Доклад «Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат»
Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Умственно отсталые дети способны к развитию, хотя оно осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Главная (общая) задача - максимальная коррекция недостатков.
Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в следующем:
1. Коррекция основных психических процессов (мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение) в процессе воспитания происходит в первую очередь, через коррекционные занятия, а потом уже через другие виды деятельности (творческая, трудовая и т.д.), которые направлены на исправление дефектов развития, социальную адаптацию в условиях современного общества.
2. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.
3. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности, повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников и самоконтроля.
Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова утверждают, что КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ связана с закреплением позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определённые новообразования в детском коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Исходя из вышеизложенного, разработана структура коррекционного занятия, которая оптимальна для условий коррекционной школы – интернат и позволяет максимально эффективно выстроить занятие, без переутомления воспитанника.
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: «______________ »
Тема:
Цель: существительное
Задачи: глагол
Коррекционно – образовательная.
Коррекционно – развивающая.
Коррекционно – воспитательная.
Планируемый результат:
Оформление.
Словарные слова.
Оборудование.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия (психологический настрой на занятие направлен на организацию детей, подравнивание эмоционального состояния для того, чтобы они смогли работать в группе, на сосредоточение внимания на личности воспитателя.)
Введение в тему (упражнения для включения детей в занятие или вызвать интерес детей к материалу данного занятия).
Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). Проводится в соответствии с поставленными целью и задачами коррекционно-педагогической работы и предполагает получение, отработку, формирование определенных знаний, умений и навыков, развитие определенных психических функций и т.п. Основная часть включает задания, упражнения, игры, содержание которых направлено на реализацию программного содержания, т.е. поставленных задач. Количество заданий, упражнений и игр зависит от сложности, возраста детей, их возможности, длительности занятия и др.
Физ. минутки.
Итог занятия (является обобщающей частью занятия). Предполагает формулирование выводов по проведенному занятию, контроль (самоконтроль), оценку (самооценку) участников занятия. В связи с этим, в заключительной части, предусматриваются вопросы задания, направленные на обобщение материала.
Ритуал окончания занятия (окончание занятия). Это завершение деятельности, но не общения. Поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к общению в группе. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов).
Необходимо ответственно подойти к формулированию цели и задач. Понятно, что цель - это основа, отражающая содержание всего коррекционного занятия. Цель формулируется как существительное и предполагает такое начало:
Знакомство…
Продолжение знакомства…
Ознакомление…
Привитие…
Формирование умения, навыка….
Закрепление…
Не менее ответственно необходимо отнестись к формулированию задач, поскольку они раскрывают цель и отражают содержание определенных блоков коррекционного занятия. Задачи формулируются как глагол.
Отдельно коррекционную задачу можно не выделять. Задачи уже являются коррекционными, поскольку на протяжении всего занятия происходит коррекция тех или иных недостатков (дефектов).
При формулировании задач важно хорошо понимать, что необходимо развивать, воспитывать, формировать и т.д. Например, ни в коем случае нельзя ставить задачей – коррекция познавательных процессов, или речи, памяти, мышления, внимания и т.д.
Почему? (вопрос к аудитории).
В течение времени коррекционного занятия (20-30 минут) невозможно охватить развитие и коррекцию всех психических процессов. Такое фактически невозможно.
Например, воспитатель должен хорошо знать, что такое мышление, особенности мышления умственно – отсталого ребенка, что именно на конкретном занятии (цикле занятий) ему необходимо корригировать и развивать.
Вопрос к аудитории - виды мышления, наиболее нарушенный и сохранный вид мышления.
Напоминаю, мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное.
Так, например, необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова).
Такой подход относится ко всем остальным психическим процессам.
Предлагаю вашему вниманию примерный перечень коррекционных задач.
МЫШЛЕНИЕ.
1. Развивать кругозор и наблюдательность.
2. Развивать умение обобщать объекты, выделять в них главное.
3. Развивать гибкость и быстроту мышления.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях.
5. Обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
6. Научить детей находить причину событий.
7. Развивать умение устанавливать закономерности.
8. Развивать умение мыслить последовательно.
9. Развивать умение сравнивать…
10. Стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений.
РЕЧЬ.
1. Развитие инициативной речи.
2. Развитие связной речи, как средства общения.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие умения четко проговаривать каждое слово.
5. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
6. Обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им.
7. Научить слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы.
8. Научить детей правильно задавать вопросы.
9. Формировать умение воспроизводить по памяти подробности виденного.
10.Формировать умение конструировать предложения со словами прочитанного текста.
ВНИМАНИЕ
Содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания.
Способствовать развитию активного внимания.
Способствовать развитию слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого).
Формировать навык самоконтроля в процессе планирования деятельности.
Формировать навык самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.
Развитие произвольного внимания в процессе игры.
Формировать навык у детей поэтапной проверке работы…
Воспитание и формирование у детей таких качеств личности как, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность ….
ВОСПРИЯТИЕ
Развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия.
Способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств.
Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
Формировать умение понимать эмоции других людей.
Воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.
Научить ребенка воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности.
Сформировать у детей умение сочувствовать другим.
Сформировать умение конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения.
Сформировать у детей умение ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.
Обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи).
ПАМЯТЬ.
Научить пользоваться сравнением в процессе запоминания…
Формировать умение находить сходство и различие между объектами.
Развивать умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).
Формировать умение расчленять материал на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.
Развивать интерес и положительное отношение к материалу в процессе усвоения и запоминания.
Побуждать к самостоятельной и активной работе.
Формировать целенаправленную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.