МЕТОДИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МЕТОДИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главная задача урока по окружающему миру:
формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений;
формирование представления о месте и роли в нём человека;
развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
Урок окружающего мира строится в рамках деятельностного подхода.
К урокам окружающего мира предъявляют следующие требования:
учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников;
содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихся, необходимо дифференцировать индивидуальные задания;
следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде, видеосюжеты, презентации;
необходимо проводить систематическую работу по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий;
во время урока необходимо использование местного краеведческого материала.
Примерный алгоритм подготовки учителя к проведению урока:
На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум (он указан в программе, в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения, которые относятся к изучаемой теме). Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить».
На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов. Эти основные вопросы учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей.
Учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предварительно обсудить с детьми, о чём они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.
ФГОС НОО предъявляет одинаковые требования к типам уроков в начальной школе.
Типология уроков по окружающему миру сходна с другими предметами:
урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;
урок отработки умений и рефлексии;
урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);
урок развивающего контроля.
Но учитывая специфику и интегрированный характер учебной дисциплины, именно по этому предмету целесообразно, как разновидность, выделить вводные и предметные уроки.
Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.
Основные дидактические цели таких уроков:
установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания;
сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках;
познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике;
возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу).
Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа.
Цели предметного урока:
добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы;
развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.
Такими естественно-научными исследованиями выступают опыты, наблюдения, практикумы, творческие и практические работы.
Урок может проводиться в различных формах, как традиционных, так и нетрадиционных. Практика показывает, что нетрадиционные уроки имеют большой успех в начальной школе.
Возможные формы проведения урока окружающего мира: урок-игра; урок-путешествие; урок-встреча; урок-экскурсия; урок-поиск; урок-устный журнал; урок-дискуссия; творческая мастерская и т.д.
Кроме урока, применяются другие формы организации учебной деятельности - экскурсии, утренники, праздники, инсценировки, выставки, спектакли, игры, фестивали, конкурсы, студии, клубы.
Для качественного проведения занятий целесообразно правильно подбирать необходимые средства обеспечения освоения предмета:
учебники «Окружающий мир», программы, методические рекомендации к программам, разработки, диски;
реальные предметы и объекты природы (фрукты, овощи и пр.);
модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.);
коллекции минералов, растений;
таблицы, схемы;
методические наглядные пособия;
дидактические игры;
картографический материал и др.
Методология урока окружающего мираУроки окружающего мира в начальной школе отличаются от уроков других предметов. На уроках окружающего мира учащиеся получают знания, умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких предметов, как: география, биология, химия, физика, астрономия, история. Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны естественным наукам. Прежде всего, это относится к непосредственным наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений и экскурсий, выполнение опытов и практических работ на местности позволяют с успехом использовать на уроках окружающего мира разнообразные технические средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные пособия, телевизионные и радиопередачи.
В основе методики построения урока окружающего мира лежит проблемно- поисковый подход. Учитель подбирает наиболее продуктивные методы.
Практические методы: наблюдения, опыты, практические работы, исследования, творческие задания, дидактические игры и др. Обязательными структурными элементами урока окружающего мира выступают: наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи и т.д. Это дает возможность организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества. Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:
окружающий мир реально существует и познается человеком;
предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
окружающий мир постоянно изменяется.
Опыт – это способ изучения предметов и явлений природы в специально созданных искусственных условиях. Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он - основной источник знаний. При закреплении - показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. При подготовке к проведению опыта следует провести четкую инструкцию по технике выполнения опыта с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать. Как усвоили дети порядок проведения опыта можно проверить при помощи специально подготовленных вопросов. Обязательным условием является своевременная раздача принадлежностей для проведения опыта и контроль процесса выполнения задания. Помним, что опыты, как и наблюдения, могут проводиться индивидуально, в парах и группах.
Интерактивные методы: мозговой штурм, ролевые игры, ситуационный анализ, микрофон, синтез идей, интерактивная экскурсия и т.д.
Проблемные методы: проблемная ситуация, побуждающий диалог, эвристическая беседа, ситуация успеха, творческое задание и др.
Важное место отводится наглядным и словесным методам обучения. Среди словесных методов используются беседа, рассказ, обсуждение,
работа с текстом учебника, ответы на вопросы и т.д. Сущность наглядных методов обучения состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации и демонстрации как наглядное пояснение. Для нашего предмета важны: иллюстрации, коллекции минералов и растений, муляжи овощей и фруктов, таблицы, схемы, картографический материал, глобус, компас и пр.
При построении урока обращается внимание на мотивацию учебной деятельности и актуализацию знаний. Далее важны постановка проблемы и совместный поиск путей ее решения. Выполняются задания, которые сначала оказались непосильными для решения. Проводится коррекция, т.е. проверяется решение, выявляется, все ли справились с заданием. Затем проводится самостоятельная работа с использованием полученных знаний и работа по их систематизации. Уделяется внимание подаче домашнего задания и его объяснению. Важным этапом урока является оценивание (самооценка, взаимооценка). В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности.