МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
  Важнейшей особенностью содержания курса алгебры является его практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических знаний учащихся.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и многое другое. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. [1]
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. [1]
Однако, практически в каждом классе есть слабоуспевающие учащиеся, нуждающиеся в коррекции знаний. Они имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб. Не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связь между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснования гипотез, сформулированных в ходе попыток решения, и не понимают необходимости их проведения, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.
Или учащиеся со средней успеваемостью, которые имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приёмы мышления, они с большим трудом могут сформулировать гипотезу относительно конечной цели и промежуточных подцелей в процессе поиска решения задачи.
Каждому из таких учащихся необходима помощь учителя. Для этого удобно использовать систему коррекционных заданий. Цель коррекционных занятий по алгебре- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Основная методическая линия коррекционной работы – организация самостоятельной работы учащихся, при направляющей роли учителя.
Например, при изучении темы «арифметическая прогрессия в курсе алгебы 9 классса типичными ошибками являются ошибки на применение формул: «находить член последовательности по заданному номеру и общему члену»; «по заданным членам арифметической прогрессии восстановить её первый член и разность», «находить номер заданного члена арифметической прогрессии» и др.
Разработанная мной система коррекционных заданий помогает убрать пробелы в знаниях учащихся, дает возможность посмотреть примеры на данное правило с подробным описанием решения, проверить свои знания с помощью разноуровневых заданий. [3]
Например, «найти любой член арифметической прогрессии по первому члену и разности»
Приведем пошаговый алгоритм решения такого задания:
Шаг I – Вместо индекса n поставить в формулу порядковый номер искомого члена прогрессии;
 Шаг II –Подставить в формулу первый член  
 и разность d ;
Шаг III –Выполнить вычисления.
 Напомним, что любой член арифметической прогрессии вычисляется по формуле:                 
Затем рассмотрим пример решения задания с подробным описанием:
Пример: Найти сороковой член арифметической прогрессии 4;7;...
Решение:
Согласно условию имеем   
Определим шаг прогрессии  
По известной формуле находим сороковой член прогрессии 
,  подставив в формулу первый член  
 и разность
:

Ответ: 121.
Затем предлагаются для решения разноуровневые задания:
 	Напишите 	семь первых 	членов арифметической 	прогрессии 	у которой: 	 	
; 	        	
 	Напишите 	пять первых 	членов арифметической 	прогрессии 	у которой: 	 	
; 	    	
 	 	
 	Напишите 	 	
 	член арифметической 	прогрессии 	у которой: 	 	
; 	     	
Практика показывает, что разработанная система коррекционных заданий помогает устранить пробелы в знаниях учащихся и значительно улучшает качество знаний. Разработку можно использовать так же в качестве тренажера к подготовке выпускников к предстоящим экзаменам, так как она содержит все основные темы курса алгебры 7-9 классов.
Таким образом разработанная система коррекционных заданий нацелена на формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; создание для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении, прежде всего при изучении ее в старших классах.
Литература
Босимова М. А. Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений на уроках алгебры в 7–9 классах // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 107-109.
Левитас Г. Г. Карточки для коррекции званий по математике для 7-9 классов.— М.: Илекса, 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; М.: Академия, 2002г.