оценки результатов проекта использовались карты педагогических наблюдений, карты самооценки качеств личности, тестирование, внешняя экспертная оценка (конкурсы различных уровней), анкетирование детей и родителей, опросы, анализ отзывов.

Можно сделать вывод, что реализация педагогического проекта «Путь к успеху» способствует развитию партнёрских отношений педагогов центра и родителей, делая их единомышленниками в решении проблем. Использование методик по формированию, развитию голосового аппарата позволяют качественно повысить уровень вокального исполнительства, способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, росту его творческих способностей, повышению уровня самореализации и достижения успеха. По материал проекта была составлена и реализуется комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной студии «Веселая компания» продвинутого уровня.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.