12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваганова Евгения Владимировна2749
Работаю инструктором по физической культуре в МБДОУ ЦРР № 28 "Огонёк". В данной должности работаю с 2004 года. Образование высшее НГПУ, факультет физической культуры, специалист "Педагог по физической культуре" Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Новосибирская обл., Город Бердск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
2

Методика планирования и оценка эффективности непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ



Ваганова Евгения Владимировна

Инструктор по физической культуре

МАДОУ № 21 «Искорка»

Новосибирская область, город Бердск

Методика планирования и оценка эффективности непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно

прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся,

но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нём новый этаж…

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.

Константин Дмитриевич Ушинский

Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Соответственно содержание образовательной деятельности по физической культуре составляют физические упражнения, обозначенные в программе по которой работает дошкольное учреждение.

Необходимым условием эффективного решения задачи формирования двигательных умений и навыков является планирование. Планирование – распределение физических упражнений и приёмов их проведения на определённый отрезок времени. Инструктор по физической культуре составляет перспективный план на год и календарный план на одну или две недели. Составление календарного плана без наличия перспективного способствует тому, что обучающие задачи решаются неравномерно, так как одни и те же движения встречаются часто, а другие отсутствуют долгое время и, соответственно не закрепляются. Кроме того, перспективное планирование помогает строить работу в определённой системе, соблюдать постепенное усложнение материала. Поэтому при составлении перспективного плана необходимо учитывать следующее:

Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Учёт позволяет видеть изменения различных показателей у детей, определять правильность планирования и своевременно вносить в него соответствующие коррективы.

План должен быть информативным, понятным, кратким, поэтому я считаю, что для удобства в работе при планировании лучше использовать табличную форму, структура которой дублирует структуру образовательной деятельности по физической культуре. В таблицу кратко вносятся названия основных видов движений, подвижных и малоподвижных игр. Я в перспективный план вношу также строевые упражнения.

При планировании упражнений в основной части образовательной деятельности лучше использовать данную в программе последовательность основных видов движений.

(файл 2)

Для удобства и достижения системности целесообразно составить схему планирования основных видов движений на каждую неделю. Начинать лучше с упражнений в равновесии, так как они требуют меньшей физической нагрузки.

Примерная схема планирования обучения ОВД в процессе НОД

Неделя

I

II

III

IV

I

новое

равновесие

прыжки

метание

лазание

равновесие

повторение

лазание

равновесие

прыжки

метание

лазание

закрепление

метание

лазание

равновесие

прыжки

метание

Для младшего дошкольного возраста планируется 2 вида основных движений в основной части, для старшего возраста – 3вида.

Планирование должно строиться с учётом ведущих дидактических принципов:

(файл 3)

Принцип доступности. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Соответственно на каждую возрастную группу составляется отдельный перспективный план.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

(файл 4) Таблица Петровой Л.В. д/с № 28

(файл 5)

Принцип от простого к сложному способствует постепенному повышению требований до уровня адекватного возросшим возможностям организма.

Принцип систематичности. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

(файл 6)

Для календарного планирования также лучше использовать табличную форму. В календарном плане следует указывать:

месяц и неделю месяца,

наиболее существенные задачи образовательной, оздоровительной, развивающей и воспитательной направленности,

интеграция областей

развивающая среда,

основное содержание каждой части занятия, дозировку каждого упражнения, методические указания.

При планировании ОРУ соблюдается следующая последовательность записи упражнений:

Для мышц плечевого пояса и рук;

Для мышц туловища;

Для мышц ног

Это способствует реализации принципа рассеянной мышечной нагрузки. Работа одной группы мышц сменяется другой, что предупреждает переутомление.

Для 2-ой младшей группы планируется 4-5 упражнений общеразвивающего вида, количество повторов – 4-6

Для средней группы – 5-6 упражнений, 4-6 повторов.

Для старшей группы – 5-7 упражнений, 6-8 повторов.

Для подготовительной группы – 6-8 упражнений, 8-10 повторов.

Основные виды движений записываются в той же последовательности как в перспективном плане.

Подвижная и малоподвижная игры планируется в соответствии с темой недели, и берутся из перспективного плана.

При составлении календарного плана очень важно учитывать принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. На основе этого принципа строится тенденция постепенного увеличения нагрузок, что гарантирует развивающий эффект (усиление и обновление воздействий) от физических упражнений. Например,

В вводной части НОД для укрепления сердечно-сосудистой системы используется непрерывный бег в медленном темпе. Длительность бега постепенно увеличивается в подготовительной группе от 1,5 мин до 3.

Один комплекс ОРУ упражнений планируется на две недели. По мере освоения упражнений раздельным способом, группа переходит к выполнению ОРУ поточным способом, увеличивая при этом количество повторений.

Моторная плотность НОД зависит от того насколько грамотно продумана последовательность выполнения упражнений и переходы от одного вида движения к другому. Поэтому для быстрой организации выполнения общеразвивающих упражнений, а в дальнейшем и основных видов движений строевые упражнения целесообразно планировать в конце вводной части.

Оценка эффективности образовательной деятельности по физической культуре

Учёт состояния здоровья и физического развития ведут медицинские работники, а учёт физической подготовленности инструктор по физической культуре.

При оценке эффективности учитываются два показателя: качественный и количественный. Они взаимосвязаны. Количественные показатели развития физических качеств напрямую зависят от качества выполнения упражнений.

Качественные показатели оцениваются путём наблюдения за выполнением детьми упражнения.

Количественные показатели выявляются путём тестирования развития физических качеств.

(файл 7)

Эффективность образовательной деятельности по ФК определяется по формуле В.И. Усакова для оценки темпов прироста показателей физических качеств.

(файл 8)

Все эти данные записываются в журнал учёта. Затем инструктор проводит анализ и, учитывая данные состояния здоровья и физического развития, делает соответствующие выводы.

Учёт и планирование взаимосвязаны. Только при тщательном своевременном учёте и правильном планировании работы возможно достижение высоких результатов в физическом совершенствовании.

Источники

Кенеман А.В., Лескова Г.П., Аракален О.Г. и др. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1984 – 176с.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.

Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.

Моргунова О.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М: Просвещение, 1984 – 208с.


Буклет "Оценка эффективности НОД по физической культуре"
PUB / 404.5 Кб

Буклет "Схема планирования ОВД по физической культуре в ДОУ"
PUB / 350.5 Кб

Презентация к докладу "Методика планирования по ФК"
PPTX / 1.44 Мб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Ваганова Евгения Владимировна, 20.01.18 в 13:04 0Ответить Пожаловаться
Наиля Гадельжановна, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.