12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Alena19

Пояснительная записка

Автор разработки: Яныхбаш Алена Андреевна

Предмет: русский язык

Тема урока: «МЫ ТОГДА ЛИШЬ ВОЛЬНО ДЫШИМ, ЕСЛИ РЕЧЬ РОДНУЮ СЛЫШИМ»

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

Программа: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Лутова Т.А. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 162 с.

Раздел: Введение. Русский язык в современном мире

Тип урокаурок  повторения, закрепления, углубления изученного в седьмом классе.

Цели:

повышение познавательного интереса к изучению русского языка.

развивать навыки речевого слуха;

повторить понятие темы текста, широкой и узкой темы;

воспитание уважения и сотрудничества. воспитание интереса и уважения к родному языку; развитие коммуникативных УУД.

Задачи:

Образовательные

Расширять и углублять знания учащихся о русском языке. Учить применять полученные знания на практике на игровой, состязательной основе.

Коррекционно-развивающие

Способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных процессов учащихся, их творческой активности. Развивать устную речь.

Воспитательные

Воспитывать учебную мотивацию, бережное отношение к родному языку.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.






























Тема: Введение. «МЫ ТОГДА ЛИШЬ ВОЛЬНО ДЫШИМ, ЕСЛИ РЕЧЬ РОДНУЮ СЛЫШИМ»

Класс: 8

Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка.

Задачи:

Образовательные

Расширять и углублять знания учащихся о русском языке. Учить применять полученные знания на практике на игровой, состязательной основе.

Развивающие

Способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных процессов учащихся, их творческой активности. Развивать устную речь.

Воспитательные

Воспитывать учебную мотивацию, бережное отношение к родному языку.


Планируемые результаты

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Поиск и выделение информации; синтез, анализ, сравнение языкового материала;

Планирование учебного сотрудничества; аргументирование своего мнения; учет разных мнений; построение монологического и контекстного высказывания;

взаимоконтроль и взаимопомощь;

Умение вести диалог; формирование интереса к родному языку; самооценка;

Высказывание предположений на основе наблюдения; саморегуляция в ситуации затруднения;






Оборудование: стол жюри; места команд; стол счет­ной группы; столы (парты) для подготовки к конкур­сам (вдоль стены); трибуна ведущего; красочно оформ­ленная сцена.

Атрибуты: сигнальные карточки для оценок жюри; карточки для жеребьевки; карточка с заданиями для участников турнира; сигнальные карточки «да» и «нет» для ответов; бумага для конкурса иллюстраторов; фло­мастеры.

Ассистенты: счетная группа.

Тип урока: обобщения знаний; урок – учебная игра (нетрадиционный урок)

Подготовительная работа.

Ученики класса делятся на две группы:

1-я группа «Грамотеи»;

2-я группа «Умники».

Ход мероприятия


" Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык!"

К.Г. Паустовский.

1.Организационный момент

Под музыкальное сопровождение проходит приветствие и представление команд, которые входят в класс и рассаживаются по местам.

2. Основная часть.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которго люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли... Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человесеская способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и меи же словом».Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык?

-Русский язык – это национальный язык русского народа.Русский язык богат своим словарём, средствами связи слов в предложении, грамматическими формами. В 17 книгах самого большого словаря русского языка 170 тысяч слов. Многие из них имеют не одно, а несколько значений.

Богат и звуковой состав русского языка. Одни и те же буквы могут обозначать в русских словах разные звуки. А сколько русских слов можно образовать с помощью приставок и суффиксов! А сколько грамматических форм имеет русский язык!

Пусть этот урок будет праздником встречи единомыш­ленников — людей, любящих и знающих свой родной русский язык, праздником разума и общения, чувства и мысли.

Чтец.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

 

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная — живуч.

 

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

 

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

 

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык! А. Яшин

Учитель. Вам, дорогие знатоки словесности, предстоит убедиться, говоря языком пословиц, что «ум без догадки гроша не стоит» и «ум — хорошо, а несколь­ко еще лучше». Желаю вам «за словом в карман не ла­зить», а говорить «коротко и ясно, оттого и прекрас­но». Докажите, что «знание — сила». И пусть «мир ос­вещается солнцем, а человек — знанием»! Итак: «Доброе начало — половина дела».

Наш турнир под девизом «Аз да буки избавят нас от скуки» начинается.

1.Конкурс «Название команд и эмблема» (5 баллов).

2.Конкурс «Визитная карточка» (5 баллов).

Очередность выступлений определяется при помо­щи жеребьевки. Каждая команда в соответствии с оп­ределившимся номером представляет свою «Визитную карточку»: рассказ о команде, ее названии, эмблеме, девизе, участниках и т. п.

3.Конкурс иллюстраторов (5 баллов).

Участники команд должны нарисовать героя ука­занного произведения так, чтобы его узнали другие конкурсанты (фон, пейзаж, атрибуты и т. п.). Это — Дон Кихот, Ассоль, Митрофан, Маленький принц.

Задание выполняется во время проведения конкур­са грамотеев и проверяется после конкурса «Четвер­тое лишнее».

4.Конкурс грамотеев (5 баллов — общая оценка за все задание).

Задание № 1. Корректоры.

Озаглавьте текст, расставьте знаки препинания.

Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устила­ют ее пушистым ковром. Сказочным становится все вокруг деревья, скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кри­чу Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время года.

Задание № 2. Конструкторы.

С помощью суффиксов образуйте и запишите названия дете­нышей животных.

Белка, волк, галка, мышь, собака, паук, кот, петух, грач, медведь, червяк.

Для справок. Бельчонок, волчонок, галчонок, мы­шонок, щенок, паучок, котенок, цыпленок, грачонок, медве­жонок, червячок.

Каждый участник команды записывает образован­ные им слова на свой листок, затем читает полученное.

Задание № 3. Переводчики.

Подберите к исконно русским слова иноязычного происхож­дения.

Правописание, перекрещивание слов, подсвечник, апель­синовая плантация, чистописание, подарок на память.

Для справок. Орфография, кроссворд, канделябр, оранжерея, каллиграфия, сувенир.

Задание № 4. «Да» и «нет».

Участники конкурса поднимают сигнальную таб­личку, соответствующую ответу.

1.В словах мяч, посвящение, маяк есть буква я, которая может обозначать один и два звука. В слове маяк буква я обозначает два звука, а в словах мяч, посвящение, ребята — один. Да или нет? (Да.)

2.Во многих русских словах встречается непроизносимый сог­ласный звук, который на письме обозначается соответствующей буквой. Такие слова нельзя путать со словами, в которых действи­тельно нет ни лишнего звука, ни согласной буквы, которая могла бы его обозначать. Согласны ли Вы, что в словах чудесный, блеснуть нет никакой непроизносимой согласной, а в слове капустный есть непроизносимый согласный [т]? (Да.)

3.В словах обучить, сверхинтересный, сэкономить после при­ставки следует писать твердый знак. Да или нет? (Нет.)

4.В предложении «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут» следует ставить запятую, так как это сложное пред­ложение. Да или нет? (Да.)

5.Даны слова: высоко, высь, высокий; внизу, нижний, низ. Слова высь и низ не имеют окончания. Да или нет? (Нет, имеют нулевое окончание).

6.В предложении «Разбойник поймал Буратино» слово Бура­тино является подлежащим. Да или нет? (Нет, оно является допол­нением.)

Задание № 5. «Четвертое лишнее».

Ворота, салазки, здания, чернила.

Ночь, рожь, мышь, стеречь,

Город, Москва, Саратов, Санкт-Петербург.

Крик, орать, визжать, кричать.

Печка, свечка, утка, овечка.

Лебедь, ворона, воробей, попугай.

Уши, ноги, руки, головы.

Для справок. «Лишние» слова: здания (ед. и мн. ч.); стеречь (глагол); город (нариц.); крик (существ.); утка (нет суффикса); ворона (ж. р.); уши (2-е скл.).

5. Конкурс создателей (10 баллов).

(Восстановить определение) 

 С помощью облака слов спрятана формулировка понятия, учащимся необходимо восстановить определение. Например, в данном задании спрятано определение: «Имя существительное» и «Имя прилагательное» Ученики выбирают слова и составляют правило.

Примеры для команд

t1668854973aa.pngt1668854973ab.png

6. Конкурс начитанных (5 баллов — общая оценка за все задания).

Задание № 1. Эрудиты.

На карточках, которые получают игроки, написа­ны крылатые выражения, взятые из известных произ­ведений русских писателей. Необходимо вспомнить фамилию автора, название произведения и записать в свой листок.

t1668854973ac.gif

Для справок. 1. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».2.А. С. Пушкин. «Вакхическая песня».

3. А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин». 4. «Слово о полку Игореве». 5. А. С. Г рибое­дов. «Горе от ума». 6. Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

Задание № 2. «Узнай произведение по его началу и финалу».

Участники конкурса записывают ответы на своих листках.

1.Начало: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сооб­щить вам пренеприятное известие». Финал: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице».

2.Начало: «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин... Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение». Финал: «Полагали, что они [раз­бойники] старались о спасении его [атамана]. Но послед­ствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабе­жи прекратились. Дороги стали свободны. По другим извес­тиям узнали, что... скрылся за границу».

3.Начало: «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной ка­кой!». Финал: «Козаки живо плыли на узких двухрульных чел­нах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».

4.Начало: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сю­да мошенника Тришку». Финал: «Вот злонравия достойные плоды!»

5.Начало: эпиграф «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор» (Князь Вяземский). Финал: «И я дал маль­чишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи руб­лях, мною истраченных».

Для справок. 1.Н. В. Гоголь. «Ревизор». 2. А. С. Пуш­кин. «Дубровский». 3. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». 4. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». 5. А. С. Пушкин. «Станци­онный смотритель».

Задание № 3. «Герой, я тебя знаю!»

Участвующие в конкурсе записывают ответы на своих листках.

Герою какого произведения принадлежат следующие слова:

Довольно счастлив я в товарищах моих, —

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных;

Другие, смотришь, перебиты?

2.Кто так жил: «...недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судь­ба моя переменилась»?

3.Какого героя характеризует следующий портрет: «Уже поста­ревший на службе и очень не глупый человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен... говорит ни громко, ни тихо, ни мало»?

4.Какому персонажу из произведений Лермонтова посвяща­ются эти строки:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку?

5.Что это за персонаж: «Он был лет сорока, росту среднего, ху­дощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение до­вольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кру­жок...»?

Для справок. 1. Скалозубу — А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

2.Петр Гринев — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». 3. Городни­чему — Сквозник-Дмухановскому — Н. В. Гоголь. «Ревизор». 4. Куп­цу Калашникову — М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашни­кова». 5. Пугачеву - А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Задание № 4. «Юмористическая викторина».

Участвующие в конкурсе записывают ответы на своих листках.

1.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

2.Героиня русской народной сказки — сельскохозяйственный продукт.

3.В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

4.Назовите имя героя английской народной сказки: он пост­роил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работа­ли по старинке и поэтому чуть не погибли.

5.К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня рус­ской народной сказки, которая несла для хозяина изделия из дра­гоценного металла? Как ее звали?

Для справок. 1. Колобок. 2. Репка. 3. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. «Три поросенка», Наф-Наф. 5. Курочка Ряба.

Задание № 5. «Да» или «нет».

Участвующие в конкурсе поднимают соответству­ющие сигнальные таблички.

1.Сказку «Девочка Снегурочка» написал Владимир Даль. Да или нет? (Да.)

2.Знаменитую сказку «Алиса в Стране Чудес» написал Льюис Кэрролл. Прочитав ее, королева Англии Виктория пришла в вос­торг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Ка­ково же было ее удивление и разочарование, когда оказалось, что все труды этого писателя оказались по высшей математике. Да или нет? (Да.)

3.Жан Батист Поклен — это псевдоним французского писате­ля Антуана де Сент Экзюпери. Да или нет? (Нет. Ж. Б. Поклен — настоящее имя Мольера.)

4.Александр Сергеевич Грибоедов знал восемь иностранных языков: английский, французский, итальянский, немецкий, пер­сидский, латинский, греческий, арабский. Да или нет? (Да.)

5.Свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеж­денного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”» подарил А. С. Пушкину Г. А. Державин. Да или нет? (Нет. Надпись принадлежит В. А. Жу­ковскому.)

6.Сюжеты произведений «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголю подсказал (подарил) Л. Н. Толстой. Да или нет? (Нет. Автор идеи — А. С. Пушкин.)

7.Конкурс капитанов (5 баллов — общая оценка за все задания)

Ведущий. Капитанами становятся не случайно, для этого нужно обладать какими-то особыми качест­вами. Капитаном быть нелегко: нужно уметь прини­мать решения, брать на себя ответственность. Словом, капитан — человек волевой, интересный, ему есть что рассказать о себе.

Задание № 1. «О себе в третьем лице».

Капитаны должны рассказать о себе в третьем ли­це, как бы взглянуть на себя со стороны, оценить се­бя как личность, проявить умение самооценки и, мо­жет быть, самокритики. Рассказ следует начать так: «Фамилия и имя этого ученика(цы)... Любит... Увле­кается...» и т.д.

Задание № 2. Вопросы-«шутки».

Капитаны записывают ответы на свои листки.

Чем кончаются день и ночь?

Что стоит посредине земли?

В каком слове 40 букв а?

В каких словах по 100 согласных?

Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова в предложении «Деревенский старожил сад колхозный сторожил»?

Для справок. 1. Мягким знаком. 2. Буквам. 3. Соро­ка. 4. Стог, стол, стон, стоп, сток. 5. Старожил — от слова старый, сторожил — от слова сторож.

Задание № 3. «Волшебные превращения слов» (ло­гогрифы, метаграммы, шарады).


1.На берегу морском всё время я валяюсь,

А выбрось мягкий знак —

Вверх птицей устремляюсь.

алька — галка)


2.И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь «и» —

Поведу стальную птицу к небосводу.

(Плот — пилот)


3.На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века. Но вот ты «н»

Добавил мне — и я уже река.

(Ил — Нил)


4.Известное я блюдо,

Когда ж добавишь «м»,

Летать, жужжать я

Буду, надоедая всем.

(Уха — муха)


5.С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю,

В буквой П частенько вам

Видеть помогаю.

(Луна — лупа)


6.Когда я с Д — меня сорвут,

Когда я с Т — на мне плывут.

(Плод — плот)


7.С Л я слезы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.

(Лук — жук)


8.Я с У — далекая планета.

А с И — я в Азии страна.

(Уран — Иран)


9.Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй — с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Пирог)


10.Нота — мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.(Мина)

Задание № 4. «Поиграем в рифмы».

Погода была ужасная. Принцесса была... (красная, прекрас­ная, первоклассная).

Ой, конечек-горбуночек! Прибегай скорей... (сыночек, дру­жочек, свисточек).

Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом... (дрожит, жуж­жит, скрипит).

Эй, не стойте очень близко — я тигренок, а не... (миска, Лиз­ка, киска).

Гриб растет среди дорожки, голова на тонкой... (ножке, лож­ке, сошке).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от... (страха, краха, праха).

Роет землю серый крот, разоряет... (огород, поворот, сто ворот).

Ходит по лесу хорек, хищный маленький... (зверек, ларек).

Я один имею рог, называюсь... (носорог, бульдог).

Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, и зовут его... (Петрушка, хвастушка).

Задание № 5. «Да и нет».

Участвующие в конкурсе поднимают соответствующие сигнальные таб­лички.

1.Согласны ли вы, что именно А. С. Пушкин в стихотворном романе «Евгений Онегин» посвятил Д. И. Фонвизину следующие строки:

Волшебный край!

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы?.. (Да.)

2.Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принад­лежат И. А. Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука». Да или нет? (Нет, из басни «Квар­тет».)

3.Слова «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и при­ятен» произносит герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, вернувшийся из стра­нствований домой в Москву. Да или нет? (Да.)

4.В основе стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» лежит фольклорный ис­точник (устное сказание). Да или нет? (Нет, летописный источник.)

5.Основным содержанием поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является описание трех дней, проведенных главным героем на воле. Вы согласны с этим утверждением? (Да.)

6.«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — это слова, ставшие крылатыми. Они принадлежат Лису — одному из героев повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Да или нет? (Да.)

3. Подведение итогов, награждение победителей (выставление оценок)

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру с объяснением смысла слов И.Крылова: «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем».

Учитель. Пока жюри подводит итоги конкурсов, предлагаем ваше­му вниманию стихотворение В. Шефнера «Слово». Помните, что слово — великое дело, у него огромные возможности. Любите и берегите родное сло­во, оно ваша опора в жизни, без слова нет человека.

Много слов на земле. Есть дневные слова —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, —

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как бури, иль горе — как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.