Методика планирования и оценка эффективности непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

2
2
Материал опубликован 10 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Ваганова Евгения Владимировна

Инструктор по физической культуре

МАДОУ № 21 «Искорка»

Новосибирская область, город Бердск

Методика планирования и оценка эффективности непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно

прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся,

но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нём новый этаж…

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.

Константин Дмитриевич Ушинский

Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Соответственно содержание образовательной деятельности по физической культуре составляют физические упражнения, обозначенные в программе по которой работает дошкольное учреждение.

Необходимым условием эффективного решения задачи формирования двигательных умений и навыков является планирование. Планирование – распределение физических упражнений и приёмов их проведения на определённый отрезок времени. Инструктор по физической культуре составляет перспективный план на год и календарный план на одну или две недели. Составление календарного плана без наличия перспективного способствует тому, что обучающие задачи решаются неравномерно, так как одни и те же движения встречаются часто, а другие отсутствуют долгое время и, соответственно не закрепляются. Кроме того, перспективное планирование помогает строить работу в определённой системе, соблюдать постепенное усложнение материала. Поэтому при составлении перспективного плана необходимо учитывать следующее:

Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Учёт позволяет видеть изменения различных показателей у детей, определять правильность планирования и своевременно вносить в него соответствующие коррективы.

План должен быть информативным, понятным, кратким, поэтому я считаю, что для удобства в работе при планировании лучше использовать табличную форму, структура которой дублирует структуру образовательной деятельности по физической культуре. В таблицу кратко вносятся названия основных видов движений, подвижных и малоподвижных игр. Я в перспективный план вношу также строевые упражнения.

При планировании упражнений в основной части образовательной деятельности лучше использовать данную в программе последовательность основных видов движений.

(файл 2)

Для удобства и достижения системности целесообразно составить схему планирования основных видов движений на каждую неделю. Начинать лучше с упражнений в равновесии, так как они требуют меньшей физической нагрузки.

Примерная схема планирования обучения ОВД в процессе НОД

Неделя

I

II

III

IV

I

новое

равновесие

прыжки

метание

лазание

равновесие

повторение

лазание

равновесие

прыжки

метание

лазание

закрепление

метание

лазание

равновесие

прыжки

метание

Для младшего дошкольного возраста планируется 2 вида основных движений в основной части, для старшего возраста – 3вида.

Планирование должно строиться с учётом ведущих дидактических принципов:

(файл 3)

Принцип доступности. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Соответственно на каждую возрастную группу составляется отдельный перспективный план.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

(файл 4) Таблица Петровой Л.В. д/с № 28

(файл 5)

Принцип от простого к сложному способствует постепенному повышению требований до уровня адекватного возросшим возможностям организма.

Принцип систематичности. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

(файл 6)

Для календарного планирования также лучше использовать табличную форму. В календарном плане следует указывать:

месяц и неделю месяца,

наиболее существенные задачи образовательной, оздоровительной, развивающей и воспитательной направленности,

интеграция областей

развивающая среда,

основное содержание каждой части занятия, дозировку каждого упражнения, методические указания.

При планировании ОРУ соблюдается следующая последовательность записи упражнений:

Для мышц плечевого пояса и рук;

Для мышц туловища;

Для мышц ног

Это способствует реализации принципа рассеянной мышечной нагрузки. Работа одной группы мышц сменяется другой, что предупреждает переутомление.

Для 2-ой младшей группы планируется 4-5 упражнений общеразвивающего вида, количество повторов – 4-6

Для средней группы – 5-6 упражнений, 4-6 повторов.

Для старшей группы – 5-7 упражнений, 6-8 повторов.

Для подготовительной группы – 6-8 упражнений, 8-10 повторов.

Основные виды движений записываются в той же последовательности как в перспективном плане.

Подвижная и малоподвижная игры планируется в соответствии с темой недели, и берутся из перспективного плана.

При составлении календарного плана очень важно учитывать принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. На основе этого принципа строится тенденция постепенного увеличения нагрузок, что гарантирует развивающий эффект (усиление и обновление воздействий) от физических упражнений. Например,

В вводной части НОД для укрепления сердечно-сосудистой системы используется непрерывный бег в медленном темпе. Длительность бега постепенно увеличивается в подготовительной группе от 1,5 мин до 3.

Один комплекс ОРУ упражнений планируется на две недели. По мере освоения упражнений раздельным способом, группа переходит к выполнению ОРУ поточным способом, увеличивая при этом количество повторений.

Моторная плотность НОД зависит от того насколько грамотно продумана последовательность выполнения упражнений и переходы от одного вида движения к другому. Поэтому для быстрой организации выполнения общеразвивающих упражнений, а в дальнейшем и основных видов движений строевые упражнения целесообразно планировать в конце вводной части.

Оценка эффективности образовательной деятельности по физической культуре

Учёт состояния здоровья и физического развития ведут медицинские работники, а учёт физической подготовленности инструктор по физической культуре.

При оценке эффективности учитываются два показателя: качественный и количественный. Они взаимосвязаны. Количественные показатели развития физических качеств напрямую зависят от качества выполнения упражнений.

Качественные показатели оцениваются путём наблюдения за выполнением детьми упражнения.

Количественные показатели выявляются путём тестирования развития физических качеств.

(файл 7)

Эффективность образовательной деятельности по ФК определяется по формуле В.И. Усакова для оценки темпов прироста показателей физических качеств.

(файл 8)

Все эти данные записываются в журнал учёта. Затем инструктор проводит анализ и, учитывая данные состояния здоровья и физического развития, делает соответствующие выводы.

Учёт и планирование взаимосвязаны. Только при тщательном своевременном учёте и правильном планировании работы возможно достижение высоких результатов в физическом совершенствовании.

Источники

Кенеман А.В., Лескова Г.П., Аракален О.Г. и др. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1984 – 176с.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.

Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.

Моргунова О.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М: Просвещение, 1984 – 208с.


Буклет "Оценка эффективности НОД по физической культуре"
PUB / 404.5 Кб

Буклет "Схема планирования ОВД по физической культуре в ДОУ"
PUB / 350.5 Кб

Презентация к докладу "Методика планирования по ФК"
PPTX / 1.44 Мб

Предварительный просмотр презентации

Методика планирования и оценка эффективности образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ Подготовила: Инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка» Ваганова Евгения Владимировна

Примерная схема планирования обучения основным видам движений в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

Подготовительная к школе группа Декабрь

Подготовительная группа

Месяц   Упражнение Октябрь     Ноябрь Декабрь   Подводящие     IVнеделя М/п игра «Канатоходцы»   Ходьба по прямой с мешочком на голове руки на пояс III – IV неделя ОРУ на ограниченной опоре, в том числе: Присед на носки колени в стороны, руки на пояс.       Основные движения   Ходьба по гимнастической скамье руки на пояс   Ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове руки на пояс   Ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, приседая на середине, руки на пояс  

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре Месяц, неделя Тема недели Задачи Образовательные Развивающие Оздоровительные Воспитательные Интеграция Развивающая среда Мотивация

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Замечательная работа

16 January 2018

Наиля Гадельжановна, спасибо!

20 January 2018

Похожие публикации