Методика обучения чтению по кубикам
Методика обучения чтению по кубикам.
Спиридонова Ольга Михайловна
Учитель начальной школы
Для получения самой разной информации, пополнения своих знаний, для расширения кругозора нужно уметь читать. Вспомним строки из знаменитого стихотворения В. Берестова:
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» …
Чтение — один из самых основных навыков, который необходим для обучения в школе. Современные школьные программы рассчитаны в большинстве своем на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать обучаться чтению еще до школы. К сожалению современные дети недостаточно общаются с книгами. Следствием этого является бедный словарный запас, не умеют выражать свои мысли, думать, анализировать события, поступки не только окружающих, но и свои собственные. При поступлении в школу, многие дети не умеют читать, а это сказывается на процесс обучения и успеваемость. С такой проблемой сталкиваются многие педагоги, требуется много усилий и времени чтобы ребенка научить читать.
Как педагог, с такой проблемой столкнулась и я. С одним из моих не читающих учеников, уходило много времени, чтобы усвоить хотя бы азы чтения, но все было безрезультатно. И я решила отойти от традиционной схемы и начать обучать методики чтения по кубикам.
Существует множество методик, с помощью которых можно научить ребенка читать с самого маленького возраста. Одна из самых известных и впечатляющих своими результатами — методика чтения по кубикам. Она принципиально отличается от традиционной схемы обучения детей сначала буквам, потом соединению их в слоги, а слогов — в слова. Такая методика чтения подходит для детей с РАС, УО, ЗПР и обучению детей иностранных граждан, не знающих русского языка.
Петербургский педагог Николай Зайцев заметил, что детям сложно даётся чтение по слогам. Чтобы облегчить учебный процесс, педагог разработал свою собственную методику, которая заключается в чтении по складам, а не по слогам. Давайте разберемся, в чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.
Еще один автор метода чтения по кубикам Евгений Чаплыгин. Складовый метод обучения чтению, который лежит в основе методики Евгения Чаплыгина, не новое изобретение. Такой способ был предложен еще в 19 веке, Львом Николаевичем Толстым. Нам хорошо известно, что Лев Николаевич, открыл первую школу для крестьянских детей, создал «Азбуку», где и предложил в обучении чтению детей данную методику.
Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!
«Все буквы знает, – говорят родители, - а читать не умеет». Знакомо? Сам ребенок особо не произносит отдельные фонемы: почти с рождения он «разговаривает» целыми складами: гулит, лепечет. А это значит, что и учиться читать по складам будет гораздо проще. Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога. Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.
Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звуко-буквенный анализ не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.
Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев же предлагает картонные.
В своей работе я использовала те кубики, которые были в наличии в учебном заведении, а в дополнение заказала небольшой набор деревянных кубиков на одном из маркетплейсов. При появлении кубиков, у ребенка сразу же изменился интерес к чтению и к процессу обучения. Изучая букву из «Азбуки», он искал эту букву среди кубиков, выбирал, произносил, называл слова на эту букву, а уже затем самостоятельно выстраивал слоги и целые слова. Параллельно читал слоги и тексты в учебнике.
Такая методика в нашем случае дала отличные результаты. Обучающийся научился читать, стал понимать и анализировать прочитанное.
Методика обучения детей чтению с помощью кубиков основывается на складовом подходе и является альтернативным вариантом слогам. Она более понятна детям.
В основе методики заложены следующие принципы:
Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух.
Ребёнок учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на кубиках.
На занятиях дети составляют (пишут) слова из кубиков: учатся находить верх-низ у букв, располагать слоги в нужном порядке.
Методика формирует беглое чтение.
Обучение проходит в игровой форме.