Статья «Методика подведения итогов учебной группы с использованием компьютерной программы Microsoft Excel»
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ MIKROSOFT EXCEL.»
Выполнил: воспитатель учебного курса
Клейнота В.Б.
Тверь
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
2. Должностная инструкция классного руководителя. 3
Задачи деятельности классного руководителя: 4
Функции классного руководителя: 4
Классный руководитель несет ответственность 5
3.Методика проведения подведения итогов. 6
4. Методика заполнения плана подведения итогов повседневной деятельности 6
1. Диагностика и мониторинг показателей обученности суворовца 12
2. Диагностика и мониторинг показателей обученности отделений 13
3. Диагностика и мониторинг показателей обученности класса 14
Для организации новой образовательной среды в училище введены профильное обучение (физико-математический, социально-экономический, филологический, оборонно – спортивный профили) и предпрофильная подготовка, которые создают условия для самоопределения обучающихся и обеспечивают возможность осуществления ими профессиональной пробы. Предоставляют право самостоятельно выбирать профиль обучения, формировать готовность нести ответственность за сделанный выбор. В этой связи появилась необходимость в новых подходах при подготовке плана подведения итогов повседневной деятельности с использованием современных возможностей электронной таблицы MIKROSOFTEXCEL.
Проведение внеклассного мероприятия воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы невозможно без современного оборудования и всего необходимого для обеспечения образовательного процесса. Прежде всего, это интерактивная доска. Применение этой системы позволяет воспитателю (классному руководителю) в ходе проведения классного часа (подведения итогов) широко использовать видеоматериалы, обеспечивает доступ к Интернет-ресурсам.
Все это способствует экономии времени при подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Интерактивную доску можно широко использовать при презентациях. Сохранять, редактировать и систематизировать накопленный материал для последующего использования при проведении классных часов.
Система в подготовке плана подведения итогов и последующем его проведении позволяет каждому обучающемуся создать точную «картину» обученности за определённые периоды ( неделя, четверть, полугодие, год).Воспитатель имеет возможность провести анализ как каждого суворовца, так и класса(группы) в целом. Определить место в образовательном процессе.
Применение данной методики позволяет расширить мировоззрения обучающихся, стимулирует познавательную активность, побуждает интерес к учёбе, даёт понимание того, что главной задачей является повышение степени и качества обученности как отдельного суворовца, так и класса в целом.
Основная цель деятельности классного руководителя в суворовском военном училище – осуществление методического, психологического, педагогического обеспечения образовательного процесса в классе.
Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, раскрытия его потенциальных способностей;
изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательного интереса, индивидуальных интеллектуальных склонностей, творческих способностей);
формирование и развитие коллектива класса;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
гумманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных ценностей и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие:
обеспечение связи с семьёй - через родительский комитет курса;
взаимодействие с педагогическими работниками и группой педагогов - психологов;
организация образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение курсовых педагогических совещаний, тематических мероприятий, экскурсий;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития совместно с группой педагогов - психологов;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за поведением обучающихся.
Должностные обязанности
Классный руководитель:
координирует деятельность преподавателей, работающих в классе;
создаёт условия для развития одарённых детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (вовлекает в кружки, факультативные занятия, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры и т.д.);
привлекает группу педагогов - психологов для работы с обучающимися;
создаёт положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их;
организует творческие дела в классе;
составляет характеристики обучающихся;
организует работу по профессиональному самоопределению обучающихся;
привлекает родителей для организации вне учебной деятельности класса.
Права и ответственность.
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых преподавателями в классе;
поощрять обучающихся, ходатайствовать перед старшим воспитателем, руководством училища о поощрении обучающихся, при необходимости, о привлечении к дисциплинарной ответственности;
получать от преподавателей информацию об организации образовательного процесса класса и отдельно каждого обучающегося;
получать помощь в работе со стороны педагога - психолога, библиотекарей, преподавателей, учебного отдела училища, отдела воспитательной работы.
Классный руководитель несет ответственность
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающихся.
Ответственность за общую организацию работы классных руководителей и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора училища по воспитательной работе.
Начиная работу с классом, воспитателю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости суворовцев, чтобы правильно поставить обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определённого этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости тех же ребят. Остановимся подробнее на характеристике обученности, так как она зачастую сводится только к количеству "5", "4", "З".
В практике работы воспитателя активно используются следующие методики диагностики результативности работы воспитателя, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в отметках (баллах):
•успеваемость в % от общего количества обучающихся;
•качество знаний по количеству "4" и "5";
•средний балл;
•степень обученности учащихся (по В.П. Симонову).
Эти диагностические показатели и отображаются в плане подведения итогов повседневной деятельности. Ниже представлена методика заполнения бланка.
3.Методика проведения подведения итогов.
Подведение итогов повседневной деятельности (учёбы, состояния дисциплины, внутреннего порядка, спорта) в классе проводит воспитатель в субботу каждой недели после шестого часа классных занятий - 35 минут.
При этом он обязан:
- определить порядок выполнение классом поставленных задач;
- подвести итоги учёбы за неделю, личную примерность и отношение обучающихся к занятиям;
- отметить передовых суворовцев и назвать тех, которые отстают в повседневной деятельности, назвать причины их отставания;
- определить состояние дисциплины за неделю, отметить лучшее отделение, лучших по выполнению требований устава училища, распорядка дня, правил вежливости и ношения формы одежды;
- поставить конкретные задачи суворовцам с учётом фактического состояния учёбы, дисциплины, внутреннего порядка, спорта;
- поставить задачи командирам отделений по укреплению дисциплины, организации соревнований в отделениях;
- если есть необходимость поощрить отличившихся в течении недели и наказать нерадивых суворовцев.
4. Методика заполнения плана подведения итогов повседневной деятельностиВоспитатель заполняет только данные на листе2(рис.1):
Фамилии суворовцев
Название предметов
Текущие оценки
После заполнения оценки окрашиваются в следующие цвета:
5 – красный цвет;
4 – зелёный цвет;
3 – синий цвет;
2 – чёрный цвет.
В колонке AW напротив фамилии каждого суворовца отображается средний балл, который считается автоматически. Также средний балл считается для отделения и для класса. На листе 1 считаются диагностические показатели степени обученности каждого суворовца, отделения, класса(рис.2) по методике, представленной в таблице№1.
На листе 3 в разделе УЧЁБА в таблице 2.1(рис.3).автоматически подсчитывается количество полученных оценок, средний балл за отделение, класс, лучшие и отстающие по учёбе. Каждая оценка имеет свой цвет. Разделы 3,4, 5(таблица 3.1, 4.1,5.1) (рис. 4)после заполнения табличных значений, автоматически определяются места отделений, которые имеют свои цвета:
1место – красный цвет;
2 место – зелёный цвет;
3 место – синий цвет.
Итоговые данные по таблицам 2.1,3.1,4.1,5.1 отображаются в таблице раздела 6 (общие места отделений.) (рис.5)
ВНИМАНИЕ: Для правильного заполнения бланка подведения итогов удалять необходимо только поля текущих оценок листа 2 (ячейки D – AV)(рис.6)
ТАБЛИЦА№1
№ |
Диагностический показатель |
Диагностическая методика |
1 |
Успеваемость |
количество"5"+количество"4"+количество"3"*100% |
2 |
Качество обученности учащихся, класса |
КОУ= количество"5"+количество"4" КОК= количество"5"+количество"4" |
3 |
Средний балл |
сумма всех оценок |
4 |
Степень обученности учащихся, класса |
СОУ= (АХ+ВУ+СZ) : NP, где А,В, С - коэффициенты |
Р ИСУНОК 1
Р ИСУНОК 2
РИСУНОК 3
РИСУНОК 4
Р ИСУНОК 5
РИСУНОК 6
Воспитатель в своей практической деятельности данные подведений итогов может использовать для диагностики и мониторинга, обучающихся класса, вариант которой представлен ниже.
Диагностика и мониторинг показателей обученности суворовца
профиль |
№ |
Фамилия, |
Учёба |
|||||||||||
Количество оценок |
средний балл за учёбу |
успева |
КОУ |
СОУ |
||||||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
|||||||||||
1 отделение(ФМ) |
1 |
|
67 |
25 |
0 |
0 |
4,73 |
100,0% |
100,0% |
90,2% |
||||
2 |
|
13 |
31 |
14 |
2 |
3,92 |
96,7% |
73,3% |
63,1% |
|||||
3 |
|
24 |
45 |
17 |
2 |
4,03 |
97,7% |
78,4% |
67,0% |
|||||
4 |
|
36 |
46 |
13 |
0 |
4,24 |
100,0% |
86,3% |
73,8% |
|||||
5 |
|
13 |
55 |
13 |
1 |
3,98 |
98,8% |
82,9% |
64,5% |
|||||
6 |
|
22 |
50 |
10 |
1 |
4,12 |
98,8% |
86,7% |
69,4% |
|||||
7 |
|
59 |
31 |
0 |
0 |
4,66 |
100,0% |
100,0% |
87,6% |
|||||
8 |
|
17 |
35 |
20 |
4 |
3,86 |
94,7% |
68,4% |
61,3% |
|||||
2 отделение(ФМ) |
9 |
|
13 |
48 |
29 |
2 |
3,78 |
97,8% |
66,3% |
58,9% |
||||
10 |
|
14 |
53 |
28 |
3 |
3,80 |
96,9% |
68,4% |
59,2% |
|||||
11 |
|
17 |
40 |
28 |
5 |
3,77 |
94,4% |
63,3% |
58,5% |
|||||
12 |
|
12 |
52 |
17 |
1 |
3,91 |
98,8% |
78,0% |
62,7% |
|||||
13 |
|
40 |
36 |
9 |
0 |
4,36 |
100,0% |
89,4% |
78,0% |
|||||
14 |
|
15 |
32 |
22 |
4 |
3,79 |
94,5% |
64,4% |
59,5% |
|||||
15 |
|
16 |
36 |
27 |
3 |
3,79 |
96,3% |
63,4% |
59,5% |
|||||
16 |
|
21 |
35 |
25 |
2 |
3,90 |
97,6% |
67,5% |
63,1% |
|||||
3 отделение(Фил) |
17 |
|
9 |
53 |
22 |
0 |
3,85 |
100,0% |
73,8% |
60,5% |
||||
18 |
|
17 |
43 |
19 |
0 |
3,97 |
100,0% |
75,9% |
65,0% |
|||||
19 |
|
5 |
27 |
22 |
4 |
3,57 |
93,1% |
55,2% |
52,1% |
|||||
20 |
|
10 |
45 |
20 |
1 |
3,84 |
98,7% |
72,4% |
60,5% |
|||||
21 |
|
62 |
32 |
1 |
0 |
4,64 |
100,0% |
98,9% |
87,2% |
|||||
22 |
|
60 |
32 |
1 |
0 |
4,63 |
100,0% |
98,9% |
86,9% |
Диагностика и мониторинг показателей обученности отделений
Диагностика и мониторинг показателей обученности класса
Диагностика и мониторинг СОУ по общеобразовательным предметам
Диагностика и мониторинг КОУ по общеобразовательным предметам
Рейтинг успеваемости суворовцев по итогам четверти
Аверкин, В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития/ В. Аверкин, С. Аверкина, Е. Карданова Е. и др. // Народное образование. - 2008. - №2. - С.156-164.
Авлишина, Л.Н. Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса/ Л.Н. Авлишина, А.Е. Луковников // Справочник заместителя директора школы. - 2007. - №0/август. - 24-32.
Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.3-8.
Булдыгина, Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов/ Булдыгина Л.М., О.Г. Красношлыкова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С.103-108.
Бурдакова, О.П. Мониторинг как механизм управления качеством образования школьников/ О.П. Бурдакова // Управление качеством образования. - 2007. - №3. - С.53-69.
Шаталов, А.,. Мониторинг как особый вид научной теории и практики/ А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др // Педагогическая диагностика. - 2008. - №№4. - С.28-39.
Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354с.
Шибаева Л.В. Реализация прав ребенка в школе: технологии проведения социологического мониторинга/ С. Щеглова // Воспитательная работа в школе. - 2007. - №1. - С.97-107.
Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча /Т.И. Галкина, Н.П. Озерова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384с.
Гирба, Е.Ю. Таблица для мониторинга инновации, внедряемой учителем/ Е.Ю. Гирба // Практика административной работы в школе. - 2007. - №1. - С.34-37.
Головичер, Г.В. Теория и практика проведения мониторинга качества знаний обучающихся образовательных учреждений региона/ Г.В. Головичер // Управление качеством образования. - 2008. - №2. - С.48-58.
Харисов, Т., Комплексный мониторинг качества подготовки конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения/ Т. Харисов, А. Харисова // Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - С.77-86.
Чемодурова, В.И. Мониторинг в образовательном процессе/ В.И. Чемодурова // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2008. - №6. - С.3-6.
Черных, Т.Л., Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности/ Т.Л. Черных, Е.А. Шалашная // Педдиагностика. - 2007. - №2. - С.140-160.
Чивина, Н.П. Мониторинг качества воспитания // Н.П. Чивина /Классный руководитель. - 2007. - №8. - С.6-17.