Урок музыки в 4 классе на тему «Между разных народов мира нет переходимых границ»
Технологическая карта Евдокимовой Галины
Класс: 4
Содержательне линии: «Музыкальные картины мира»
Тема урока: «Между разных народов мира нет переходимых границ»
Тип урока: Обобщение знаний
Вид : урок-путешествие
Цель: овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;
Образовательные:
-расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки,
--конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов, национальном костюме
Воспитательные:
-помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- привитие уважения к культуре русского народа, культуре народов других стран, развивать чувство толерантности
Развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки
-развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ);
наглядно-зрительная группа методов (слайды);
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);
слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом);
метод обобщения, закрепления;
методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве;
информационно-коммуникационные методы;
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
Музыкальный материал:
Русская народная песня «Барыня»
Звук моря
Фонограмма песни «Арго»
«Тирольский» вальс
Лезгинка
Полька
Ламбада
«Полонез» Ф. Шопен
Чешская полька
Техническое и материальное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор
Фортепиано, музыкальный центр
Музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубен, румба, маракасы)
Дидактический материал, иллюстрации, элементы национального костюма, презентация к уроку «Танцы народов мира
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Познавательные
уметь сравнивать, анализировать и делать выводы, выделять существенные признаки в музыке разных народов;
внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
коммуникативные
Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.
осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные
уметь доказывать своё мнение, оценивать свою работу, уважительное отношения к мнению товарища и культуре других народов;
самостоятельно решать поставленную проблему
Предметные:
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 4 класс. М. :Просвещение, 2014.
Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).
Рабочая учебная программа по музыке 4-5 класс / В.И.Мячева, 2015. – 14с.
Используемая методическая литература:
«Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы» Методическое пособие с электронным приложением.;
Автор-составитель Золина Л.В.; Издательство «Глобус», 2009
Используемые ЦОР:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Цифровые образовательные ресурсы. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.
scorlovka.tomsknet.ru›dokument/muzika.rtf
http://orpheusmusic.ru/search/
http://www.openclass.ru/node/356083
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организ. Момент | Звучит фонограмма песни «Арго» Звенит звонок! Вы все в порядке? Я вас приветствую, ребятки! Музыкальное приветствие тема нашего урока «Танцы народов мира» Пусть на нашей огромной планете Дружит музыка, танец и дети! | Музыкально приветствуют учителя | К. Ориентироваться на позицию партнёра в общении. Р. Организовывать свои действия. |
Актуализ. Опорных знаний | - Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: «Что может объединять всех людей на земле?» - Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей. - А почему именно музыка объединяет людей? -Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию, открывает путь к Богу. -Что же такое музыка? Музыка – это сочетание звуков, объединенных в ритмическую последовательность. Эти звуки может издавать человеческий голос, музыкальный инструмент и даже сама природа. В руках учителя глобус Хотите отправиться в увлекательное путешествие, побывать в разных странах? Фонограмма песни «Арго» Вы слышите плеск волны? А значит, какой вид транспорта нам подойдёт для путешествия? У каждого народа планеты Земля своя музыкальная культура, танцы.) Иллюстрации танцев разных стран Посмотрите, какие они разные, но у всех танцев есть общие черты. И чтобы наш корабль не потонул, давайте назовём эти черты. Давайте назовём Слайд 5 Опускают таблички на дно корабля. Итак, наш корабль готов к отплытию! Выбирают капитана (самого активного ученика). Учитель надевает на голову капитана фуражку, даёт свисток. Звучит музыка моря. | Музыка Это общий язык всех людей Дети выбирают из трёх предметов (самолёт, автомобиль, корабль) Танец – это: музыка, движение, ритм, акценты, настроение (проговаривание слов | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Комплекс. применение и систематиз.знаний. | Пока корабль плывёт, назовите танцы уже известные вам. У ребят на парте лежат таблички с названиями танцев. Проговаривают слова с названиями танцев хором (коррекционная работа) В какую страну мы приплыли? Показ расположения стран на глобусе (учитель) 1. Во время звучания музыки надо определить танец и поднять табличку с названием. В какую страну мы приплыли? Страны Латинской Америки (показ на глобусе) 2. Подобрать табличку с характером музыки танца Задание «Третий лишний» Слайд 6 (работа в группах) убрать ненужное слово 1. «Ламбада» - латиноамериканский танец Певуче, быстро, зажигательно 2.Танец «Лезгинка» - кавказский танец Страны Кавказа (иллюстрация на компьютере) Гордо, плавно, с акцентами 3. Вальс «Тирольский» Германия Иллюстрация танца Плавно, отрывисто, медленно 4.Танец «Полонез» Ф.Шопена Польша (портрет композитора) Торжественно, плавно, маршеобразно 5.Танц «Полька» - чешский народный танец (иллюстрация танца) Чехия Легко, быстро, медленно 6.Танец «Барыня» - русский народный танец (Иллюстрация танца) Россия Задорно, весело, тяжело Учитель: Молодцы, ребята! Вы все отгадали! А ещё мы доказали, что музыка объединяет людей, помогает сдружиться. Мы живём в России, а исполняли танцы других народов. Когда люди танцевали, они напевали мелодию, поэтому многие танцы стали песнями. Мы живём в России, и чтобы продолжить традиции наших дедов, с любовью разучиваем песни и танцы нашего народа. А какие русские народные инструменты мы знаем? Ну-ка, ребятки, отгадайте загадки! Загадки о русских народных музыкальных инструментах Названия музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов (учащиеся читают с компьютера загадки, проговаривают хором ответ) А теперь, давайте, сами организуем оркестр. (учитель раздаёт ложки, трещотки, бубны, треугольники, румбу, проговаривая хором названия музыкальных инструментов) Посмотрите, с каким настроением играют ребята в оркестре! Видеофрагмент «Во поле береза стояла» Исполнение в ансамбле с учителем | Активно участвуют в отгадывании | Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания. Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках |
| Исполнение с пением и игрой на музыкальных инструментах «Во поле береза стояла» | Коллективно-исполнительская деятельность | Личностные: -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования. Предметные: -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятел. | Как вы думали все ли у нас сегодня получилось сделать? Посмотрите на слайд, и ответьте на вопросы. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… | | Личностные: Ответственность за результаты. Развитие позитивной самооценки и самоуважения Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. Познавательные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; |
Рефлексия | Что мы сегодня доказали на уроке? А ещё танец нас подружил, ведь мы исполняли танцы разных народов мира, узнали о народном костюме, народной музыке. Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок? -Для чего мы танцуем? -Всё ли вам удавалось легко? -Может танец подружить людей? Прием «Два смайлика» Дети поднимают смайлик с грустным или весёлым выражением Мы сегодня с вами хорошо поработали. Выставление оценок. Вы все старались, отвечали. Желаю жить вам без печали! А корабль наш пусть плывёт и находит новых друзей! | Танец – это движение, здоровье, музыка, настроение! | Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. Личностные: - формирование основ уважительного отношения к культуре разных народов; Предметные: -формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии Регулятивные: умение оценивать свое исполнение, используя критерии оценивания |
Домашнее задание | Дома вы подготовите книжки – малышки о танцах и песнях народов нашей планеты. (Картинки костюма, тексты песен, рецепты блюд национальной кухни) Звучит фонограмма песни «Арго» | | |
Горбачёва Марина Юрьевна