12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глазова Екатерина375


Использование метода проектов в коррекционной школе

(из опыта работы)


Предмет: «Окружающий социальный мир». 5 класс

Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью


Метод проектов имеет свои специфические особенности в коррекционной школе. Он ориентирован на психофизические возможности учащихся, на коллективную их деятельность, которая осуществляется в течение определенного времени. Проектную деятельность можно рассматривать как вид школьного обучения, позволяющий совместить знания учеников и их житейский жизненный опыт.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае говорить о самостоятельной деятельности очень сложно. Учителя, воспитатели и родители помогают на всех этапах подготовки и реализации проекта, а также при определении темы проекта.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий проектов. Этот метод становится всё более популярным у учителей-предметников.

Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.



Школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит несколько проектов для своих учеников, состоящих из небольших выполнимых заданий, учитывающих степень подготовленности учащихся. В проектах обязательно участвуют и родители детей, которые, как показал опыт, с удовольствием занимаются с детьми по выбранной теме, присутствуют на уроках и на защите проектов.

В прошлом году мы подготовили и защитили два проекта: «Космос» и «Военные профессии». Проект «Военные профессии» готовился перед праздником 23 февраля и был посвящен профессиям, которые получали в свое время дедушки, дяди, папы, братья наших детей. Тема эта была близка детям, так как речь шла об их родственниках.

В этом году у нас в планах четыре проекта, которые мы хотели подготовить за первое полугодие. Первый проект «Дары осени. Дары леса». Следующие проекты: «Город Троицк» и «Вертеп» (Рождество Христово) и «Керчь – город герой». К защите проекта Вертеп мы готовимся второй год, он интересен только в преддверии праздника Рождества, поэтому, это – долговременный проект.

Почему же в этом году мы выбрали такие проекты, которые по возрасту подходят, разве только, старшей группе детского сада, или ученикам первого класса? Ведь в прошлом мы подготовили и защитили проекты, соразмерные возрасту наших детей. Да, возрасту, но не интеллекту.

И цели, и задачи этих проектов – прошлогодних и нынешних - совершенно разные. Если цели проекта «Космос» были: формирование представлений о космосе, о планетах солнечной системы, о космонавтах, то цели проекта «Дары леса. Дары осени» совершенно другие: Максимальное обогащение представлений детей об осени, о ее дарах, а также развитие творческих способностей учеников.

Задачи проекта «Космос» - воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений, а также воспитание чувства гордости за достижения русских людей, наших соотечественников.

Задачи для родителей: стимулировать также творческую активность и установить партнёрские отношения: родители – учителя.

Задачи же проекта «Дары леса. Дары осени» принципиально иные: укрепить знания детей о фруктах, овощах, грибах, деревьях, кустарниках и т.д. Добавить в эти знания «осенних красок, осеннего колорита».

Работа по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный и индивидуальный подход к развитию детей. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание проектной деятельности доступно возрасту, даёт детям возможность выразить свои эмоции и эмоциональные переживания.

Проект «Космос»

Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Цель: формирование представлений о Космосе, Солнечной системе, космонавтах.

Задачи:

Для детей:

- Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений

- Систематизация детских представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах

- Формирование понятия о себе, как о жителе планеты Земля;

- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

- Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

Для родителей:

- Привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя групповые и индивидуальные работы детей;

- Стимулирование творческой активности родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

- Способствование установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей

Для педагогов

- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Предполагаемый результат:

Дети

- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»

- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта

- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Родители

- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

- Приобретение опыта взаимодействия с учителем и воспитателем.

Педагоги

- Систематизация опыта работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.

Этапы реализации проекта:

Предварительная работа:

Подбор наглядного материала, презентация на тему: Космос, космическое пространство, Солнечная система, космонавты.

Просмотр иллюстраций по теме “Космос”

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету.

этап

- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

- Информация родителей о предстоящей деятельности.

На 1 этапе – рисунки детей при поддержке педагога и родителей на уроках «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Человек».

2 этап

Во втором этапе – более длительном – общая работа детей, родителей и педагога: «Солнечная система» и затем интерактивное использование этой работы. На большом листе ватмана – Солнце и орбиты планет; на гладких камешках – планеты солнечной системы, исполненные ребятами вместе с педагогом, воспитателем и родителями; названия планет. Использование такого набора на уроках позволяет запомнить названия планет, место расположения их в солнечной системе.

3 этап

На третьем этапе – коллективное панно-коллаж - аппликации ракет в космическом пространстве с фотографиями детей, космонавты в скафандрах, также с фотографиями детей, работающих над этим проектом.



И защита этого проекта: урок с участием родителей, педагогов и, возможно, детей другого класса этой параллели. Дети показывают свои знания на модели Солнечной системы, расставляя планеты – (каждую на свою орбиту) и называя ее. Это панно с моделью Солнечной системы может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях посвященных Дню космонавтики. История изучения космонавтики – это неотъемлемая часть процесса воспитания современного поколения.





Проект к 23 февраля «Военные специальности»

Предмет: «Окружающий социальный мир». 5 класс

Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)

Актуальность проекта: реализация данного проекта позволит закрепить у детей знания о празднике 23 февраля, позволит дать детям элементарные представления о службе в Армии, о защитниках Отечества, о военной технике.



Цель проекта: социально-нравственное воспитание; формирование уважительного отношения ко взрослым - защитникам Отечества; знакомство детей с людьми героических профессий, со смелостью и отвагой. Воспитывать у мальчиков стремление быть сильнее, ответственнее, желание защищать более слабых; а у девочек – уважение к мальчикам, как к будущим защитникам семьи, своей Родины.



Задачи: познакомить детей с людьми, являющимися защитниками Отечества; с военными специальностями, с современной военной техникой, а также с военной техникой Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения, а также к родным людям – к папам, дедушкам, старшим братьям.

Формы работы: консультации для родителей на тему «Военные профессии в их семье», помощь в поиске информации, в предоставлении фотографий родственников в военной форме; совместное создание выставки детских работ на тему «Военная техника», совместное создание одной большой газеты «Военные профессии»,

Беседы с детьми;

Игровая деятельность;

Творческая деятельность на уроках ИЗО: создание рисунков и аппликаций на военную тему;

Творческая деятельность на уроке Домоводство: выпекание торта для пап и братьев.

Применение ИКТ во всех видах деятельности.

Продуктивная деятельность: рисунки детей при поддержке родителей и педагога на тему «Военная техника», общая газета «Военные профессии»; торт «Салют» для пап, дедушек, братьев.

Первый этап: Выявление первоначальных знаний о военной технике и о военных профессиях. Атрибуты и форма воинов разных профессий

Оповещение родителей о предстоящей деятельности.

На 1 этапе – рисунки детей при поддержке педагога и родителей на уроках «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Человек».



Второй этап: На втором этапе – общая работа детей, родителей, воспитателя и педагога - «Военные профессии»; на большом листе ватмана – фотографии пап, старших братьев, дедушек, каждый из которых представляет какую-нибудь военную профессию. Защита проекта. Небольшие рассказы детей (2-3 предложения – для тех, кто говорит; для неговорящих детей – демонстрация фотографий пап, братьев в военной форме) о своих папах и дедушках, служивших в армии, имеющих военную профессию, показ фотографий родных в военной форме.



Третий этап: Выставка индивидуальных работ на тему «Военная техника»; коллективная газета «Военные профессии»;

Коллективная работа на домоводстве: Торт «Салют» для пап.

Использовались картинки из свободного Интернет-пространства; фотографии из домашних архивов.



Проекты этого года состоят из множества этапов, более мелких, чем в прошлогодних проектах. Например, этапы: экскурсии на природу, сбор природного материала, разучивание и чтение стихов двумя учениками, отгадывание загадок, дидактическая игра: Отгадай и нарисуй (в нашем случае – отгадай и раскрась), слушание небольших сказок, слушание музыкальных произведений, например: «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина и на музыку Григория Пономаренко, а также «Дождик осенний» на стихи Б.Окуджавы и на музыку Исаака Шварца.

Рисование по мокрому акварелью: осенние деревья, деревья у озера, море и т.д. И конечный этап защиты проекта – классный час, ответы по презентации, по вопросам учителя.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни че­ловеку приходится сталкиваться с множеством про­блем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь также помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - про­ектирование, которое помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет из­бежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Овладение проектированием должно происхо­дить не только при осуществлении целостного про­екта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или ка­кой-либо части проекта. Это обусловлено тем, что проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источ­ников, консультантов и пр.).

Так как возможности учащихся нашей школы не очень велики, создание и защита проектов представляет собой определенные трудности. Творческие проекты – это проекты наиболее простые, не требующие ни научного подхода, ни какой-то особой информативной основы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Они (творческие проекты) наиболее возможны для подготовки и осуществления нашими детьми. Кроме того, речь, конечно, идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных с  помощью учителя, воспитателя и родителей.

Информационные ресурсы : Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999

Усманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра», М.Просвещение, 1997

Детская энциклопедия. Академия педагогических наук РСФСР. Москва т.2

Источники:

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?

 Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

И.С.Сергеева. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. АРКТИ, 2005.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.