Программа дополнительного образования по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 129»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по обучению чтению
по методике Н. А. Зайцева
для детей дошкольного возраста (3-6 лет) Срок реализации программы: 3 года
УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 129»
№___ от « » ___20__ г.
Руководитель : Семечкина Екатерина Евгеньевна
г. Нижний Новгород 2019г.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Направленность.
Настоящая программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста» и является программой дополнительного образования социально-педагогической направленности, реализуется в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №129. Программа разработана на три года обучения и может быть освоена детьми 3-6 лет.
Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых условий для образования будущих первоклассников.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12. 2012 г.
Письма Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
Письма Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
Письма Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р " Об утверждении Концепции дополнительного образования детей".
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г".
Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года
№1014
1.2 Новизна.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом. В ходе ее реализации осуществляется овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, в общении, в чтении.
- Актуальность.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Одним из мощных средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения ЧТЕНИЕМ, как это сделал Николай Александрович Зайцев - автор новых направлений в методике обучения чтению. У него ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Чтение, как и любое, успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Методика Н.А. Зайцева является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приемами; кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму (таблицы, кубики); вследствии постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчетливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.
Методика Н.А. Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени.
- Педагогическая целесообразность.
По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.
Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.
- обучение чтению по методике Зайцева с применением кубиков является хорошо продуманной системой;
- благодаря кубикам значительно быстрее исправляются дефекты речи;
- кубики помогают в общении молчащим детям;
- на занятиях дети не портят зрение и осанку, т.к. всегда находятся в движении;
- при обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не только формы образовательного процесса, методики обучения чтению детей, но и формы организации самих занятий.
Метод "Кубиков" (точнее весь комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов - новаторов Н.А.Зайцева) в сущности базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.М. Бехтерева.
Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровье, но и исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание начинающегося сколиоза). Дети постоянно сменяют вид деятельности – то стоя у складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3-5 метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя на ковре
«угадывая» по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом , собирая слова из кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков ( классификации) и т.д. Поэтому необходимость в физкульминутке отпадает ...
К тому же полное раскрепощение позы – ребенок не сидит в принужденной позе за столом, можно сидеть на ковре, стоять у таблиц, передвигаться в процессе занятия по помещению (игры-соревнования, классификации и т.д.)
Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда ребенок пропоет по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены?
Метод «кубиков» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную, тактильную.
Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
- Цель и задачи.
Цель: Обучение детей дошкольного возраста читать слова по складам, «писать» слова кубиками.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обучать детей читать слова по складам;
- Обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и
- «письма»;
- Формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
- Формировать активный словарь;
- Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Развивающие задачи:
Посредством пропевания «попевок кубиков» и таблиц способствовать:
- улучшению дикции;
- развитию фонематического и музыкального слуха ;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к родному языку;
- Воспитывать интерес к чтению;
- Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
- Принципы реализации программы.
Принципы реализации программы органично сочетаются с принципами реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
- и дополнены принципами дифференцированного обучения и реализации творческих подходов в работе с детьми:
- Принцип деятельностного подхода, который, прежде всего требует понимания обучения как совместной деятельности педагога и ребёнка, основанной на началах сотрудничества;
- Принцип единства воспитательных, образовательных и обучающих целей
- Принцип развивающего образования
- Принцип учёта индивидуальности ребёнка.
- Отличительные особенности данной образовательной
программы от уже существующих.
«Обучение чтению по кубикам Зайцева» - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н.А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание).
По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.
Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Склады это комбинации из: пары согласный-гласный; из согласной и твердого или мягкого знака; одной согласной. Склады органично связаны с речью и потому легче усваиваются.
Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н.А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.
Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.).
Занятия рассчитаны на мини-групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру- забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.
- Возраст обучающихся.
Предлагаемая программа разработана для детей дошкольного возраста, описывает курс подготовки детей 3-6 лет.
Дети набираются в группы по заявлению родителей.
Количество детей в группе до 12 человек.
- Сроки реализации.
Сроки реализации данной программы - 3 учебных года с октября по апрель.
- Ожидаемые результаты.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в учебном году (вводный – в октябре, итоговый – в мае) на основе индивидуального обследования детей.
Требования к уровню подготовки воспитанников по итогу реализации освоения программы:
- Сформированность знаний классификации кубиков;
- Сформированность навыков читать склады по таблицам и на кубиках, пропевать их; Сформированность умения читать слова по складам;
- Сформированность умения писать слова «кубиками и указкой по таблицам»;
- Обогащение активного словаря, более полное и глубокое представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить, но и читать и «писать» (кубиками и по таблицам);
- Улучшение работы артикуляционного аппарата. Развитие фонематического и музыкального слуха;
2. Содержательный раздел
- Структура занятия.
Данная программа рассчитана на три года и предназначена для детей от 3 до 6 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 12 человек, в специально отведённом помещении с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально- коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Обучение начинается со знакомства с кубиками, таблицами. Детям предлагаются сразу все кубики, пропеваются все склады по таблице, минуя заучивание букв (к ним мы вернемся. когда будем пропевать алфавит).
Самая большая проблема при обучению детей чтению возникает тогда, когда ребенок все буквы знает, а читать не может... Не может «слить» согласный звук и гласный! При обучению по кубикам Зайцева такой ситуации не возникает – ребенок сразу знакомится со складами, пропевает их по таблицам, кубикам: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б; бю- бе-бя-бе-би-бь . А сложить слово из складов намного проще чем из букв. Если ребенок заучил как буква звучит в алфавите или еще хуже какой картиночке соответствует ему трудно прочитать слово: МА-МА должно соответствовать набору картинок: мяч-арбуз-мяч-арбуз, или озвученных букв: эм-а-эм-а. Азбуки с картинками не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться.
Пропевание склада в игре, соревновании приводит к устойчивому запоминанию, все склады на таблице находятся в строгой системе: вверху «железные»-внизу
«деревянные» (звонкие-глухие согласные), сверху вниз можно проследить соответствие парных, сонорных и др. согласных (з-с, ж-ш, в-ф, г-к и т.д.). Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников). Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения? В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.
А что у Зайцева?
"Золотые" кубики - для гласных.
"Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.
"Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих. Большие - для твердых, маленькие - для мягких.
К концу обучения большинство детей умеют читать небольшие тексты, выразительно и понимая смысл прочитанного, составлять предложения, используя знаки препинания, ударения кубиками, указкой по таблице. Присутствие соревновательного азарта подтягивает отстающих. медлительных. Не все дети начинают читать одновременно – идет период накапливания информации , и молчуны начинают говорить, или молча составлять слова , а потом и подпевая остальным. От чтения своих имен, составления слов. переходим к чтению словосочетаний – на помощь приходят складовые картинки с названием растений. продуктов, животных, предметов, игрушек. насекомых, и т.д. Игры в «Магазин», «Зоопарк», «Поезд» и др. позволяют закрепить умение составлять и читать слова и словосочетания.
Дальше переходим к предложениям, и знаки препинания позволят изучить все многобразие интонаций и их состава. Алгоритм: составление слов, затем предложений из кубиков - «списывание» их по таблице указкой – проговаривание - проверка остальными и пробелов и знаков помогает непризвольно от письма переходить к чтению и наоборот.
При обучению детей счету главный принцип - не ограничивать их способности в пределах десятка, Собирая числовую прямую до ста, ребенок понимает как образовываются числа каждого десятка, осознает, что числовой ряд бесконечен. С помощью таблиц стосчета учится складывать и вычитать одно и двузначные числа, учится производить вычислительные операции “в уме”, составлять и решать жизненные задачи...
- Календарно - тематический план организации образовательной работы с детьми
( Приложение 1)
2.3. Методы и приемы оценивания.
Обследование детей в мае:
- Озвучивание «золотых» букв: У-О-А-Э-Ы; ю-ё-я-е-и (кубики, таблица).
- Озвучивание «железных» букв: Jl-ль; М-мь; Н-нь; Р-рь... (кубики, таблица).
- Озвучивание «деревянных» букв: Ф-фь; С-сь; П-пь; Т-ть... (кубики, таблица).
- Назови «братика», «сестренку» «золотых букв»: У-ю; О-ё; А-я; Э-е; Ы-и.
- Назови «братика», «сестренку» «железных букв»: ЛУ-лю; ЛО-лё; Л А-ля; ЛЭ-ле; ЛЫ- ли.
- Назови «братика», «сестренку» «деревянных букв»: ФУ-фю; ФО-фё; ФА-фя; ФЭ-фе; ФЫ-фи.
- Чтение попевок (слева - направо, сверху - вниз): МУ-мю; МО-мё; МА-мя; МЭ-ме; МЫ-ми.
- Складовое составление, чтение слов по кубикам и таблице: МА-МА; ПА-ПА; И-РА...
- складовое чтение по карточкам (слова)
- Материально- технические условия.
Занятия проводятся в оборудованном для занятий кабинете детского сада. Для проведения занятий имеется детская мебель: столы, в соответствии с возрастом и ростом детей.
Список средств обучения:
Технические средства обучения:
- Магнитофон.
- Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит. 3.Аудиопособие «Читай и пой»
Наглядные пособия:
- Кубики Зайцева.
- Настенные демонстрационные таблицы.
- Складовые картинки.
- Список литературы:
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Приложение 1
Тематическое планирование для детей 3-4 лет
№ | Тема | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности воспитанников |
1-4 | В гостях у жителей «Волшебного города» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Знакомится с кубиками Зайцева, Учится различать кубики по цвету и называть склады. Воспитывается любовь к родному языку. | Слушает объяснение педагога. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Играет в игры: «Кто как говорит», «Чей это голос?», «Что где растет?» и т. д. |
5-8 | В гостях у жителей «Волшебного города» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Различает кубики по цвету и называет склады. Учится составлять и читать склады. Воспитывается любовь к родному языку. | Вовлечен в творческую деятельность с развивающими играми. Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Играет в игры: «Кто как говорит», «Смешные слова», «Мое имя» и т.д. |
9-12 | В гостях у жителей «Волшебного города» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Различает кубики по цвету и называет склады. Учится составлять и читать короткие слова по складам. Воспитывается любовь к родному языку. | Вовлечен в творческую деятельность с развивающими играми. Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Играет в игры: «Кто где живет?», «Превращалки». |
13-20 | В гостях у жителей «Волшебного города» 8 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Различает кубики по цвету и называет склады. | Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Играет в видео игру «Читаем с Чипо» по |
Учится составлять и читать короткие слова по складам. Воспитывается любовь к родному языку. | Зайцеву. | ||
21-24 | Складушки 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Различает кубики по цвету и называет склады. Учится составлять и читать короткие и длинные слова по складам. Воспитывается любовь к родному языку. | Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Играет в видео игру «Читаем с Чипо» по Зайцеву. Запоминает стихи – складушки. Различает кубики по цвету и называет склады. Составляет и читает короткие и длинные слова по складам. |
25-30 | «Сравниваем слова, находим буквы» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Учится рассматривать слова и находить самое длинное, определять количество складов в словах, находить слова с одинаковым количеством складов, читать слова по складам. | Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Запоминает стихи – складушки Определяет количество складов в словах, находит слова с одинаковым количеством складов, читает слова по складам. |
31-34 | «Загадки» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Учится отгадывать загадки, находить отгадку, «писать» ее кубиками и читать по складам. Воспитывается любовь к родному языку | Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. Разгадывает загадки «пишет» отгадки кубиками. |
35-38 | «Читаем склады» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Учится работать на листе бумаги, читать | Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками Зайцева. |
слова по складам. Воспитывается любовь к родному языку. | Читает карточки-картинки для чтения. Выполняет задания на листе бумаги по теме. | ||
39-42 | «Читаем склады» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Закрепляется умение работать в тетради или на листе бумаги, читать слова по складам. - Учится находить одинаковые склады в разных словах и озвучивать их, показывать первый склад в слове и последний, «писать» склады кубиками, образовывать слова. | Участвует в беседе. Работает у таблицы. Читает карточки-картинки для чтения. Выполняет задания на листе бумаги по теме. Находит одинаковые склады в разных словах и озвучивает их, показывает первый склад в слове и последний, «пишет» склады кубиками, образовывает слова. |
43-44 | «Игровизоры» 2 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Закрепляется умение работать в тетради или на листе бумаги, читать слова по складам. Учится кубиками «писать» слова , читать их и копировать на игровизоре. Воспитывается любовь к родному языку. | Участвует в беседе. Работает у таблицы. Читает карточки-картинки для чтения. Выполняет задания на листе бумаги по теме. Кубиками «пишет» слова , читает их и копирует на игровизоре. |
45-46 | « Склады. Ударение» 2 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Закрепляется умение работать в тетради или на листе бумаги, читать слова по складам, выделять ударный склад. Воспитывается любовь к родному языку. | Участвует в беседе. Работает у таблицы. Выполняет задания на листе бумаги по теме. Работает на листе бумаги, читает слова по складам, выделяет ударный склад. |
47-48 | « Склады. Ударение» 2 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Закрепляется умение работать в тетради или на листе бумаги, читать слова по складам, выделять ударный склад. | Вовлечен в творческую деятельность с развивающими играми. Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками. Образовывает слова, «пишет» их по |
Учится работать со слоговой таблицей, образовывать слова, «писать» их по таблице, называть ударный склад . Воспитывается любовь к родному языку. | таблице, называет ударный склад . | ||
49-52 | «Ребусы» 4 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Четко, быстро и правильно называет все звуки русского языка. - Учится разгадывать ребусы, читать эти слова и «писать» их кубиками, работать на листе бумаги, читать слова, делить слова на склады, ставить ударение. Воспитывается любовь к родному языку. | Вовлечен в творческую деятельность с развивающими играми. Участвует в беседе. Работает у таблицы и с кубиками. Разгадывает ребусы, читает слова и «пишет» их кубиками, работает на листе бумаги, читает слова, делит слова на склады, ставит ударение. |
53-54 | «Смешные и короткие слова» 2 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Четко, быстро и правильно называет все звуки русского языка. - Учится составлять слова из 3-х и 4-х складов, читать их, делить слова на слоги, ставить ударение подбирать слоговую схему к данным словам. Воспитывается любовь к родному языку. Совершенствуется техника чтения. | Участвует в беседе. Работает у таблицы. Составляет слова из 3-х и 4-х складов, читает их, делит слова на слоги, ставит ударение, подбирает слоговую схему к данным словам. Совершенствует технику чтения. |
55-56 | «Смешные и короткие слова» 2 занятия | Развивается память, внимание, речь, мышление мелкая моторика. Четко, быстро и правильно называет все звуки русского языка. - Учится находить на карточках для чтения слова на заданную тему и читать их, составлять слова из 3-х и 4-х складов, читать их, делить слова на слоги, ставить ударение подбирать слоговую схему к данным словам. Воспитывается любовь к родному языку. Совершенствуется техника чтения. | Участвует в беседе. Работает у таблицы. Находит на карточках для чтения слова на заданную тему и читает их, Составляет слова из 3-х и 4-х складов, читает их, делит слова на слоги, ставит ударение, подбирает слоговую схему к данным словам. Совершенствует технику чтения. |
Тематическое планирование для детей 4-5 лет
№ | Тема занятия | Ход занятий |
Как тебя зовут? Как зовут твою маму? | Осваивание складов. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный кубик.(Попевка1) | |
Моя любимая еда. | Попевка1.Работа с указкой и кубиками) | |
Какие разные слова | Попевка1.Работа с указкой и кубиками | |
Идем в поход. | Попевка1.Работа с указкой и кубиками | |
«Большие - маленькие».Классификация кубиков. | Попевка1.Работа с указкой и кубиками | |
«Дерево-Железо-Золото»Классификация кубиков. | Попевка2.Работа с указкой и кубиками | |
«Поезда». Классификация кубиков. | Попевка2.Работа с указкой и кубиками | |
«Обед». | Попевка2.Работа с указкой и кубиками | |
«Путешествие в зоопарк» | Попевка2.Работа с указкой и кубиками) | |
Спортивные соревнования | Попевка2.Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.) | |
«Морское путешествие» | Попевка3.Работа с указкой и кубиками | |
«Загадки-отгадки» - с отгадками на два кубика | Попевка3.Работа с указкой и кубиками | |
«Загадки-отгадки» - с отгадками на три кубика | Попевка3.Работа с указкой и кубиками | |
«Загадки-отгадки» - с отгадками на четыре кубика | Попевка3.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЖИ | Попевка3.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ШИ | Попевка4.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЖЕ | Попевка4.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ШЕ | Попевка4.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЦЕ | Попевка4.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЧА. | Попевка4.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЩА | Попевка5.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЧУ | Попевка5.Работа с указкой и кубиками | |
Слова со складом ЩУ | Попевка5.Работа с указкой и кубиками | |
«Кто знает, где…» | Попевка5.Работа с указкой и кубиками | |
Складовые картинки «Дорожные знаки для детей и взрослых» | Попевка5.Работа с указкой и кубиками | |
Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» | Попевка6.Работа с указкой и кубиками | |
Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» | Попевка6.Работа с указкой и кубиками | |
Складовые картинки «Продуктовый магазин» | Попевка6.Работа с указкой и кубиками | |
Складовые картинки «Детский мир» | Попевка6.Работа с указкой и кубиками | |
30-31 | «Живое слово» | Попевка6.Работа с указкой и кубиками |
32 | Открытое занятие «Чему мы научились за год» | 1 |
Тематическое планирование для детей 5-6 лет
№ занят ия | Содержание занятий | Содержание занятий по формированию навыка чтения | ||||||||||
I этап – установочные занятия (2 часа) | ||||||||||||
1-2. | Знакомство с кубиками: Правила совместной деятельности. 2 занятия | по цвету, объёму, зву- чанию. Каждый кубик имеет своё имя: У, О, А, Э, Ы - боль- шой золотой, ю-ё-я-е-и - маленький золотой, ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л
пю-пё-пя-пе-пи-пь - маленький деревян- ный. Озвучивание кубиков. | ||||||||||
3-5 | Различие кубиков по цвету: По объёму; По звучанию. | Различие кубиков по цвету: золотые, железные, деревянные, бело- зелёные, один серо- коричнево-бело- зелёный, один бело- коричневый. Отслежи- вание глазами. По объёму: большие, маленькие, двойные, как бы склеенные друг с другом. По звучанию: пропеваем, поворачивая кубик в руках ребёнка (ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ- Л). Игра: «Беги, неси дру- гой» - озвучивание. | ||||||||||
II этап – запоминание складов (23 часа) | ||||||||||||
6. | Моё имя. | Знакомство с таблицей складов Н.А.Зайцева Попевка №1 Игра «Как тебя зовут?» Игра «Где живет твоё имя?» – таблица. | ||||||||||
7. | Моя мама | Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 1» Озвучивание больших железных кубиков. Игра: «Неси другой, большой железный». | ||||||||||
8. | Папа | Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 2» Игра: « Неси другой, большой деревянный» | ||||||||||
9. | Дедушка | Пение «песенок» о (м,п,б,д,с) Игра классификация» | членах | семьи «Общая | ||||||||
10-11. | «Вместе с бабушкой своей» | Знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких). Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Поезда», «Смешные слова» Упражнение «Кубик беру, в таблице песенку нахожу» - пропевание складов. | ||||||||||
12. | Имя, Отчество мамы | отчество | Продолжить знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких). Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный кубик», «Поезда» | |||||||||
13. | Угощение мамы | для | Определение порядка расположения и пропевания складов. Составление «поездов» из кубиков (с буквами А,Я). Пение «песенок» | |||||||||
14. | Цветы для мамы | Составление «поездов» из кубиков (с буквами О,Ё). Пение «песенок» Игра: "Неси кубик с «О» - повторение порядка расположения складов на кубиках (пропевание). | ||||||||||
15-16. | Стихотворение Я.Аким «Мама» | Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение «песенок» Определение порядка расположения складов на таблице (золотые, железные, деревянные). Чтение по таблице деревянных складов. Упражнение «Пиши» - МА-МА, ПА-ПА, ДЕ-ДУ-Ш-КА, БА-БУ-Ш-КА…(указкой по таблице). | ||||||||||
17-18. | Стихотворение Э.Успенского «Разгром» | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы,И). Пение «песенок» Попевка 2 (соотнесение складов по мягкости – твердости с ударением на первом складе) - аудиокассета. Игра: "Соединю буквы" – чтение складов. | ||||||||||
19-20. | Здравствуй, гостья Зима! | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э,Е). Пение «песенок» Попевка "Бежим по железной дорожке", (по желанию забираем большие золотые буквы). Игра "Смешные слова" (Чтение по железным кубикам). Игра «Найди своё имя» (имена написаны на доске) – чтение. | ||||||||||
21. | Зима – холода песня «Гостья зима!» | Игра «Лучики» - чтение по кубиками с «У» - ЛУ, МУ, НУ, РУ … (большие же- лезные). «ю» - лю, мю, ню, рю … (маленькие железные). | ||||||||||
22-23 | ||||||||||||
18. | Следы на снегу | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово» | ||||||||||
19. | Загадки животных | о | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Шагаем и читаем» | |||||||||
20. | Стихотворение М.Садовских «Хотел я снежинку домой принести» | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово» | ||||||||||
21. | Пословицы зиме | о | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Найди слово» | |||||||||
22. | Загадки о зиме | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов | ||||||||||
23. | А.Бродский «Всюду снег» | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов | ||||||||||
24.25. | Развлечение «Гостья зима» | Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов | ||||||||||
III этап – выход в слово (26часов) | ||||||||||||
26. | Стихотворение И.З.Суриков «Зима» | Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка» | ||||||||||
27. | Стихотворение С.Есенина «Поѐт зима - аукает» | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка» | ||||||||||
28. | Отрывок «Мороз Красный нос» Н.Некрасов | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №1 по складовым картинкам | ||||||||||
29. | Отрывок «Детство» И.Суриков | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №2 по складовым картинкам в командном варианте | ||||||||||
30. | Стихотворение С.Чѐрный «Волк» | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам | ||||||||||
31. | С.Есенин «Берѐза» | Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам | ||||||||||
32.33. | Поэтическая гостиная | Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных, четырѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам | ||||||||||
34. | Стихотворение В.Руденко «Мужской праздник» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» | ||||||||||
35. | Ирина Гурина «23 февраля» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» | ||||||||||
36. | Натали Самоний «С Днѐм Защитника, папуля» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» | ||||||||||
37. | В.Степанов «Праздничный салют» | Письмо односложных, двусложных, трѐхсложных, четырѐхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №8 по складовым картинкам | ||||||||||
38. | К.Ваншенкин «Матрос» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №10 по складовым картинкам | ||||||||||
39. | Г.Ладонщиков «Пограничник» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную | ||||||||||
клетку. Игра картинкам | №10 | по | складовым | |||||||||
40. | О.Высотская «Салют» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №11 по складовым картинкам | ||||||||||
41.42. | Развлечение «Слава армии родной!» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №12 по складовым картинкам | ||||||||||
43. | Б.Заходер «В марте есть такой денѐк» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» | ||||||||||
44. | Р.Сеф «Мама» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» | ||||||||||
45. | А.Барто «Разговор дочкой» | с | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №10 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» | |||||||||
46. | Е.Благина «Огонѐк» | Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» | ||||||||||
47. | А.Решетов «Березники Березники» | мои, | Заглавная буква в написании названий городов. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание | |||||||||
48. | А.Решетов «Березники Березники» | мои, | Заглавная буква в написании названий улиц. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание | |||||||||
49. | Улицы героев нашего города | Заглавная буква в написании имѐн,фамилий. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание | ||||||||||
50.51. | Состязание «Печатный бумеранг» | Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание. Пение песенки «Тень – тень» | ||||||||||
IV этап – выход в предложение (9 часов) | ||||||||||||
52. | Планеты солнечной системы | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | ||||||||||
53. | Профессия лѐтчик- космонавт. | - | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о звѐздном небе, Луне | |||||||||
54. | В.Тютчев | «Зима | Лента знаков. Письмо простых | |||||||||
недаром злится» | предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | |||||||||||
55. | Ф.Тютчев «Весенние воды» | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | ||||||||||
56. | Сергей Козлов «Апрель» | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | ||||||||||
57. | Наталья Иванова «Апрель» | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | ||||||||||
58. | А.Барто «Апрель» | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелѐном лугу» | ||||||||||
59.60. | КВН «Весенние переливы» | Обобщение чтению. | знаний | и | умений | по | ||||||
V этап – выход в текст. Алфавит (4часа) | ||||||||||||
61. | К.Ушинский «Храбрая собака» | Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка | ||||||||||
62. | К.Ушинский «Лиса и гуси» | Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка | ||||||||||
63. | К.Ушинский «Ворона и рак» | Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка | ||||||||||
64. | К.Ушинский «Два козлика» | Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка | ||||||||||