Панно «Мой мир сегодня»
Мини-оборудование
Панно «Мой мир сегодня»
Для работы на этапе рефлексии
(вспомнить, выявить, осознать)
Автор: учитель-логопед О.В. Бойко
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед».
Евгений Доманский
Актуальность.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Цель создания панно:
эффективно использовать рефлексивные методики на разных этапах урока, помочь учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом, помочь ребёнку систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.
Учитель-организатор, ученик-действующее лицо.
Описание мини-оборудования:
Панно представляет собой круг диаметром 75 см. На площади круга представлены несколько тем:
Принцесса Диана (используются заколки, резиночки для волос трёх цветов-красные, зелёные, жёлтые)
Капитан Джек Воробей (используются брелоки трёх цветов-красные, жёлтые, зелёные)
Облако тегов (используются фразеологизмы, незаконченные предложения)
Цветик-семицветик (используются магнитные лепестки с надписями содержания деятельности на уроке)
Солнышко лучистое (используются магнитные лучи с надписями содержания деятельности на уроке)
Используется для учащихся младших классов.
Использование мини-оборудования:
-рефлексия деятельности
1. Принцесса Диана и капитан Джек
На занятии выполняется три задания (определи первый звук в слове, соедини звуковые схемы слов с картинками, вставь пропущенные гласные и согласные). После выполнения каждого задания каждый ученик определяет правильность выполнения задания и оценивает свою деятельность с помощью разноцветных кружков (красный-не справился, жёлтый –ошибся, исправился; зелёный-справился). В конце урока ученик анализирует качество выполненной работы по количеству цветных кружков (все зелёные-украшает причёску принцессы зелёной заколкой или резинкой для волос; один жёлтый-украшает зелёной заколкой или резинкой; два жёлтых-украшает жёлтой резинкой для волос или заколкой. Такая же форма работы с капитаном Джеком).
2. Капитан Джек
На панно находится мишень, на мишени прикреплены стрелы (в центре, немного дальше от цели и на краю). Ученики выполняют проверочное задание (раскрась синим карандашом слоги с гласными, которые пишутся после твёрдых согласных, двигаясь слева направо). После проверки выполненного задания ученики вешают брелоки в центр-справился, немного дальше от центра-ошибся, на край - не справился.
3. Облако тегов.
На панно расположено облако с «кармашком» в которое вставляются «лучики» с фразеологизмами :
Слышал краем уха
Тише воды, ниже травы
Взять себя в руки
Повесить нос
Витать в облаках
Шевелил мозгами
Считал ворон
Эффективно применять в конце занятия.
-рефлексия содержания учебного материала
1. Облако тегов.
На панно расположено облако с «кармашком» в которое вставляются «лучики» с незаконченными предложениями:
Мне захотелось...
Я научился….
Меня удивило…
Было интересно узнать…
Я смог…
Сегодня я узнал…
Было трудно..
Эффективно применять в конце занятия.
2. Цветик-семицветик и Солнышко лучистое
На панно прикреплена сердцевина цветка. Вокруг сердцевины магниты, на которые крепятся лепестки с надписями частей занятия:
Работа с предложением
Звуковой анализ
Игра
Работа с текстом
Физминутка
составление плана
объяснять смысл слов и т.д
в конце занятия ученики выбирают лепесток с определением части занятия, которое ему понравилось и удалось выполнить задания этой части на занятии.
Такая же работа выполняется с пособием «Солнышко лучистое».
-рефлексия настроения и эмоционального состояния
На верхней части панно прикреплены бабочки на которые крепятся цветы -зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.
Использованная литература:
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
3.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
5. Голубинская Л.М. Диагностика уровня развития рефлексивных умений: Сборник материалов научно - практической конференции «Детство, открытое миру» [Текст] /Л.М.Голубинская. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 160 с.
6. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников [Текст] /Зак А.З. // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С.34.
7. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников [Текст] / Е.И.Исаев // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.40.
8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений [Текст] /В.Г.Маралов. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 298 с.
Приложение