Методика выбора и планирования маршрута обучающимися в рамках проектной деятельности в туризме
Авторы:
Ананьева Мария Викторовна, педагог доп. образования ДДТ «Фонтанка-32»
Ананьев Юрий Сергеевич, педагог доп. образования ДДТ «Фонтанка-32»
Туризм как форма образовательной деятельности играет важную роль в развитии личности, формировании навыков самостоятельности, ответственности и командной работы. Одной из ключевых задач педагога в туристско-краеведческой деятельности является вовлечение обучающихся в процесс планирования и разработки маршрутов. В данной статье рассматривается методика, позволяющая воспитанникам самостоятельно выбирать и разрабатывать маршруты, что способствует их личностному росту и развитию профессиональных компетенций в области туризма.
Всё началось с идеи, которую я услышал от коллег – Владимира Фёдорова и Елены Мельниковой. Они рассказывали, как в их турклубе «Восьмерка» каждый февраль проходит конкурс «Предложи поход»: ребята предлагают идеи маршрутов, а лучшие из них воплощаются летом. Эта практика показалась мне настолько ценной и, что я решил внедрить её в свою работу. За последние 10 лет у меня самого набрался некоторый опыт помощи ребятам в разработке их собственных походов. В этой статье хотелось бы им поделиться. Поэтому цель статьи – детально описать методику, включая её этапы, практические приёмы и реальные кейсы, а также проанализировать, каким образом самостоятельный выбор маршрутов влияет на мотивацию, социализацию и долгосрочные цели участников.
Основная цель методики – предоставить воспитанникам возможность самостоятельно выбирать и разрабатывать маршруты для походов. Воспитанники турклуба, начиная с первого года обучения, могут предлагать свои походы. Это позволяет не только повысить их вовлечённость в процесс, но и развить важнейшие компетенции, необходимые для младшего инструктора по туризму.
Ключевые задачи методики:
Развитие навыков самостоятельного выбора вида туризма, района и маршрута
Формирование умения работать в команде и принимать коллективные решения
Обучение основам штурманства и планирования походов
Развитие ответственности и умения учитывать ограничения (нормативные, финансовые, временные)
Важно, чтобы произошла передача инициативы воспитанникам. Педагог в этом случае выступает не как руководитель, а как наставник, который помогает структурировать процесс, но не навязывает решения.
Нюансы, которые необходимо учитывать:
Свобода выбора в рамках возможного. Дети определяют вид туризма (пеший, водный, горный), регион (от Ленинградской области до Алтая) и сложность маршрута, учитывая нормативные ограничения и бюджет.
Постепенное обучение планированию. Младшие группы, как правило, начинают с маршрутов выходного дня, где учатся составлять треки, выбирать места стоянок и интересные места для посещения. Старшие – готовы сразу разрабатывать многодневные походы.
Интеграция мечты в обучение. Даже нереализованные идеи, такие как пеший поход по Норвегии или велопоход вокруг водопада Виктория, остаются в «копилке» клуба, мотивируя детей на дальнейшее развитие.
Мечта о водопаде Виктория Одна из воспитанниц турклуба «Восьмёрка» предложила смелую идею – совершить велопоход 2 к.сл. вокруг водопада Виктория. Воплотить в жизнь такой маршрут в реалиях нашей системы образования очень маловероятно. Однако стоит поддержать воспитанницу: пусть мечта останется с ней, ведь подобные цели могут стать реальностью во взрослой жизни. Даже «невозможные» мечты стоит сохранять – они могут осуществиться позже. |
Теоретическая подготовка
Это та база, без которой трудно будет действовать дальше в рамках данной методики. На начальном этапе проводятся занятия по штурманству, видам туризма, особенностям различных районов и правилам спортивного туризма. Здесь важно не просто рассказать о видах туризма или правилах безопасности, а дать воспитанникам инструменты для самостоятельной работы. Где найти отчёты по интересующему району? При помощи каких программ удобнее всего планировать маршрут? Какие сайты, каналы и сообщества вдохновляют на путешествия в определенные места своими красочными видеороликами и увлекательными рассказами? Всё это – лишь часть вопросов, которые необходимо затронуть на первом этапе.
Практические выезды на выходных – например, в Карелию или Ленинградскую область – помогают закрепить теорию. Ребята учатся видеть, как маршрут строится: согласно какой логике были выбраны места ночёвок, как учитывались перепады высот, какие возникали сложности. Таким образом, воспитанники получают базовые знания и навыки, необходимые для разработки маршрутов.
Встреча-планирование
Это – ключевой этап реализации методики. На этом этапе рождаются идеи и формируются команды активных ребят, которые будут разрабатывать маршруты. На встрече важно обсудить: в походы какой категории сложности группа может позволить себе пойти, исходя из туристского опыта ребят, какие есть ограничения по датам похода, бюджету, удалённости района, какими ресурсами можно пользоваться (библиотеки отчётов, «Wikiloc» и другие). Ребята предлагают варианты – кто-то мечтает о велопоходе по Карелии, кто-то – о пешем маршруте на Алтае. Иногда фантазии выходят за рамки возможного, как в случае с Норвегией, но даже такие идеи мы не отметаем, а добавляем в «копилку мечты». Важно, чтобы каждый почувствовал, что его голос услышан.
По итогу обсуждений возникает некоторый консенсус по одному-двум предпочтительным видам туризма и по нескольким районам, которые ребята хотят и планируют посетить. Под конец этой встречи обязательно задаётся вопрос: «Кто бы хотел заняться разработкой маршрута?» Как правило, откликаются несколько активных участников (в нашей практике от одного человека до двух третей группы). Если ребят много, они делятся на команды. А дальше наступает следующий этап – разработка маршрута по командам.
Разработка маршрутов
Это, пожалуй, самый сложный этап работы. Здесь начинается вдумчивая работа ребят над своими проектами, и педагогу необходимо уметь ее поддерживать. Чем младше группа, тем больше на этом этапе необходимо вкладываться педагогу: чаще отвечать на вопросы, давать советы, спрашивать о готовности и стимулировать, задавать дедлайны. С менее опытными ребятами необходимо проводить дополнительные встречи по разработке маршрутов – это позволяет им сосредоточится на деле и стать более продуктивными.
Остановимся здесь подробнее и перечислим, какими практическими приемами можно пользоваться для того, чтобы помочь ребятам разрабатывать свои маршруты.
Практические приёмы помощи воспитанникам:
Для успешной реализации методики используются следующие приёмы:
Мозговой штурм — для генерации идей на начальных этапах. Позволяет определиться с районом маршрута.
Структурирование процесса — разделение процесса разработки маршрута на этапы. На каждом этапе выдаем конкретные инструкции и задания, которые воспитаннику будет не сложно выполнить.
Отработка навыков на маршрутах выходного дня — предлагаем разработать и пройти короткие маршруты на выходных. Здесь можно сформировать необходимые компетенции для длинных маршрутов.
Использование отчётов — предложить составить свой маршрут на основе 2-3 отчётов по схожим маршрутам.
Встречи с профессионалами — организовать встречу с опытными туристами, знающими район. Наш разработчик в беседе с другим человеком может составить свой маршрут, пользуясь его советами и указаниями.
Олег и неожиданный маршрут в Кузнечном Олег, один из наших воспитанников, мечтал пройти неизведанный маршрут в районе Кузнечного. Педагог организовал ему встречу с Александром Шумским — опытным организатором соревнований по рогейну, который хорошо знал местность и буквально на днях провел соревнования в этом районе. Вместе они разработали уникальный маршрут с живописными стоянками и интересными участками, которые даже руководитель группы раньше не посещал до этого. Этот опыт не только обогатил программу похода, но и вдохновил ребят на поиск нестандартных решений. |
Презентация маршрутов
Необходимо сделать анонс встречи, на которой будет презентация маршрутов. Перед самой встречей важно напомнить всем о критериях оценки походов:
Желанность. Это понятный критерий. Стоит выбирать то, к чему лежит душа.
Проработанность. Плохо проработанный маршрут в интересном месте может стать худшим маршрутом в жизни.
Хватит ли нам ресурсов? Хватит ли сил пройти маршрут? Хватит ли денег? Достаточно ли у нас времени?
Затем команды представляют свои маршруты. Важно, чтобы в процессе голосования все участники были на равных и каждый мог высказать своё мнение. В результате большинством голосов группа выбирает один маршрут, который будет реализован.
Подведение итогов похода
После завершения похода проводится заключительный этап — подведение итогов. На этом этапе оцениваются сильные стороны маршрута, обсуждаются возможные доработки и предлагаются новые идеи для будущих походов.
Этот этап важен для того, чтобы воспитанники могли проанализировать свой опыт, понять, что у них получилось, а что можно улучшить. Кроме того, это помогает сформировать уважение и признание к разработчикам маршрутов и в дальнейшем мотивирует других ребят брать на себя инициативу по разработке своих маршрутов.
Регулярное применение данной методики позволяет достичь значительных результатов.
Витя и его вклад в группу
Витя – человек интровертного склада, тихий и скромный подросток, который с трудом находил общий язык со сверстниками. Но он нашёл себя в разработке маршрутов. Несмотря на сложности в общении, Витя несколько лет подряд создавал интересные маршруты, по которым ходила группа. Со временем ребята начали ценить его труд. Его вклад в общее дело стал ключом к признанию в туристском клубе.
Методика выбора и планирования маршрутов является эффективным инструментом для развития самостоятельности и инициативности обучающихся в рамках проектной деятельности в туризме. Она позволяет не только получить практические навыки планирования походов, но и развить важнейшие компетенции, необходимые для успешной работы в команде и принятия ответственных решений.
Можно выделить следующие практические результаты применения методики:
У воспитанников развиваются навыки самостоятельного планирования и принятия решений
Возникает уважение и признание к разработчикам маршрутов
Некоторые маршруты ребята в будущем защищают как свои проекты в школе
У каждой группы возникает своя траектория роста в туризме, что способствует развитию индивидуального подхода к обучению
Разработка своих маршрутов становится групповой нормой, что повышает общий уровень подготовки и вовлечённости участников
Эмоциональная вовлечённость. Участие в разработке маршрута повышает мотивацию и вовлечённость воспитанников, так как они чувствуют ответственность за свой проект и осознают ценность их мнения
Ну и в конце хотелось бы еще раз подчеркнуть, что регулярное применение этой методики способствует формированию у воспитанников уважения к труду других, умения анализировать свои действия и предлагать новые идеи, что делает её важной частью образовательного процесса в туризме.