12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессарабова Татьяна Анатольевна1761
Работаю методистом и педагогом дополнительного образования более 15 лет. Одним из направлений моей деятельности является организация работы методических объединений туристско-краеведческого и социально - педагогических направлений.
Россия, Крым респ., Евпатория

Программа проведения мастер-класса для педагогов туристско-краеведческого направления МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Тема: «Организация учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Педагог: Бессарабова Т.А., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».

Дата проведения:  31 октября 2014г.

Время:10.00 - 11.00ч.

Место проведения: РК «Потенциал»

Цель мастер-класса:  обобщение результатов по организации исследовательской деятельности в рамках туристско-краеведческих кружков

Задачи: 

познакомить педагогов с приемами технологии учебно - исследовательской деятельности учащихся;

с содержанием исследовательской деятельности и ее принципами;

с критериями оценивания исследовательской работы.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, мультимедийная установка, раздаточный материал.


 

Организация мастер-класса:

презентация по теме мастер-класса;

научно-исследовательские работы детей;

методические материалы.

Ожидаемые результаты. В результате реализации данного мастер-класса педагоги смогут научить юного исследователя правильно:

формулировать проблемы;

определять задачи, которые надо решить;

оказывать помощь в планировании деятельности;

находить необходимую информацию;

обучать методикам исследования;

правильно оформлять исследовательскую работу;


 

Форма проведения мастер-класса: 

с педагогами и для них, без участия детей;

лекция с элементами презентации +практическая работа.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическо - демонстрационная часть:

Требования к содержанию исследовательской работы

Критерии оценивания исследовательской работы

3. Практическая часть.

Оценить предложенные исследовательские работы обучающихся согласно требованиям к содержанию и критериями

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.


 

Ход мастер-класса.

Вступительная часть.

Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Организация учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования».

Чтобы научить своих  обучающихся готовить учебно-исследовательские работы работы, необходимо самим понимать, что для этого нужнл. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Применение технологии учебно-исследовательской деятельности наиболее эффективно при работе с подростками и старшими школьниками, поскольку ориентировано на имеющиеся у обучающихся учебные установки и ценностные ориентиры.

Организация учебно-исследовательской деятельности на данном этапе обучения характеризуется следующими особенностями:

1. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на получение результата, имеющего значимость для других.

2. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке.

3. Тема исследования должна быть интересна для обучающегося и совпадать с кругом интереса педагога.

4. Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён педагогом безукоризненно правильно.

5. Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами подростков, педагогов и т.д.

Строя различного рода отношения в ходе учебно-исследовательской деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи.

Результатом учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской работы, которое рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.


 

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

 формулировка цели и задач исследования;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательской работы и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательского характера;

• детское научно-исследовательское общество - форма внеурочной (внешкольной) деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с детскими НИО других образовательных учреждений;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках, круглых столах, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию общего и дополнительного образования обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации современного образовательного процесса.

Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, надо учить их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой, энциклопедиями, словарями, в том числе с ресурсами сети Интернет.

  Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других лю­дей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! В педагогике есть притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а ес­ли научим ловить, то накормим на всю жизнь.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


 

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

наименование учебного заведения, где выполнена работа;

фамилию, имя и отчество автора;

тему исследовательской работы;

фамилию, имя и отчество научного руководителя;

город, район и год.

Оглавление

Включает:

наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)

Содержит:

оценку современного состояния решаемой проблемы;

обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).


 

Примерный план написания научно-исследовательской работы

Введение.

Во введении исследователь обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе он раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования и определяет основные моменты исследования.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема отражает характерные черты проблемы.

Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Глава1

Обзор литературы. Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Глава 2.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов. В этой главе анализируется полученные в ходе эксперимента данные.

Выводы. В этой главе делаются собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом.

Завершает работу список использованной литературы и приложение.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

Энциклопедии, тематические словари, справочники.

Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

Сборники нормативных документов (если это необходимо).

Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Пример. Исследовательская работа


 

3. Практическая часть.

Рассмотрим представленные научно-исследовательские работы в соответствии с критериями:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


 

Актуальность выбранного исследования.

Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

Владение автором специальным и научным аппаратом.

Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Четкость выводов, обобщающих исследование.

Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Исходя из основных требований к исследовательским работам и этапов работы над ними, предлагаются следующие критерии оценивания исследовательских работ учащихся

Критерии оценивания исследовательских работ школьников.  Подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность исследовательской работы в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий

Планирование работы

Осведомленность. Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом.

Исследовательская деятельность

Научность

Соотношение изученного и представленного в работе материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими. Самостоятельность

Выполнение всех этапов исследовательской деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия

Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами исследовательской работы для теоретического и (или) практического применения

Системность

Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения исследовательской работы

Структурированность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении исследовательской работы

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции исследовательской работы

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

Формы представления результата исследовательской работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами исследовательской работы

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

Апробация

Распространение результатов и продуктов исследовательской деятельности или рождение нового замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов исследовательской работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?


 

Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками исследовательской деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования.

Конечно, могут возникнуть трудности с некоторыми критериями оценки исследовательских работ учащихся, которые, с одной стороны, нельзя не учитывать, а, с другой, невозможно измерить количественно. Эту проблема решается за счет оценивания некоторых критериев из расчета дополнительных баллов.

4.Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я постаралась рассказать обо всех этапах научно-исследовательской деятельности, более подробно остановилась на критериях оценки работ. Подведем итог.  

Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.