12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Трашенкова Людмила Владимировна246
Россия, Курская обл., Железногорск
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
6

Статья «Использование компьютерной программы «Логопедическое обследование детей»

 «Использование компьютерной программы «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР в группе компенсирующей направленности»
 

  Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей с различной речевой патологией. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития, которые позволили бы добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Поэтому сегодня, особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в практической профессиональной деятельности. Использование логопедом компьютерной программы тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» для диагностики речевого развития детей с ОНР, позволяет осуществлять диагностику речевого развития детей на более качественном уровне. От того насколько качественно и быстро проведено обследование и поставлено объективное логопедическое заключение будет зависеть вся дальнейшая коррекционная работа. В современных образовательных условиях это очень актуально.

  Целью внедрения данной методики в работу являлась оптимизация коррекционного процесса посредством внедрения компьютерной программы тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) для осуществления качественной комплексной диагностики детей с ТНР, упрощение процедуры обследования и постановка объективного логопедического заключения, по сравнению с традиционными логопедическими методиками речевого обследования.

 

   При использовании этого программного комплекса решались следующие   задачи:    

  •  изучение  методического сопровождения и возможностей применения программно-аппаратного комплекса «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко);                        
  • формирование компьютерной базы данных;       
  • формирование речевых карт воспитанников;                 
  • осуществление поэтапной логопедической диагностики речи детей группы компенсирующей направленности (первоначальная, промежуточная, заключительная диагностика);
  • создание групповых протоколов по результатам обследования;
  • отслеживание динамики коррекционного процесса;
  • фиксация, анализ и сохранение полученных данных;
  • консультирование и информирование родителей, имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о результатах логопедического обследования и динамики речевого развития;                                
 

Описание опыта применения данной методики:

 

Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно  с автором методики В.М. Акименко,  кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Методика была награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издана в компьютерном варианте.
Данная методика представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится специалистом за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью  фиксации логопедом ответов и внесении необходимых комментариев.

  Опыт показал, что использование данной методики   создаёт максимально комфортные условия для работы учителя-логопеда и успешности прохождения обследования ребенком. 

 

По своему усмотрению, я использовала для обследования материалы из методического набора, фиксируя при этом ответы в программе. Вся информация сохранялась и обрабатывалась автоматически. Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей. Также на усмотрение специалиста можно проводить обследование ребёнка по выбранным разделам и отслеживать динамику по конкретно выбранным направлениям.

 

Разделы:
1. Звукопроизношение.
2. Общая моторика.
3. Мелкая моторика.
4. Артикуляционная  моторика.
5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
6. Мимическая мускулатура.
7. Строение артикуляционного аппарата.
8. Фонематическое восприятие.
9. Дыхательная и голосовая функции.
10. Просодические компоненты речи.
11. Слоговая структура слова.
12. Понимание речи.
13. Лексика.
14. Грамматический строй.
15. Связная речь.

 

После выполнения ребёнком каждого задания мною отмечались необходимые признаки, вводились собственные комментарии по каждому упражнению, и оценивалось его выполнение. В зависимости от количества выполненных ребёнком диагностических заданий программа выставляет баллы и определяет уровень развития (от 1-го до 5-го), что автоматически выводится в виде значения на графике. При повторном обследовании можно совместить два графика и отследить динамику развития ребёнка по выбранным разделам. Также это позволяет наглядно продемонстрировать родителям и педагогам результаты коррекционной работы за определенный промежуток времени и увидеть динамику речевого развития каждого ребёнка. Программа также учитывает возрастные особенности детей, предъявляемые задания усложняются по мере взросления ребёнка. Полученные данные автоматически фиксируются, обрабатываются и сохраняются в базе программы, что значительно упрощает работу логопеда по ведению документации. Это программа позволяет не заполнять стандартные речевые карты и писать отчеты.

 

Полученные результаты и выводы:

 
  • Уровневый подход,  реализованный методикой,  существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов логопед имеет возможность  обосновать заключение  в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни));
  • Методика позволяет составлять  схему  индивидуальной коррекционной работы;
  • Специально разработанные таблицы фиксации результатов и возможность их печати значительно упрощают отчетность, позволяют проследить динамику коррекционной работы;
 

Использование данной методики при обследовании речи детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР выявило определённые преимущества по сравнению с традиционными логопедическими методиками обследования речи.

 

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» предоставляет возможность: 

 
  • Повышать мотивацию;
  • Ведения индивидуальных карточек, содержащих анамнестические данные, результаты обследований, а также динамику коррекционного процесса;
  • Автоматического формирования базы данных, сортировки и поиска карточек по заданным параметрам;
  • Проведения поэтапной логопедической диагностики;
  • Фиксации, сохранения и анализа полученных данных;
  • Формирования речевых карт;
  • Формирования графиков индивидуальной динамики речевого развития ;
  • Создания групповых протоколов по результатам обследования;
  • Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики речевого развития, протоколов с данными по группе.
Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.