Доклад «Диагностические методики как эффективные технологии в дополнительном образовании» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 27 May 2018

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»

Диагностические методики как эффективные технологии в дополнительном образовании
 

 

Педагог дополнительного образования

Чулкова Надежда Алексеевна

2017г.

Введение

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Диагностика в дополнительном образовании

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам. В идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики обучающихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
-
индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами.

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование

разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.;

к косвенным методам относится наблюдение,

1.Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

2.Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа с 5элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

3.Тесты.

Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test -испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование –наиболее подходящая измерительная технология –самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:

- выбор теста;

- его проведение;

- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить

с помощью теста;

- подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

- экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

-относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

-однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

-стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

4. Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей

педагогической задачи;

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение

длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

1.личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) 2.учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы )

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.


 

II. Формы представления результатов диагностики

К числу эффективных технологий относится мониторинг. Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им общеразвивающей программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

-дневник педагогических наблюдений;

-диагностические карты;

-зачетные и личные учебные книжки.

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного

образования в своей практической деятельности.

Цветопись

самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с

обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся

можно использовать следующие цвета:

-красный - работает самостоятельно, в быстром режиме;

-желтый -выполняет задания, соблюдая все требования;

-зеленый-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

-синий -постоянно обращается к помощи педагога и детей;

-фиолетовый -слабо справляется с заданием.

Табель развития.

Чаще всего используется для информирования родителей и включает

следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания

Диаграмма и график успеваемости

На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора,

сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% -максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта.

Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки

минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует –все в порядке. Количество

диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями

Папка достижений.

Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются

все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

Творческие программы.

Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

Личная творческая карта.

1 страница

-Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия

руководителя, дата начала и окончания обучения.

2 страница

данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках,

соревнованиях

Условия проведения диагностики

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

1. Четко определить цель диагностики.

2. В соответствии с целью определить объекты диагностики.

3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.

4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно

-воспитательного процесса.

5. Выделить направления анализа получаемых данных.

6. Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).

7. Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития

обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого

-либо обучающегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).

8. Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения

(желательно).

9.Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

10. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их

сопоставления с результатам и предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. 11.Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.

12. У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии

или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.

13. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.

14. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 -30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить

инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности общеобразовательной программы.

Список литературы

1.Каргина З.А. Об диагностики воспитанников детских объединений //

Внешкольник, 2003, No 4

2.Левина, С.А. Организация методической работы

[Текст]

/ С.А. Левина, Ю.Н. Суслов.Волгоград: 2008.

3. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня

учащихся // Бюллетень, 2002, No 3. С. 18.

4.http://do.gendocs.ru/docs/index

-http://yugansk.com.swteh.ru/p52aa1.html


 

Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося

Цель разработки такой формы мониторинга заключается в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт деятельности педагогов.

Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении общеразвивающей программы дополнительного образования и личностных достижениях. Она включает в себя несколько четко выраженных разделов:

Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и т.д.);

Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения);

Мотивация ребенка к занятиям в объеди­нении и освоению программы;

Ребенок сам определяет свое отношение и настроение к занятиям

Задачи по годам обучения (индивидуаль­но, согласно особенностям развития обучаю­щегося)

Особенности освоения программы до­полнительного образования, личностного развития и персональные достижения;

Особенности освоения программы:

Теоретическая подготовка ребенка: 1.1теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), 1.2 Владение специальной терминологией;

Практическая подготовка ребенка:

- Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

- Владение специальным оборудованием и оснащением

- Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки ребенка:

- учебно-интеллектуальные умения

- умение подбирать и анализировать специальную литературу

- умение пользоваться компьютерными источниками информации

- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

- учебно-коммуникативные умения

- умение слышать и слушать педагога

- умение выступать перед аудиторией

- умение вести полемику, участвовать в дискуссии

- учебно-организационные умения и навыки

- умение организовать свое рабочее (учебное место)

-навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

- умение аккуратно выполнять работу

В конце делается заключение о результатах обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Личностное развитие ребенка:

Организационно-волевые качества:

- терпение (способность переносить нагрузки в течение определенного времени)

- воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям)

- самоконтроль (умение контролировать свои поступки)

Ориентационные качества:

- самооценка (способность оценивать себя адекватно реальным достижениям)

- интерес к занятиям в объединении (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы)

Поведенческие качества:

- конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации)

- тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)

Заключение – результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Ожидания ребенка от занятий в детском объединении;

Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка;

Самоанализ развития выпускника дет­ского объединения;

Рекомендации выпускнику со стороны педагога.

Ведение настоящей индивидуальной маршрутной книжки основывается на ор­ганизации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образова­тельной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодей­ствия в будущем.

Это служит базой постановки конкрет­ных субъектно-окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельно­сти, механизмов их реализации. Непрерыв­ная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компе­тентности.

Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке как особом инструменте мониторингового характера - это педагоги­ческое наблюдение, анализ и изучение ре­зультатов продуктивной деятельности, реф­лексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного про­цесса (рисуночные методики, метод незакон­ченных предложений).

В процессе применения индивидуальной маршрутной книжки выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагога
к процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты.

Индивидуальная маршрутная книжка для, педагога дополнительного образования -это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной общеразвивающей программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей - это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.