12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кололеева Елена Викторовна4027 Стаж работы в школе - 30 лет. Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск Материал размещён в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.» |
Притчи на уроках обществознания
Притчи на уроках обществознания
Притча – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее моральное поучение в иносказательной форме. Притча – это мудрость, которая подается в простой форме, это - неисчерпаемый ресурс жизненных историй, дающих нам повод для размышления о смысле человеческой жизни. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи, включить в разговор всех ребят. Мораль притчи учитель предлагает сформулировать ученикам. Притча может стать отправной точкой в разговоре, может подытоживать его или «повернуть» разговор в нужное русло, т.е. что работа с притчами возможна на любых этапах урока. Моим ученикам очень нравится инсценировать притчи. В таблице приведены примеры притч, используемых автором в работе, и дающих ожидаемый результат.Примечание:
1. Темы, выделенные курсивом, изучаются при работе с УМК «Обществознание» (5-9 классы), А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, издательство «Дрофа»
2. Остальные темы изучаются при работе с УМК «Обществознание. 6-11 классы», авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., издательство «Просвещение»
притча | темы уроков |
Маленький фонарщик В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом. Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: “Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно”. На что он ответил: “Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет”. Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно. | Мораль, её категории. Добро и зло – главные понятия этики. Моральный выбор – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Что главное в человеке? (7 класс) |
Двадцатый верблюд У одного шейха было три сына. Перед смертью он пригласил их к себе и сказал, что в наследство оставляет им девятнадцать верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему – четверть, а младшему – одну пятую часть наследства. Спустя некоторое время старик умер. Сыновья начали делить верблюдов. Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни на четыре, ни на пять! А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали мудреца, который должен был решить эту задачу. Мудрец сказал: “Сложный вопрос. Ну, ладно… Я одолжу вам одного верблюда, и их станет двадцать. Тогда старший сын получит половину, то есть десять верблюдов. Средний – четверть, то есть пять. Младший – пятую часть, то есть четыре верблюда. И останется один верблюд, которого я забираю обратно”. И мудрец уехал. | Конфликт, его структура функции, динамика. Поведение личности в конфликте. Социальные отношения и взаимодействия. |
Счастливый рыбак Капиталист был шокирован, увидев, что какой-то рыболов разлегся возле лодки и курит трубку. – Почему ты не ловишь рыбу? – спросил богач. – На сегодня я уже наловил достаточно. – А почему бы тебе не наловить еще больше? – А что я буду делать с лишней рыбой? – Заработаешь больше денег. Ты сможешь купить себе мотор для лодки, чтобы заплывать дальше в море и ловить еще больше рыбы. Затем ты сможешь купить себе нейлоновую сеть, поймать еще больше рыбы, заработать еще больше денег. Потом у тебя будет возможность купить уже две лодки... и даже целую армаду лодок. Ты станешь таким же богатым, как и я. – А что будет потом? – Ты по-настоящему начнешь наслаждаться жизнью. – А чем, по-твоему, я занимаюсь сейчас? | Цель и смысл жизни человека. Ценностные ориентиры личности. Рыночные отношения в экономике. |
Мир - это большое зеркало... | Социальные отношения и взаимодействия. Почему люди улыбаются друг другу? (6 класс) |
Отзывчивые спортсмены Рассказывают, что на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал. Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться, поцеловала и сказала: - Все скоро заживет. И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию. Весь стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они точно не имели недостатка в отзывчивости и сострадании. Эти спортсмены показали всему Миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное - помочь другим победить, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление. | Моральные знания и практическое поведение. Ценностные ориентиры личности. Прогресс, критерии прогресса. Что такое равнодушие и как помочь ближнему? (6 класс) Что главное в человеке? (7 класс) О совести (7 класс) |
Притча о добре и зле. Какой волк победит? Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. | Мораль Добро и зло – главные понятия этики. |
Притчи в разговоре с учащимися и родителями
по материалам журнала «Классное руководство и воспитание школьников»
издательский дом «Первое сентября»
Название притчи | ссылка на номер журнала | затрагиваемая проблема, мораль | тематика бесед деление тем на «детские» и «взрослые» условно | |
с учащимися | с родителями | |||
Скрипка Страдивари. | № | - Умеем ли мы замечать и ценить красоту в будничной суете? - Темп современной жизни. - Ценности современного общества. | - О смысле жизни. - Мир, в котором я живу. | - О недостатке родительского внимания к детям. - Общение с детьми. - Совместный отдых. - Что значит быть хорошим отцом? |
Счастливый рыбак. | № | - Что человеку нужно для счастья? | - О смысле жизни. - Поговорим о деньгах. - Планы на будущее. - Зависит ли будущее от меня? | - Дети и деньги. - Жизненные цели. |
Бизнесмен и рыбак. | № 20/2010 | |||
Лабиринт | № 16/2009 | - Взгляд на проблему. - Как отыскать правильное решение. | - Конфликты и пути их разрешения. - А если не получилось?.. Что дальше? | - Как помочь ребенку стать успешным? |
Сильный ослик | № 21/2010 | - Помощь слабому. - Милосердие. | - Мир, в котором я живу. - Я среди людей, люди вокруг меня. - Будь нетерпим к грубости и черствости, не будь равнодушным. - Милосердие… Нужно ли оно в наше время? | |
Расстояния | № 20/2009 | - Учимся слышать друг друга. | - Радость общения. - Есть слова пострашнее, чем порох. | - Учимся строить отношения. - Конфликты и пути их разрешения. |
Совет Сократа/ Три сита | № 2/2012 № 20/2009 | - Общение как обмен информацией. - Общение как взаимодействие. - Общение как взаимопонимание. | - Конфликты и пути их разрешения. - Радость общения. - Есть слова пострашнее, чем порох. | |
Восемнадцатый верблюд | | - Любую задачу можно решить. - Взгляд на проблему. - У одной проблемы может быть несколько путей решения. | - Конфликты и пути их разрешения. - Как отыскать правильное решение. | |
Мгновение гнева | - Не делай из мухи слона. - Не ищи проблему там, где ее нет. | - Как научиться быть терпимее к другим людям. - Конфликты и пути их разрешения. | ||
Маленький фонарщик | | - Каждый человек в этом мире ценен. - Каждый человек на земле дополняет другого. | - Мир, в котором я живу. - Я среди людей, люди вокруг меня. - Не будь равнодушным. - Поговорим о толерантности. - Как научиться быть терпимее к другим людям. - Как строить отношения с теми, кто на нас не похож? | - Как воспитать в ребёнке толерантность? |
Золотые окна | | - Многое зависит от того, как мы смотрим на мир. - Будьте рады тому, что у вас есть. - Все, что у нас есть, это прекрасно. | - Мир, в котором я живу. - Жить здорово. | |
Ничегонеделанье. | № 20/2010 | Мы часто видим не то, что есть на самом деле, а то, что мы хотим видеть. | - Идеальный ребенок. Ребенок глазами родителей. - Как родители могу помочь своему ребёнку стать успешным? - Доверие и откровенность. - Общение с детьми. - Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его? - Имеет ли ребёнок право на собственный выбор? - Почему свой ребенок становится чужим? - Что значит быть хорошим отцом? | |
Дорога к дому | № 23/2010 | - Критикуйте не других, а себя. - Приложи усилие, чтобы стать счастливым. | - О друзьях и дружбе. - Мир, в котором я живу. - Я среди людей, люди вокруг меня. - Моя малая Родина. | |
Окно в мир. | № 19/2009 | В каждом из нас есть добро и зло. Что победит – зависит только от нас. - Всеми силами старайтесь помогать другим. Если не можете доставить радость, хотя бы не вредите. | - Черно-белый мир. - Добро и зло. - Будь нетерпим к грубости и черствости, не будь равнодушным. | - Милосердие… Нужно ли оно в наше время? - Умеем ли мы прощать? |
Одуванчики. | № 2/2011 | - Взгляд на проблему. - Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. | - А если не получилось?.. Что дальше? - Мир, в котором я живу. | - А если не получилось?.. Что дальше? |
Жизнь ради детей. | № 6/2011 | - Отношение к жизни. | - Как родители могу помочь своему ребёнку стать успешным? - Личный пример родителей. - Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. | |
Помоги себе сам. | № 4/2012 | - Постарайтесь быть счастливыми. | - Жизненные цели. - Что в жизни зависит от меня? | - Характер моего ребенка. |
Зреющие плоды. | № 22/2009 | - Мы получаем от жизни то, во что верим. - Поддержи и помоги! - Будь глухим, когда люди будут тебе говорить, что твои мечты несбыточны. - Когда я научусь плыть против течения – я смогу плыть по течению, обгоняя его! | - Жизненные цели. - Как подготовиться к экзаменам. - О трудностях учения. - А если не получилось?.. Что дальше? - Планы на будущее. | - Преодоление трудностей в юношеском возрасте. |
Два брата. | № 11/2011 | - Даже имея одинаковые стартовые возможности, люди часто приходят к разному результату. - Каждый идет навстречу той судьбе, которую выбрал себе сам. | - Жизненные цели. - Зависит ли будущее от меня? | |
Безнадежная ссора. | № 11/2011 | - Всё происходящее вокруг нас - отражение наших собственных мыслей и чувств. - Улыбнись встречному, он ответит тебе тем же. - Когда мы вредим другим – вредим себе, когда делаем другим добро – делаем добро себе. | - Мир, в котором я живу. - Конфликты и пути их разрешения. - Черно-белый мир. | - Трудности адаптации к школе. |
Ведро с яблоками. | № 3/2012 | - Кто чем богат, тот тем и делится. - Если мы хотим иметь прекрасный сад, надо вырастить его. | - Конфликты и пути их разрешения. - Черно-белый мир. - Умеем ли мы прощать? | - Личный пример родителей |
Чашки кофе. | № 9/2012 | - О смысле и ценностях жизни. | - Я среди людей, люди вокруг меня. - Что значит быть успешным? |