Использование игровых технологий на уроках физики в основной школе

4
0
Материал опубликован 23 February 2022 в группе

Использование игровых технологий на уроках физики

в основной школе.

Перевалова Виктория Владиленовна

учитель физики

МОБУ СОШ №1 г. Якутска

Физика – наука, наполненная физическими формулами и терминами, задачами и математическими вычислениями. Учащиеся не математического склада ума, зачастую быстро теряют интерес к данному предмету. Чтобы повысить познавательный интерес, завлечь как можно больше учащихся в процесс изучения физики, на своих уроках я активно использую игровые технологии. Как сказал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основными целями использования игр и заданий на уроках физики являются:

 1. Познавательная. Игры и задания способствуют формированию интереса к физике.

2. Развлекательная. На уроках физики во время игры учащиеся отвлекаются от учебного процесса, радость от игрового процесса снимает напряжение и может постепенно стать радостью от учения.

3. Коммуникативная. Во время групповых игр происходит социализации учащихся, они учатся слышать и слушать друг друга, общаться, принимать решения, договариваться. Во время индивидуальных игр в учащихся развивается здоровый дух соперничества, они учатся побеждать и достойно проигрывать, стремиться к изучению нового.

4. Образовательная. Во время игр и выполнения заданий учащиеся получают новые знания, повторяют и закрепляют ранее полученные знания на уроках физики. Также можно использовать межпредметные связи, и затрагивать материал, изучаемый на других предметах в школе.

Рассмотрим несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках физики в основной школе.

1 . Игра «Цветок». Направлена на повторение и систематизацию изученного материала. Можно проводить как для группы, так и индивидуально. Класс необходимо поделить на группы, и раздать темы, допустим – сила тока, напряжение и сопротивление. Каждая группа получает одну из предложенных физических величин. Учитель раздаёт заранее подготовленные вырезанные из бумаги круги, на которых записаны названия тем, и чистые лепестки цветка. На лепестках учащиеся должны записать некоторые данные о заданной физической величине. По истечению времени, каждая группа выходит к доске и презентует свой «цветок». Побеждает та команда, чей цветок будет иметь как можно больше лепестков.

image.png

2. Кроссворд. Кроссворды можно использовать при изучении нового материала, закрепление новых знаний. Учащиеся изучают заданные параграфы и составляют определенное количество вопросов, и по ответам составляют кроссворд. Затем происходит обмен тетрадями, и одноклассники выполняют кроссворды своих товарищей. В конце выполнения задания тетради возвращаются обратно своим хозяевам. Можно провести взаимопроверку выполненных кроссвордов и позволить учащимся выставить оценки.

Также эффективно использовать кроссворды при актуализации знаний, спрятав в нем ключевое слово, которое даст подсказку учащимся о предстоящей теме урока.

3. Игра «Физическое лото». Физическое лото можно использовать для проверки знаний, полученных на протяжении длительного периода времени. Учитель заранее составляет карточки для лото и вопросы к ним. Во время проведения игры, учащиеся получают свои карточки, а учитель в произвольном порядке достает листы с вопросами и зачитывает классу. Учащиеся должны за короткий промежуток времени мысленно ответить на вопрос и найти его в своей карточке. Побеждает тот учащийся, который первым правильно заполнит свою карточку.

t1645604863ab.png
Вопросы:

1. Физическая величина, которая показывает какое количество электронов прошло через поперечное сечение проводника за единицу времени.

2. t1645604863ac.gif

3. Данная физическая величина измеряется в единице измерения Ом.

4. Единица измерения данной физической величины – Ньютон.

5. Чтобы найти эту физическую величину, необходимо массу поделить на объем.

6. Эта физическая величина показывает жесткость пружины.

7. Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.

4. Игра «Змейка».

Учитель заранее готовит карточки по пройденным темам. Учащиеся выстраиваются в змейку и по очереди отвечают на вопросы, которые указаны в карточках. Учащийся, давший правильный ответ, встает в конец змейки, а учащийся, ответивший неправильно, занимает свое место за партой. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик в змейке не ответит правильно на три вопроса, или же, пока в змейке не останется определенное количество игроков. Условия игры учитель может менять в соответствии с уровнем знаний определенного класса.

Такой метод опроса позволит проверить знания, а также повторить достаточно большой объем материала. Учащиеся, слушая ответы своих товарищей, не только повторяют пройденным материал, но и в игре лучше запоминают его.

Пример карточек (8 класс «Тепловые явления»):


image%281%29.pngКак показывает практика использования игровых технологий на уроках физики, учащиеся, играя, начинают больше интересоваться предметом, начинают лучше усваивать материал, читать дополнительную литературу, и как правило, увеличивается количество ребят, которые пробуют свои силы на научно-практических конференциях, на олимпиадах и прочих конкурсах по предмету.


Использованная литература:

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2019

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.