Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В каждой из 20 пар выберите только одну возможность».
Текст опросника
1а |
Ухаживать за животными |
или |
1б |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а |
Помогать больным людям |
или |
2б |
Составлять таблицы, схемы, программы |
3а |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток |
или |
3б |
Следить за состоянием, развитием растений |
4а |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
или |
4б |
Доводить товары до потребителя, рекламировать, подавать |
5а |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а |
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б |
Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б |
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
|
или |
9б |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а |
Лечить животных |
или |
10б |
Выполнять вычисления, расчеты |
11а |
Выводить новые сорта растений |
или |
11б |
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
12б |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а |
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
13б |
Изучать простейшие организмы под микроскопом |
14а |
Обслуживать, налаживать медицинский приборы, аппараты |
или |
14б |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а |
Составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий |
или |
15б |
Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые) |
16а |
Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
17б |
Строить здания, машины, приборы |
18а |
Организовывать походы в театр, экскурсии в музеи |
или |
18б |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б |
Делать чертежи, карты |
20а |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б |
Набирать текст или другие материалы на компьютере |
Обработка и интерпретация результатов. Ответы заносятся в бланк. Подсчитайте количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Нужно выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 а |
1 б |
2 а |
2 б |
3 а |
3 б |
4 а |
4 б |
5 а |
5 б |
6 а |
6 б |
7 а |
||
7 б |
8 а |
8 б |
||
9 а |
9 б |
|||
10 а |
10 б |
|||
11 а |
11 б |
12 а |
12 б |
13 а |
13 б |
14 а |
14 б |
15 а |
15 б |
16 а |
16 б |
17 а |
||
17 б |
18 а |
18 б |
||
19 а |
19 б |
|||
20 а |
20 б |
Название типов профессий по столбцам:
«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» – все технические профессии;
«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» – все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе музыкальные специальности;
«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности.
Источник: Райгородский Д.Я.: Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2006. – С. 569-573