Использование игровых технологий на уроках физики в основной школе
Использование игровых технологий на уроках физики
в основной школе.
Перевалова Виктория Владиленовна
учитель физики
МОБУ СОШ №1 г. Якутска
Физика – наука, наполненная физическими формулами и терминами, задачами и математическими вычислениями. Учащиеся не математического склада ума, зачастую быстро теряют интерес к данному предмету. Чтобы повысить познавательный интерес, завлечь как можно больше учащихся в процесс изучения физики, на своих уроках я активно использую игровые технологии. Как сказал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Основными целями использования игр и заданий на уроках физики являются:
1. Познавательная. Игры и задания способствуют формированию интереса к физике.
2. Развлекательная. На уроках физики во время игры учащиеся отвлекаются от учебного процесса, радость от игрового процесса снимает напряжение и может постепенно стать радостью от учения.
3. Коммуникативная. Во время групповых игр происходит социализации учащихся, они учатся слышать и слушать друг друга, общаться, принимать решения, договариваться. Во время индивидуальных игр в учащихся развивается здоровый дух соперничества, они учатся побеждать и достойно проигрывать, стремиться к изучению нового.
4. Образовательная. Во время игр и выполнения заданий учащиеся получают новые знания, повторяют и закрепляют ранее полученные знания на уроках физики. Также можно использовать межпредметные связи, и затрагивать материал, изучаемый на других предметах в школе.
Рассмотрим несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках физики в основной школе.
1 . Игра «Цветок». Направлена на повторение и систематизацию изученного материала. Можно проводить как для группы, так и индивидуально. Класс необходимо поделить на группы, и раздать темы, допустим – сила тока, напряжение и сопротивление. Каждая группа получает одну из предложенных физических величин. Учитель раздаёт заранее подготовленные вырезанные из бумаги круги, на которых записаны названия тем, и чистые лепестки цветка. На лепестках учащиеся должны записать некоторые данные о заданной физической величине. По истечению времени, каждая группа выходит к доске и презентует свой «цветок». Побеждает та команда, чей цветок будет иметь как можно больше лепестков.
2. Кроссворд. Кроссворды можно использовать при изучении нового материала, закрепление новых знаний. Учащиеся изучают заданные параграфы и составляют определенное количество вопросов, и по ответам составляют кроссворд. Затем происходит обмен тетрадями, и одноклассники выполняют кроссворды своих товарищей. В конце выполнения задания тетради возвращаются обратно своим хозяевам. Можно провести взаимопроверку выполненных кроссвордов и позволить учащимся выставить оценки.
Также эффективно использовать кроссворды при актуализации знаний, спрятав в нем ключевое слово, которое даст подсказку учащимся о предстоящей теме урока.
3. Игра «Физическое лото». Физическое лото можно использовать для проверки знаний, полученных на протяжении длительного периода времени. Учитель заранее составляет карточки для лото и вопросы к ним. Во время проведения игры, учащиеся получают свои карточки, а учитель в произвольном порядке достает листы с вопросами и зачитывает классу. Учащиеся должны за короткий промежуток времени мысленно ответить на вопрос и найти его в своей карточке. Побеждает тот учащийся, который первым правильно заполнит свою карточку.
Вопросы:
1. Физическая величина, которая показывает какое количество электронов прошло через поперечное сечение проводника за единицу времени.
2.
3. Данная физическая величина измеряется в единице измерения Ом.
4. Единица измерения данной физической величины – Ньютон.
5. Чтобы найти эту физическую величину, необходимо массу поделить на объем.
6. Эта физическая величина показывает жесткость пружины.
7. Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.
4. Игра «Змейка».
Учитель заранее готовит карточки по пройденным темам. Учащиеся выстраиваются в змейку и по очереди отвечают на вопросы, которые указаны в карточках. Учащийся, давший правильный ответ, встает в конец змейки, а учащийся, ответивший неправильно, занимает свое место за партой. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик в змейке не ответит правильно на три вопроса, или же, пока в змейке не останется определенное количество игроков. Условия игры учитель может менять в соответствии с уровнем знаний определенного класса.
Такой метод опроса позволит проверить знания, а также повторить достаточно большой объем материала. Учащиеся, слушая ответы своих товарищей, не только повторяют пройденным материал, но и в игре лучше запоминают его.
Пример карточек (8 класс «Тепловые явления»):
Как показывает практика использования игровых технологий на уроках физики, учащиеся, играя, начинают больше интересоваться предметом, начинают лучше усваивать материал, читать дополнительную литературу, и как правило, увеличивается количество ребят, которые пробуют свои силы на научно-практических конференциях, на олимпиадах и прочих конкурсах по предмету.
Использованная литература:
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2019
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.