Проект внеклассного мероприятия «Права человека» (5–6 классы)

5
1
Материал опубликован 31 May 2016 в группе

Проект внеклассного мероприятия учителя Лихины Е.В.

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».

Цели и задачи:

  • в игровой форме познакомить уч-ся с основными документами по правам человека;
  • способствовать осознанию ребенком своих прав, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе;
  • развивать умение разбираться в трудных жизненных ситуациях, опираясь на положения документов о правах человека.

Вступительное слово учителя.

Ребята, вы видите на доске календарь правовых дат.

XXI век - Век ребенка.

2001-2010 гг.- Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

20 ноября - Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Наш классный час сегодня тоже будет посвящен правам человека. Вы познакомитесь с двумя документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Первый документ появился в 1948 году после самой жестокой и кровопролитной войны за всю историю человечества. Государства, подписавшие этот документ, пообещали друг другу своим народам гражданские права и свободы, личную неприкосновенность и многое другое. Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 г. ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

Классный час проходит в 3 этапа.

 

I этап. Познавательный.

На данном этапе дети знакомятся с документами по правам человека (с выдержками, адаптированными к данному возрасту).

 

II этап. Игровой (проходит в 3 тура).

1 тур. Права литературных героев.

В этом туре детям предлагается ситуация из литературного произведения и уч-ся должны

определить нарушенное право.

2 тур. Песня о правах.

В этом туре детям предлагается прослушать отрывок из песни и уч-ся должны определить о каких правах идет в нем речь.

3 тур. Решение проблемы.

На этом этапе детям предлагается разыгранная товарищами ситуация из жизни. Необходимо сказать о нарушенных правах и решить проблему.

 

III этап. Рефлексия.

На этом этапе дети встают в круг и обещают уважать права своих одноклассников.

Заключительное слово учителя.

Я хотела бы завершить наш классный час стихотворением:

Много слов на земле.

Есть дневные слова.

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны

Слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются –

И в плен не берут.

Словом можно убить.

Словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова – всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Я очень надеюсь, что теперь, прежде, чем сказать друг другу что-то обидное, вы вспомните сегодняшний классный час, вспомните о правах другого человека и скажете ему что-либо приятное.

 

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ.

1 тур.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в забавах и играх ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы это происходило в наши дни?

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции нарушена?

2 тур.

1. В.Шаинский, М Флярковский. «Чему учат в школе».

2.Г.Гладков, Ю.Энтин. «Песенка друзей».

3.Г.Гладков, С Козлов. «Песня Львенка и Черепахи».

4. «Песенка мамонтенка».

3 тур.

Ситуация 1.

МАТЬ: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих друзей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

СЫН: Но мама! Ты же все равно в 11 часов вечера ты еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ситуация 2.

УЧЕНИК: Сергей Петрович! Я к вам на урок больше ходить не буду. Зачем он мне, если я все равно шофером буду? Да и уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя дадут.

УЧИТЕЛЬ: Как ты смеешь Иванов со мной так разговаривать?

УЧЕНИК: Смею! У меня есть право свободно формулировать свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваш предмет меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за двойку в кино не пустили.

Ситуация 3.

УЧИТЕЛЬ: Сидоров, это ты разбил окно в школе! Теперь ты у меня не отвертишься!

СИДОРОВ: А что сразу Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами – то хоть видели?

УЧИТЕЛЬ: А мне и видеть не надо! Весь класс подтвердит. Пойдем, голубчик, к директору.

СИДОРОВ: А вы сначала докажите, а потом к директору пойдем. А так вы нарушаете права моей личности и презумпцию невиновности!

Ситуация 4.

МАМА: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

СЫН: Мама, у меня завтра контрольная.

МАМА: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок!

СЫН: Я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Ст.1

Ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст.6

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Ст.7

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Имеет право знать своих родителей и право на их заботу.

Ст.8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности. Противозаконное вмешательство не допускается.

Ст. 11

Не допускается незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы.

Ст.12

Ребенок имеет право свободно формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

Ст.13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, если не нарушает прав и репутации других людей и не нарушает общественного порядка.

Ст.15

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний, если это не противоречит интересам государственной безопасности, общественного порядка и не нарушает прав и свобод других людей.

Ст.16

Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. Не допускается незаконное посягательство на его честь и репутацию.

Ст.28

Ребенок имеет право на образование.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Ст.31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Ст.32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения любой работы, опасной для его здоровья или препятствующей в получении образования. Для этого:

А) устанавливается минимальный возраст для приема на работу;

Б) определяется продолжительность рабочего дня и условия труда

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

Выполнение заданий оценивается по 5-бальной системе.

Группы

1 тур

2 тур

3 тур

Итог

1 группа

       

2 группа

       

3 группа

       

4 группа

       
Комментарии

Елена Викторовна, благодарю за приглашение. Хороший актуальный материал классного часа, а игровые формы ознакомления учащихся заявленного возраста с правами ребенка мотивируют учащихся и реализуют поставленные задачи.

2 June 2016