Проект внеклассного мероприятия учителя Лихины Е.В.
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».
Цели и задачи:
- в игровой форме познакомить уч-ся с основными документами по правам человека;
- способствовать осознанию ребенком своих прав, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе;
- развивать умение разбираться в трудных жизненных ситуациях, опираясь на положения документов о правах человека.
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы видите на доске календарь правовых дат.
XXI век - Век ребенка.
2001-2010 гг.- Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
20 ноября - Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Наш классный час сегодня тоже будет посвящен правам человека. Вы познакомитесь с двумя документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Первый документ появился в 1948 году после самой жестокой и кровопролитной войны за всю историю человечества. Государства, подписавшие этот документ, пообещали друг другу своим народам гражданские права и свободы, личную неприкосновенность и многое другое. Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 г. ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
Классный час проходит в 3 этапа.
I этап. Познавательный.
На данном этапе дети знакомятся с документами по правам человека (с выдержками, адаптированными к данному возрасту).
II этап. Игровой (проходит в 3 тура).
1 тур. Права литературных героев.
В этом туре детям предлагается ситуация из литературного произведения и уч-ся должны
определить нарушенное право.
2 тур. Песня о правах.
В этом туре детям предлагается прослушать отрывок из песни и уч-ся должны определить о каких правах идет в нем речь.
3 тур. Решение проблемы.
На этом этапе детям предлагается разыгранная товарищами ситуация из жизни. Необходимо сказать о нарушенных правах и решить проблему.
III этап. Рефлексия.
На этом этапе дети встают в круг и обещают уважать права своих одноклассников.
Заключительное слово учителя.
Я хотела бы завершить наш классный час стихотворением:
Много слов на земле.
Есть дневные слова.
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны
Слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются –
И в плен не берут.
Словом можно убить.
Словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова – всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Я очень надеюсь, что теперь, прежде, чем сказать друг другу что-то обидное, вы вспомните сегодняшний классный час, вспомните о правах другого человека и скажете ему что-либо приятное.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ.
1 тур.
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в забавах и играх ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы это происходило в наши дни?
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции нарушена?
2 тур.
1. В.Шаинский, М Флярковский. «Чему учат в школе».
2.Г.Гладков, Ю.Энтин. «Песенка друзей».
3.Г.Гладков, С Козлов. «Песня Львенка и Черепахи».
4. «Песенка мамонтенка».
3 тур.
Ситуация 1.
МАТЬ: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих друзей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
СЫН: Но мама! Ты же все равно в 11 часов вечера ты еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ситуация 2.
УЧЕНИК: Сергей Петрович! Я к вам на урок больше ходить не буду. Зачем он мне, если я все равно шофером буду? Да и уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя дадут.
УЧИТЕЛЬ: Как ты смеешь Иванов со мной так разговаривать?
УЧЕНИК: Смею! У меня есть право свободно формулировать свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваш предмет меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за двойку в кино не пустили.
Ситуация 3.
УЧИТЕЛЬ: Сидоров, это ты разбил окно в школе! Теперь ты у меня не отвертишься!
СИДОРОВ: А что сразу Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами – то хоть видели?
УЧИТЕЛЬ: А мне и видеть не надо! Весь класс подтвердит. Пойдем, голубчик, к директору.
СИДОРОВ: А вы сначала докажите, а потом к директору пойдем. А так вы нарушаете права моей личности и презумпцию невиновности!
Ситуация 4.
МАМА: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
СЫН: Мама, у меня завтра контрольная.
МАМА: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок!
СЫН: Я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Ст.1
Ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Ст.6
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Ст.7
Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Имеет право знать своих родителей и право на их заботу.
Ст.8
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности. Противозаконное вмешательство не допускается.
Ст. 11
Не допускается незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы.
Ст.12
Ребенок имеет право свободно формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.
Ст.13
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, если не нарушает прав и репутации других людей и не нарушает общественного порядка.
Ст.15
Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний, если это не противоречит интересам государственной безопасности, общественного порядка и не нарушает прав и свобод других людей.
Ст.16
Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. Не допускается незаконное посягательство на его честь и репутацию.
Ст.28
Ребенок имеет право на образование.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Ст.31
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
Ст.32
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения любой работы, опасной для его здоровья или препятствующей в получении образования. Для этого:
А) устанавливается минимальный возраст для приема на работу;
Б) определяется продолжительность рабочего дня и условия труда
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
Выполнение заданий оценивается по 5-бальной системе.
Группы |
1 тур |
2 тур |
3 тур |
Итог |
1 группа |
||||
2 группа |
||||
3 группа |
||||
4 группа |
Максутова Татьяна Алексеевна