12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горячева Анжела Вячеславовна236
Россия, Ханты-Мансийский АО, Урай

ФИО: Горячева Анжела Вячеславовна

Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»

Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра, город Урай

Тезис к публикации: Проект «Социокультурные истоки» в ДОУ»». Данный проект будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, реализующим программу «Социокультурные истоки»

Проект «Социокультурные истоки» в ДОУ»»

МБДОУ «Детский сад №21» старшая группа №10 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (педагогами, воспитанниками, родителями) реализуется проект «Социокультурные истоки», который направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Методологической базой проекта является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

Проект «Социокультурные истоки» для старших дошкольников существенно наполняет образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.

Существенной особенностью данного проекта является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Цели: Объединить усилия детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребёнка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задачи проекта:

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость).

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

Развитие первичной рефлексии и идентификации.

Создание условий для формирования адекватной самооценки.

Решение задач по реализации и освоению материала по проекту «Социокультурные истоки» осуществляется как в форме НОД, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (природа, растительный и животный мир, культура и быт).

- «Речевое развитие» (фольклор).

- «Художественно - эстетическое развитие» (музыкальное народное творчество, продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества).

- «Социально-коммуникативное развитие» (продуктивная деятельность на основе народных ремесел).

- «Физическое развитие» (народные игры).

Вариативные формы, методы и приёмы реализации проекта

Формы организации:

- Социально-педагогические проекты: «Семейная мастерская», «Семейное чтение», «Семейные походы», «Семейная гостиная».

- Чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания.

- Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания.

- Православные праздники («Под покровом Божией Матери», «Рождество Христово», «Пасха Христова»).

- Досуговые мероприятия духовно-нравственного содержания (тематические, «День памяти святого ...»).

- Оформление выставок детского творчества («Рождество Христово», «Пасха Красная»).

- Игры духовно-нравственного содержания.

- Взаимодействие с родителями (законными представителями).

- Литературно-музыкальные досуги.

- Музыкально-художественная драматизация.

- Организация творческих выставок.

- Неделя книги.

- Семейные гостиные.

- Семейные мастерские.

- Семейные конкурсы.

Обеспечивая положительный эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества. Особое место в рамках проекта отводится активным формам развития, таким как ресурсный круг и работа в паре, работа в микрогруппе способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребёнком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.

Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребёнка в обществе. Педагог в работе с детьми использует несколько форм общения:

- Деятельностное общение, в которое вступает ребёнок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребёнке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

- Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребёнка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

- Личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно-нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребёнок делиться с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом общении формируются социально-ценностные ориентации ребёнка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем социальной позиции школьника. В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребёнка, как средство воспитания и обучения, как средство социализации. Активные формы образовательной деятельности, реализуемые в проекте «Истоки», развивают в детях способность видеть, слышать, чувствовать собеседника, приходить к согласию, принимать мнение другого, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса.

Виды активных занятий:

1.  Работа в парах.

2.  Работа в четверках.

3.  Работа в микрогруппах.

4.  Работа в ресурсном круге.

Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого воспитанника, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в группе.

Методы и приёмы групповой работы:

1. Присоединительное слово педагога. Эмоциональный заряд.  

2. Использование визуального ряда и музыкального сопровождения (подборка репродукций картин отечественных художников - классиков, классической музыки и детских песен по темам).

3. Разговор - диалог в круге.

4. Совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

5. Обсуждение выхода из проблемных ситуаций героев литературных произведений из книг.

6. Чтение детьми стихов, песенок, потешек наизусть по теме  занятия.

7. Совместные размышления над пословицами и поговорками.

8. Совместная игра. Игровая ситуация.  Игровое упражнение по теме занятия.

9. Использование мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных и художественных фильмов.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу  для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребёнок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.

Аспекты активных форм обучения и воспитания

Каждое занятие выводит ребёнка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Социокультурные истоки».

2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать  и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с педагогом и людьми старшего возраста.

3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.

4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.

5. Социокультурный аспект – позволяет детям осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что воспитанники получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться в обществе.

Содержательный раздел

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:

Игровая деятельность.

Коммуникативная деятельность.

Восприятие художественной литературы.

Самообслуживание и элементы бытового труда.

Конструирование из различных материалов.

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Двигательная деятельность.

Планируемые результаты освоения проекта «Социокультурные истоки»

Планируемые результаты освоения проекта представляют собой целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры

Целевые ориентиры проекта базируются на ФГОС ДО. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Критерии достижения целевых ориентиров в группе старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Содержательный аспект качества образования

Ребёнок должен иметь представления:

Об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, о его качествах.

О необходимости послушания старшим людям, о правилах жизни в среде сверстников.

О реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

О необходимости проявления доброго согласия в жизни.

О дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств, о добрых делах, их значении.

О мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах, о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.

Коммуникативный аспект качества образования

Ребёнок проявляет:

Речевые умения: понятно ведет диалог с педагогом, выражает собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного, понятно и грамотно выражает свои мысли, умеет высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.

Социально-психологические умения: выступает и поддерживает разговор, беседу со сверстниками и взрослыми, слушает и слышит, считается с мнением других, вступает в общение на нравственные темы.

Психологические умения: проявляет эмоции в общении, эмпатию к сверстникам, взрослым, снижает излишнее напряжение в общении.

Нормы речевого этикета: использует нормы речевого этикета при высказывании своего мнения, использует ситуативные формы приветствия, высказывает просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие.

Умение использовать невербальные средства общения: использует интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность, смех, шум, аплодисменты, жест, мимику, взгляд, движения, выбирает дистанцию общения и пространственное расположение.

Управленческий аспект качества образования

Ребёнок:

Управляет собственной деятельностью, деятельностью пары.

Делает нравственный выбор, принимает решение, за которое отвечает.

Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом и родителями, соблюдают правила общения в ресурсном круге, в паре и в микрогруппе.

Действует по образцу и инструкции педагога в книгах для развития.

Представляет собственное решение в ресурсном круге, совместное решение пары, группы.

Структурирует время, выделенное для выполнения задания.

 Проявляет настойчивость и самостоятельность в достижении цели.

Психологический аспект качества образования

Эмоционально-чувственная сфера ребёнка

Ребёнок:

Распознает эмоции других людей.

Проявляет внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность к родным и близким, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы, проявляет послушание, правдивость и ответственность.

Проявляет чувства благодарности, радости.

Проявляет положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям.

Проявляет общительность, открытость, активность, самостоятельность, терпение.

Социальное развитие ребёнка

Ребёнок проявляет:

Мотивацию взаимодействовать со сверстниками, педагогом и родителями в активных формах обучения (в ресурсном круге, в паре, в микрогруппе).

Мотивацию совместно со сверстниками и взрослыми достигать значимых социокультурных результатов, развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия.

Психологическое развитие

Ребёнок проявляет:

Природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всем его многообразии.

Интерес к познанию внешнего и внутреннего, душевного мира в совместной со взрослым деятельности.

Социокультурный аспект качества образования

Ребенок:

Проявляет доброжелательность, заботу, доброту по отношению к окружающим, к героям литературных произведений.

Проявляет внимательное, заботливое отношение к миру природы.

Проявляет уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.

Проявляет дружеские чувства, чувства внимания, уважения, доверия, сострадания.

Проявляет послушание, навыки доброжелательного и добродетельного поведения: сочувствие, сопереживание, сорадование в радости.

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед семьей, педагогом, группой сверстников.

Усвоил первый социокультурный опыт нашего народа.

Способен на самоопределение и самоидентификацию.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (ч.2 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится на основе итоговых и промежуточных результатов освоения проекта. Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Достижение планируемых результатов

Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по проекту носит интегративный характер. Все занятия по проекту позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству).

Для достижения планируемых результатов, учитывая возрастные особенности детей, предлагается перспективное планирование реализации проекта, где представлены основные духовно-нравственные категории развития детей, направления  образовательной деятельности с ними.

Заключение

Работая по проекту «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребёнок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребёнок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Существенной особенностью проекта «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Используемая литература

1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 224 с.

2. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 160 с.

3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 216 с.

4. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.