Методика оценки олимпиадных заданий по физической культуре 7-11 класс
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ
ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
Теоретико-методическое задание
1. Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Правильное решение задания в закрытой форме с выбором одного ответа оценивается в 1 балл. Если вопрос требует выбора нескольких вариантов – оценивается каждая правильно указанная позиция – 1 балл.
2. Задания в открытой форме.
Правильное решение задания в открытой форме, в которых правильный ответ надо дописать, оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.
3. Задания на перечисление.
Жюри оценивает каждую, представленную позицию. Каждая правильно указанная позиция оценивается в 1 балл, неправильное указание – 0 баллов.
4. Задание на установление соответствия.
Жюри оценивает каждую, представленную позицию. Каждая правильно указанная позиция оценивается в 1 балл, неправильное указание – 0 баллов.
5. Заполнение таблицы.
Жюри оценивает каждую, записанную в таблицу позицию. Каждая правильно записанная позиция оценивается в 2 балла, неправильная запись – 0 баллов.
6. Задание на исправление ошибки в описании техники выполнения упражнения.
Оценивается понимание участником техники выполнения упражнения, умение выделить неточность в описании и грамотно сформулировать правильный ответ. Максимальная оценка – 3 балла.
7. Составление комплекса упражнений.
Жюри оценивает умение участника составить комплекс упражнений для утренней гимнастики как серии физических упражнений, которые выполняются в определённом порядке, одно за другим. Оценивается каждая правильно записанная позиция – 2 балла. Максимальная оценка – 16 баллов.
Максимальный «зачётный балл» в теоретико-методическом испытании по регламенту – 20 баллов.
Максимально возможный или лучший результат в конкретном задании:
7 – 8 класс – 56 баллов;
9 – 11 класс – 58 баллов.
Для определения «зачетных» баллов каждого участника в теоретико-методическом испытании необходимо использовать следующую формулу:
Хi – «зачетный» балл i –го участника;
К – максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании
(по регламенту);
Ni – результат i участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном
задании.
Например:
Максимальный «зачётный балл» в теоретико-методическом испытании по регламенту – 20 баллов.
Результат участника (Иванова И.И., 7 класс) – 38 правильных ответов;
Максимальный результат в данном конкурсном испытании – 57.
Расчёт: Хi = 20 х 38/56=13,5.
Гимнастика.
Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет обязательный характер. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, оценка снижается на его стоимость, указанную в программе. Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, динамично, слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов, указанных как «держать» - 2 секунды.
Продолжительность выполнения упражнения юношами не должна
превышать 1 минуты 10 секунд, девушками - 1 минуты.
Максимально возможная оценка, как у юношей, так и у девушек
составляет 20,0 баллов (10 баллов за правильное исполнение элементов + 10 баллов за трудность).
1. Оценка трудности упражнения.
1.1. Общая суммарная стоимость выполненных участником акробатических элементов составляет оценку за трудность, которая не может превышать 10,0 баллов.
1.2. В случае изменения установленной последовательности выполнения элементов, упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
1.3. Если участник допустил ошибку, приведшую к невыполнению элемента, оценка снижается на указанную в программе стоимость акробатического элемента.
1.4. Акробатические элементы засчитываются участнику, если они выполнены без ошибок, приводящих к сильному, до неузнаваемости их
искажению.
2. Оценка исполнения упражнения.
2.1. Все исполняемые участниками элементы должны выполняться технически правильно, в соответствии с требованиями гимнастического стиля.
2.2. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к стилю и технике исполнения отдельных элементов.
2.3. При выставлении оценки за исполнение каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки за допущенные участником ошибки при выполнении элементов и соединений.
2.4. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средними –
0,3 балла, грубыми – 0,5 балла. Ошибка невыполнения элемента – 0,5 балла.
2.5. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой равной стоимости акробатического элемента, относятся: нарушение техники исполнения элемента или соединения, приводящее к его искажению до неузнаваемости; фиксация статического элемента менее 2 секунд; при выполнении прыжков - приземление не на стопы.
Для определения «зачетных» баллов каждого участника в испытании
по гимнастике, необходимо использовать формулу аналогичную
подсчету теоретико-методического испытания:
Хi – «зачетный» балл i –го участника;
К – максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании
(по регламенту);
Ni – результат i участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном
задании.
Максимально возможный «зачетный» балл в испытании по гимнастике
(по регламенту) – 40 баллов.
Максимально возможная оценка, как у юношей, так и у девушек
составляет 20,0 баллов.
Результат участника (Иванова И.И.) – 12,08;
Расчёт: Хi = 40 х 12,08/20 = 24,16
Максимальное количество зачётных баллов может получить участник, который в испытаниях по гимнастике выполнил упражнение на 20 баллов (10 б. за трудность + 10 б. за технику выполнения).
Баскетбол.
Общая оценка испытания складывается из времени выполнения
упражнения плюс штрафное время.
Штрафное время:
- непопадание мяча в кольцо – плюс 3 с;
- отказ от добивания при неудачном броске – плюс 5 с.;
- бросок в движении после ведения не той рукой – плюс 3с.;
- обводка фишки не с той стороны – плюс 3 с;
- выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения
испытания) – плюс 3 с;
- сбивание фишки - плюс 3 с;
- пропуск обводки одной из фишек - плюс 5 с;
- нарушение правил в технике игры (пробежка, пронос мяча, двойное
ведение,) - плюс 1 с за каждое нарушение;
- заступ за линию штрафного броска, отметку дистанционного броска – плюс 3 с.
Зачетные баллы по спортивным играм, рассчитываются по формуле (2):
Хi – «зачетный» балл i –го участника;
К – максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по
регламенту);
Ni – результат i участника в конкретном задании;
М – наилучший результат из показанных в испытании.
Максимально возможный «зачетный» балл в испытании по баскетболу – 40 баллов.
Общий максимальный зачётный балл участника олимпиады не может превышать 100 баллов!