Урок музыки в 4 классе на тему «Между разных народов мира нет переходимых границ»

2
1
Материал опубликован 23 November 2020

Технологическая карта Евдокимовой Галины

Класс: 4

Содержательне линии: «Музыкальные картины мира»

Тема урока: «Между разных народов мира нет переходимых границ»

Тип урока: Обобщение знаний

Вид : урок-путешествие

Цель:  овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки,         

--конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов, национальном костюме

Воспитательные:

-помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- привитие уважения к культуре русского народа, культуре народов других  стран, развивать чувство толерантности

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на  музыку, музыкально-исполнительские навыки

-развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;


Методы и приёмы:

словесная группа методов (беседа, рассказ);

наглядно-зрительная группа методов (слайды);

методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);

слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом);

метод обобщения, закрепления;

методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве;

информационно-коммуникационные методы;

проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.







Музыкальный материал: 

Русская народная песня «Барыня»

Звук моря

Фонограмма песни «Арго»

«Тирольский» вальс

Лезгинка

Полька

Ламбада

«Полонез» Ф. Шопен

Чешская полька


Техническое и материальное обеспечение: 

Компьютер, мультимедийный проектор

Фортепиано, музыкальный центр

Музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубен, румба, маракасы)

Дидактический материал, иллюстрации, элементы национального костюма, презентация к уроку «Танцы народов мира


Планируемые результаты:


Личностные:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

Познавательные

уметь сравнивать, анализировать и делать выводы, выделять существенные признаки в музыке разных народов;

внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

коммуникативные

Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.

осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные

уметь доказывать своё мнение, оценивать свою работу, уважительное отношения к мнению товарища и культуре других народов;

самостоятельно решать поставленную проблему

Предметные:

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.


Информационные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс–М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 4 класс. М. :Просвещение, 2014.

Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).

Рабочая учебная программа по музыке 4-5 класс / В.И.Мячева, 2015. – 14с.


Используемая методическая литература: 

«Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы» Методическое пособие с электронным приложением.;

Автор-составитель Золина Л.В.; Издательство «Глобус», 2009

Используемые ЦОР: 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Цифровые образовательные ресурсы. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

scorlovka.tomsknet.rudokument/muzika.rtf

http://orpheusmusic.ru/search/

http://www.openclass.ru/node/356083









Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организ. Момент

Звучит фонограмма песни  «Арго»

Звенит звонок! Вы все в порядке?

Я вас приветствую, ребятки!

Музыкальное приветствие

тема нашего урока «Танцы народов мира»

Пусть на нашей огромной планете

Дружит музыка, танец и дети!

Музыкально приветствуют учителя

К. Ориентироваться на позицию партнёра в общении.

Р. Организовывать свои действия.

Актуализ.

Опорных

знаний

- Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос:

«Что может объединять всех людей на земле?»

- Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей.

- А почему именно музыка объединяет людей?

-Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию, открывает путь к Богу.

-Что же такое музыка?

Музыка – это сочетание звуков, объединенных в ритмическую последовательность. Эти звуки может издавать человеческий голос, музыкальный инструмент и даже сама природа.

В руках учителя глобус

Хотите отправиться в увлекательное путешествие, побывать в разных странах?

Фонограмма песни «Арго» Вы слышите плеск волны? А значит,  какой вид транспорта нам подойдёт для путешествия?

У каждого народа планеты Земля своя музыкальная культура, танцы.)

Иллюстрации танцев разных стран

Посмотрите, какие они разные, но у всех танцев есть общие черты. И чтобы наш корабль не потонул, давайте назовём эти черты.

Давайте назовём 

Слайд 5

Опускают таблички  на дно корабля. Итак, наш корабль готов к отплытию! Выбирают капитана (самого активного ученика). Учитель надевает на голову капитана фуражку, даёт свисток.

Звучит музыка моря.


Музыка


Это общий язык всех людей








Дети выбирают из трёх предметов (самолёт, автомобиль, корабль) 


Танец – это:

музыка, движение,  ритм,  акценты, настроение


(проговаривание слов

П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.

Владеть диалогической формой речи.

Л. Формировать интерес к обучению.


Комплекс.

применение и систематиз.знаний.


Пока корабль  плывёт,  назовите танцы уже известные вам.

У ребят на парте лежат таблички с названиями танцев. Проговаривают слова с названиями танцев хором (коррекционная работа)

В какую страну мы приплыли? Показ расположения  стран на глобусе (учитель)

1. Во время звучания музыки надо определить танец и поднять табличку с названием.  В какую страну мы приплыли? Страны Латинской Америки (показ на глобусе)

2. Подобрать табличку с характером музыки танца

Задание «Третий лишний»

Слайд 6

(работа в группах) 

убрать ненужное слово

1. «Ламбада» - латиноамериканский  танец

  Певуче,  быстро, зажигательно

2.Танец «Лезгинка» - кавказский танец  Страны Кавказа

  (иллюстрация на компьютере)

   Гордо, плавно,  с акцентами

3. Вальс «Тирольский» Германия

 Иллюстрация танца

Плавно,  отрывисто, медленно

4.Танец «Полонез» Ф.Шопена  Польша

 (портрет композитора)

Торжественно,  плавно, маршеобразно

5.Танц «Полька» - чешский народный танец

 (иллюстрация танца) Чехия

  Легко, быстро, медленно

6.Танец «Барыня» - русский народный танец

  (Иллюстрация танца) Россия

 Задорно, весело, тяжело


Учитель: Молодцы, ребята! Вы все отгадали! А ещё мы доказали, что музыка объединяет людей, помогает сдружиться. Мы живём в России,  а исполняли танцы других народов.

Когда люди танцевали, они напевали мелодию, поэтому многие танцы стали песнями.


Мы живём в России, и чтобы  продолжить традиции наших дедов, с любовью разучиваем песни и танцы нашего народа. А какие русские народные инструменты мы знаем?  

Ну-ка,  ребятки, отгадайте загадки!


Загадки о  русских народных музыкальных инструментах

Названия музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов (учащиеся читают с компьютера загадки, проговаривают хором ответ)

А теперь,  давайте,  сами организуем оркестр.

(учитель раздаёт ложки, трещотки, бубны, треугольники, румбу, проговаривая хором названия музыкальных инструментов)

Посмотрите, с каким настроением играют ребята в оркестре!

Видеофрагмент «Во поле береза стояла»

Исполнение в ансамбле  с учителем










Активно участвуют в отгадывании










































Познавательная:

извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания.

Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках


Исполнение с пением и игрой на музыкальных инструментах

«Во поле береза стояла»

Коллективно-исполнительская деятельность

Личностные:        

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.

Предметные:

-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.


Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятел.


Как вы думали все ли у нас сегодня получилось сделать?


Посмотрите на слайд, и ответьте на вопросы.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…


Личностные:

Ответственность за результаты. Развитие позитивной самооценки и самоуважения

Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Познавательные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

Рефлексия

Что мы сегодня доказали на уроке?



А ещё танец нас подружил, ведь мы исполняли танцы разных народов мира, узнали о народном костюме, народной музыке.

Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?

-Для чего мы танцуем?

-Всё ли вам удавалось легко?

-Может танец подружить людей?


Прием «Два смайлика»

Дети поднимают смайлик с грустным или весёлым выражением

Мы сегодня  с вами хорошо поработали. Выставление оценок.

 Вы все старались,  отвечали.

Желаю жить вам без печали!

А корабль наш пусть плывёт и находит новых друзей!

Танец – это движение, здоровье, музыка, настроение!















Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Личностные:

- формирование основ уважительного отношения к культуре разных народов;

Предметные:

-формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Регулятивные: умение оценивать свое исполнение,  используя критерии оценивания

Домашнее задание

Дома  вы подготовите  книжки – малышки о танцах и песнях народов  нашей планеты. (Картинки костюма,  тексты песен, рецепты блюд национальной кухни)

Звучит фонограмма песни «Арго»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здорово! Интересный урок получился!

23 November 2020