12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нарбунтович Наталья241
Беларусь, г. Минск
2

Мастер-класс «Методика проведения пешего туристского похода в учреждении образования как фактор развития физического здоровья учащихся»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №34 г. МИНСКА»


 


 


 


 


 


 

Методика проведения

пешего туристского похода

в учреждении образования как фактор развития физического

здоровья учащихся

Автор:

Федоров Сергей Владимирович,

учитель физической культуры и здоровья

ГУО «Средняя школа №34 г. Минска»

Тел.: 447739037

E-mail: k1n1v1@mail.ru

Номинация: методическая разработка (пособие)

Направление: развитие дополнительного образования

Минск, 2018

Содержание

Актуальность

3-4

Цели и задачи опыта

4

Методика проведения туристического похода

4-10

Заключение

11

Приложения

12

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей значительно расширить знания по истории своего Отечества и других стран, сделать их более устойчивыми, конкретными, образными, лучше понять ход и значение отдельных исторических событий и явлений, познакомиться с достопримечательностями той или иной страны и т.д.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции учащегося. Туризм — исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания.

Туристско-краеведческая деятельность - важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.

Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для сознательного активного участия учащихся в туристической деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость достижения поставленной цели.

Противоречие, которое побудило формирование данного опыта возникло между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и отсутствием у учащихся самоорганизации и самоконтроля в данном направлении, слабо выраженной мотивацией к формированию выносливости, преодолению себя. Именно интенсивное развитие туризма «спровоцировало» то, что в школах не стало возникать острой необходимости организовывать пешие туристические походы, а вполне можно организовать любую экскурсию и выехать на место без особых затруднений.

Целью работы является изучение особенностей организации и методики проведения пеших походов.

Задачи:

формирование знаний, умений по пешеходному туризму, спортивному ориентированию, а также необходимых туристских навыков;

повышение уровня координационных и кондиционных способностей, укрепление здоровья, содействие формированию здорового образа жизни;

создание условий для развития и реализации социальной, познавательной и творческой активности физически одаренных обучающихся;

развитие умений и навыков самопознания, совершенствования своего характера и физических возможностей своего организма, способствование самоутверждению;

профессиональная самоопределение учащихся.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности учащегося: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств .

С сентября 2016 года мной разработана и реализована программа «Краеведение. Туризм. Экология». Целью программы является физическое воспитание учащихся, развитие их двигательной, функциональной и познавательной активности, укрепление  здоровья, приобретение необходимых навыков самосохранного поведения посредством освоения основ туризма и краеведения.

Поводом для создания программы в школе послужили:

Накопленный педагогический опыт работы, который опирается на достаточно высокий уровень заинтересованности и активности учащихся.

Особенности географических и климатических условий Республики Беларусь.

Раннее приобщение учащихся к пешим походам, спортивному ориентированию на местности.

Перспектива развития туризма в республике.

Данная программа предусматривает изучение курса в течение 3-х лет в объединении дополнительного образования с учащимися 11-16 лет.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия. Общая продолжительность туристских походов, экспедиций и экскурсий учащихся не должна превышать для VII— IX классов —24 дней.

К туристским походам и экскурсиям допускаются физически здоровые учащиеся к пешеходным походам — с 11-летнего возраста; к пешеходным походам I категории сложности допускаются учащиеся не моложе 13 лет; к многодневным самодеятельным и плановым экскурсиям допускаются учащиеся с 13-летнего возраста, если они принимают активное участие в общественно полезных делах, успевают в учебе и труде и имеют опыт участия в походах или экскурсиях.

С комплектования группы и начинается эта подготовка. От того, кто будет в ее составе, какова физическая подготовка и туристский опыт участников похода, какие задачи они ставят, каким временем и средствами располагают, зависит самое главное — выбор маршрута похода. Количественный состав группы, отряда в туристских прогулках, походах, экспедициях и экскурсиях устанавливается исходя из: минимального количества — 8 учащихся, максимального:

в прогулках, однодневных и двухдневных походах, экспедициях и экскурсиях — 30 учащихся;

в походах 1—3-й степени сложности —20 учащихся, в водных походах — 14 учащихся;

в походе I категории сложности —15 учащихся;

в походах П—Ш категории сложности — 12 учащихся [9].

Маршрут пройти легче, когда он хорошо продуман и изучен. Тогда будет больше времени, сил для ознакомления с интересными местами и конечно же повысится безопасность похода и сведется до минимума вероятность изменения или не прохождения маршрута.

При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др.

Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Завхоз группы составляет списки продуктов, намечает, где их лучше закупать, решает вопрос упаковки. Полученные данные о маршруте, снаряжении и продовольствии позволяют определить общий вес груза, вес рюкзаков на подходах и на основном маршруте, составить смету расходов.

Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2—3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.

В совместных походах выходного дня отрабатываются способы передвижения, преодоления планируемых на маршруте естественных препятствий, проверяется и дорабатывается снаряжение. Специально создаваемые большие нагрузки в этих походах дают возможность выявить и сравнить физическое состояние и подготовку отдельных участников.

В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения. Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.

Тяжелый рюкзак — «печальная» необходимость, но надо постараться уменьшить его вес — не за счет нужных вещей, а за счет рационального подбора высококалорийных и легких продуктов, надежного и облегченного снаряжения. Облегчить рюкзак, а заодно и акклиматизироваться помогут радиальные выходы в начале похода и организация забросок в промежуточные пункты маршрута.

Снаряжение должно быть легким и прочным, допускающим возможность его эксплуатации в условиях холода, жары, большой влажности ит. д. К снаряжению относятся предметы, которые туристы берут с собой, чтобы создать условия максимальной безопасности при прохождении маршрута, определенного комфорта в походе и возможности успешно выполнить стоящие перед ними задачи.

Снаряжение подразделяется на: личное и групповое. Личное используется участником похода и служит для его личных нужд. Групповое снаряжение служит для нужд группы в целом.

Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий - все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.

Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для подростков старшего возраста и юношей переход продолжается не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути - еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10-15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха - еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.

Туристский привал (бивуак) - это стоянка участников похода, место отдых, питания, сна, обработки собранных материалов экскурсий, краеведческой работы, подготовки к дальнейшему пути. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на малые, большие (обеденные или экскурсионные, краеведческие), ночлег и дневку.

Особое условие для организации привала - выбор безопасного для участников похода места. Для большого привала, ночлега и дневок оно должно отвечать еще и другим требованиям: наличие питьевой воды и топлива в достаточном для приготовления пищи количестве, площадки для разбивки лагеря и разведения костра. На малом привале, место и время которого определяет штурман группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку.

Обеспечение нормального питания в зависимости от продолжительности и сложности похода - одно из важнейших условий успешного проведения туристского мероприятия. Даже в несложном походе человек тратит в день до 3500-4000 калорий.

Продукты должны включать в себя все важнейшие компоненты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Важно, чтобы продукты имели небольшую массу и объем, были транспортабельны, хорошо сохранялись, не требовали много времени на приготовление из них пищи.

Самый простой из походов - однодневный. Здесь варка пищи необязательна. Могут быть взяты каждым из участников бутерброды, чай, сок и т. п. Двухдневный поход уже требует составления меню и расчета по нему требуемых продуктов. В несложном многодневном путешествии обычно предусматривается трехразовое горячее питание. В лыжном походе уменьшение массы продуктов и увеличение их калорийности достигается введением в рацион большего, чем летом, количества жиров (масла, сала, шпига, сухих сливок).

Ориентированием на местности принято называть совокупность действий по определению своего положения (точки стояния) среди окружающих объектов или ориентиров, сторон горизонта, направления движения и достаточно точному выдерживанию этого направления. В понятие ориентирования входит также умение быстро и точно запоминать незнакомую местность, пройденный путь и при необходимости безошибочно находить обратную дорогу.

Маршрут похода

Маршрут: г. Минск - г. Осиповичи - ст. Верхи - д. Цель - д. Лапичи - д. Озерище - д. Зборск - д. Вязье - г.Осиповичи

Протяжённость маршрута: 40 километров за 3 дня

Маршрут проходит по территории Осиповичского района Могилёвской области, вокруг Осиповичского водохранилища, поэтому был назван нами «осиповичская кругосветка». Территория района находится в пределах Центральноберезинской равнины, рельеф преимущественно плоский, берега рек высокие, изрезанные оврагами. Климат умеренно-континентальный. Речную систему формируют Березина с её притоком Свислочь. На реке Свислочь создано Осиповичское водохранилище, вдоль которого размещена зона отдыха республиканского значения «Осиповичи». Лесистость - 57 %, преимущественно смешанные (сосна, берёза, осина).

Начало маршрута в г. Минске, откуда туристы на электропоезде прибывают на станцию Верхи, где начинается активная фаза путешествия.

От станции Верхи путь лежит по лесной дороге в северном направлении к деревне с интересным названием - Цель. В беседе с местным жителем узнаём, что такое название было дано ещё в 30-х годах прошлого века, когда возле деревни в лесу разместился полигон. При подходе к деревне обнаруживаем памятник погибшим советским воинам в 1941 году при обороне переправы через Свислочь .

В деревне находится воинская часть инженерных войск, обслуживающая полигон, военный городок возле которого также установлен памятник.

От военного городка путь лежит по асфальтированному шоссе к мосту у деревни Лапичи. Здесь начинается Осиповичское водохранилище.

ОСИПОВИЧСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ - создано в 1953 году на реке Свислочь, бассейн р. Березина. Площадь - 11,9 кв. км, протяжённость - 23,7 км, наибольшая ширина -1,2 км, наибольшая глубина - 8,5 м. Котловина вытянутая по долине реки, с крутыми склонами, покрытыми лесом (высота берегов 5-6 метров)

Используется для энергетики (Осиповичская ГЭС), рыбного хозяйства, водообеспечения г. Осиповичи. Берега водохранилища - излюбленное место отдыха рыбаков из Минска, Бобруйска, Осиповичей и прилегающих районов.

Сама деревня состоит как бы из двух частей: военного городка воинской части мостостроителей и собственно деревни Лапичи.

ЛАПИЧИ - деревня в Осиповичском районе. Центр сельсовета и колхоза. Население - 1012 жителей (1998 г.)

Известна с 16 века. Принадлежала Радзивиллам, Небытовским. С 1795 г. - местечко: 50 дворов, церковь, мельница, корчма. За участие Небытовских в восстании 1831 года, Лапичи конфискованы и переданы в государственное владение. В начале 20 века лапичи разделены на две части : местечко (теперь здесь военный городок) и деревня.

В деревне расположены лесничество, дом культуры, больница, аптека, отделение связи. В деревне рекомендуем сделать привал на высоком живописном берегу водохранилища.

После привала проходим через ручей, впадающий в водохранилище, мимо агрогородка и на поляне у высокого берега водохранилища делаем первую ночёвку.

Итого за первый день - 12 километров

На следующий день наш путь лежит вдоль водохранилища по высокому левому берегу. Первой деревней на нашем пути будет Озерище. Пройдя через деревню, двигаемся по шоссе к деревне Зборск. Дорога проходит через сосновый лес. Как вариант можно идти по берегу водохранилища, но местами берега заросли кустарником и поэтому трудно проходимы.

После привала в Зборске наш путь продолжается через дачный посёлок Верейцы к центру сельсовета агрогородку Вязье.

ВЯЗЬЕ - агрогородок в Осиповичском районе. Центр сельсовета и рыбхоза «Свислочь». Осиповичская ГЭС. Население - 783 жителя(1996 г.). Известна с 18 века, принадлежала Небытовским. С 1831 года - в государственном владении. Жители деревни в основном занимались сплавом леса и рыболовством. Известна как место отдыха и лечения - вблизи деревни целебные источники. Сейчас там расположен санаторий «Вязье»

Из достопримечательностей деревни можно отметить дом,где в 1895 году целое лето проживал знаменитый поэт Беларуси Максим Богданович, памятник погибшим землякам и Осиповичскую ГЭС.

ОСИПОВИЧСКАЯ ГЭС - крупнейшая гидроэлектростанция Республики Беларусь. Построена в 1953 году. Мощность - 2250 кВт. Снабжает электроэнергией город Осиповичи.

Перейдя по мосту через Свислочь, проходим около полутора километров по правому берегу, где в лесу можно легко найти множество удобных для ночлега мест.

Итого за день - 21 километр

На третий день заканчиваем маршрут. Идём до города Осиповичи по асфальтированному шоссе через деревню Теплухи приблизительно 7 километров. С самим городом знакомимся по пути на вокзал, так как идти приходится буквально через весь город.

ОСИПОВИЧИ - районный центр Могилёвской области, на реке Синяя. Железнодорожный узел(линии на Минск, Могилёв, Бобруйск, Слуцк) Население - 35,2 тыс.чел. (1995 г .).

Известны с 18 века как деревня. Развитие получили в связи с прокладкой в 1872 году Либаво-Роменской железной дороги. В начале 20 века стали железнодорожным узлом.

В годы войны в Осиповичах действовало подполье. 30 июля 1943 года на станции Осиповичи была проведена одна из крупнейших диверсий Второй Мировой войны: подпольщик Фёдор Крылович заминировал эшелон с топливом, от взрыва начался пожар, от которого сгорели 3 эшелона с боеприпасами и эшелон с новыми танками «Тигр», которые направлялись в район Курской битвы.

В настоящее время в Осиповичах работают картонно-рубероидный завод, завод автоагрегатов, предприятия железнодорожного транспорта и пищевой промышленности.

Заканчиваем путешествие на железнодорожном вокзале Осиповичи, откуда до Минска добираемся вновь на электричке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека в природе. В туристских походах учащиеся закаливают свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные умения и навыки ориентирования' на местности, преодоление естественных препятствий, самооблуживание.

Особые условия туристской деятельности способствует воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержке, взаимовыручке, организованности и дисциплинированности, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Успех похода определяется:

определением цели и задачи предстоящего туристского похода;

сбором необходимых сведений о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, состояния дорог и переправ и др.;

отбором участников похода;

установлением определенных сроков проведения турпохода, его продолжительности, сложности (степень, категория);

соблюдением мер безопасности;

распределением обязанностей среди участников;

определением формы общественно полезной работы, с учетом норм и нагрузок.

Также необходимо отметить успешное участие в международных, республиканских, городских и районных конкурсах, конференциях:

2015- республиканский конкурс «Инициируем, предлагаем, действуем», диплом;

2015 – городской конкурс социальных инициатив «Моя инициатива» - 1 место;

2015 – городской конкурс «Хочу в армию» - 1 место;

2015 - районный конкурс «Война глазами поколений» - 1 место;

2015- городской конкурс «Вокруг света», 2 диплома победителя;

2015- Минский городской фестиваль художественного и интеллектуального творчества «Поклонимся великим тем годам», приуроченный к празднованию 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, диплом 3 степени;

2016 – районный конкурс «Соблюдаем законы дорог», диплом 2 степени;

2016– районный конкурс "Палитра безопасности", диплом 1 степени;

2016 – городской конкурс "Палитра безопасности", диплом 2 степени.

Учащиеся школы также очень активно публикуются в периодических республиканских изданиях:

Журнал «Качели» 2015 № 6 , статья «Мы не домоседы».

Газета «Переходный возраст», 23.05.2015, статья «И новых горизонтов».

В 2014, 2015 годах педагогическому коллективу школы объявлена Благодарность МГИРО за сотрудничество в формировании воспитательного пространства столицы, компетентностный подход в социальном взаимодействии субъектов образовательных отношений, инициативу и творческую работу.

Также наша школа занимает лидирующие позиции в круглогодичной районной спартакиаде:

2012 год - 1 место;

2013 год – 2 место;

2014 год – 1 место;

2015 год – 2 место;

2016год - 2 место;

2017 год-2 место.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Инструкция о проведении республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі i тым ганаруся» утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2008 № 129

«Информационное обеспечение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях»: учебно-методическое пособие /Г.Ф.Бедулина, И.А.Дзюба-Минск: Акад. последипломного образования, 2007.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

Приложение 1

Схема маршрута

Начало маршрута

Направление движения


 


 


 

Направление движения

Место ночёвки


 


 


 


 


 

Направление движения

Место ночёвки


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 


 


 

Отличное место для привала - живописный берег водохранилища

в дер. Лапичи

 


 

16

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.