Мини-проект «Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»

1
0
Материал опубликован 25 September 2018

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Майоровская средняя школа» Котельниковского муниципального района Волгоградской области


 

Мини-проект

«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»

Выполнила:

Ковалева Елена Николаевна

учитель технологии и изобразительного искусства

МКОУ «Майоровская СШ»

х. Майоровский 2018г.

Мини – проект на тему: «Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»

Краткая аннотация

Введение

Преподавание ИЗО ведется по авторской программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2016г./

Тематическая цельность и последовательность развития программы даёт школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей жизни ребенка.

Актуальность.

Тема данного урока выбрана не случайно. По моему мнению, актуальность данной проблематики заключается в следующем. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Поэтому через систему уроков о декоративно-прикладном искусстве у учащихся формируется уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитание любви и уважения к Родине, её истории, развивается чувство патриотизма. Это ещё одна возможность изучить самобытное народное искусство, приобщить к нему детей. Уроки о декоративно-прикладном искусстве показали, что ребята с большим интересом ведут о них беседы, выражают огромное желание рисовать орнамент. Такие уроки духовно обогащают учащихся.

Основная часть:

Цель: Формирование национального самосознания, ценностных отношений ребенка на примере городецкой росписи.

Задачи: Предметные: развивать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач, познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Метапредметные: формировать собственное суждение при восприятии произведений народного творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.

Используемые методы, ресурсы:  по характеру познавательной деятельности – проблемно-поисковые методы, по способам организации и осуществления деятельности – объяснительно-иллюстративные, практический, репродуктивный; фронтальная, индивидуальная, групповая фронтальная, групповая.

Технология: элементы проблемного обучения, групповой работы.

Тип урока – формирование новых умений.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД: Уважительное отношение к народным традициям.

Познавательные УУД: Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Регулятивные УУД: Составлять план последовательности действий.

Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты: узнавать отдельные произведения народных мастеров, составлять композиции с учетом замысла, приобретение первичных навыков художественной работы в городецкой росписи, знать значение слов: розан, купавка, замалевок, разживка;

Личностные результаты: развитие индивидуальных творческих способностей, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к культуре и искусству нашей страны;

Метапредметные результаты: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников, формирование собственной точки зрения при восприятии произведений искусства, соблюдать правила общения.

1.1.Место и роль темы в курсе (предмета)

Изучение раздела декоративного искусства на уроках ИЗО в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.

Народное искусство – один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции. Навыки технического мастерства, найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

В программе в разделе декоративного искусства есть урок изучения городецкой росписи. Это богатый орнамент, красочное оформление сформировали городецкий стиль, который стал общим и обязательным для оформления деревянных изделий «разделочные доски, игрушки, колыбели, прялки, лукошки, коробки и т.д.), поэтому он вызывает всенародный интерес. Это возможность изучить самобытное народное искусство, приобщить к нему детей. Уроки о декоративно-прикладном искусстве показали, что ребята с большим интересом ведут о них беседы, выражают огромное желание рисовать орнамент. Такие уроки духовно обогащают учащихся, воспитывают уважение к истории России.

1.2.Дидактический анализ и содержание материала.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, альбомы.

1.3.Технологическая карта урока по теме: «Городецкая роспись»

Цели:

- Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание. Овладеть приёмами работы гуашью.

- Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

- знать народный художественный промысел России «Городецкая роспись», его истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественного промысла;

-уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;

-уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять эскиз одного из предметов (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)

- творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.

Зрительный ряд: презентация, фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; раздаточный материал, учебные схемы: этапы росписи цветов, городецкого петуха.

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Содержание материала

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников

I.Организационный момент

Фронтальная работа

Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята!

Ученики - внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

Ну-ка

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте,

Всё в порядке,

Все правильно сидят?

Все внимательно глядят?

-А кто отсутствует у нас? (отмечает отсутствующих в журнале).

Внимательно слушают, садятся. Дежурные называют отсутствующих.

 

II. Изучение нового учебного материала.

Создание проблемной ситуации.

Индивидуальная,

групповая работа

Учитель записывает тему урока: «Городецкая роспись», рассказывает детям историю об одной девушке и просит ответить на вопросы:

Давным-давно в одной деревушке жила-была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице в работе помогала. А гости придут, глянут на вещицу и ну хвалить и Варвару, и её отца с матушкой.

Итак, как использовали эту вещицу?

Что вас удивляет?

Вы можете себе представить, каким он должен быть?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

Украшали ею стены; с её помощью выполняли какую-то работу; хвалились перед гостями.

Что один предмет можно использовать по-разному.

Затрудняются.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

4.Излагают свое мнение в диалоге

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Формулирование проблемы.

 

Значит, какой вопрос возникает?

Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

Выдвижение гипотез.

 

Может быть, у вас есть какие-то предположения?

Предполагают.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Индивидуальная,

групповая работа

1. Учитель предлагает посмотреть на слайд, рассмотреть изображения разделочных досок и ответить на вопросы (отдельно демонстрирует изображение городецкой прялки):

Что необычного в этих предметах?

Какие элементы росписи вы видите?

Какие цвета использовали мастера?

Найдите в учебнике название этой росписи. Как вы думаете, почему её так назвали?

Всё верно, городецкая роспись родилась в Поволжье по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стали называть городецкой.

Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Основные сюжеты часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала её на стену. Картина эта, украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.

Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Всё это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.

Ребята, а какие сказки вам вспоминаются, когда вы смотрите на городецкие мотивы?

(в ходе беседы демонстрируется презентация)

1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.

Красивая форма и необычная роспись.

Цветы, птицы, лошадки.

Чёрный цвет для птиц, коней, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей.

Городецкая роспись. Название, скорее всего, связано с местностью, где родилась эта роспись.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы учащихся.

 

2. Учитель предлагает рассмотреть этапы росписи цветов на картинках раздаточного материала и составить план работы над цветком:

2. Ученики рассматривают рисунки и составляют план:

1. Толстой кистью нарисовать основные фигуры: круг и два нижних листочка, используя красную или синюю и зелёную краски. Подсушить подмалёвок.

2. Тонкой кистью чёрной краской выполнить прорисовку формы цветка.

3. Тонкой кистью белой краской уточнить форму всех элементов.

 

3. Учитель предлагает детям выполнить в альбоме синий или красный цветок в стиле городецкой росписи.

3. Выполняют.

Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

Отвечают.

IV.Применение знаний (практическое выполнение задания).

Индивидуальная работа

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме эскиз одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшая его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи, изучив схему на слайде и раздаточном материале.

Помните, что сначала рисуем цветные пятна, используя кисть № 6–8, потом доводим острые углы формы более тонкой кистью № 2–3, расписываем их сначала чёрным, а затем белым цветом тонкой кистью.

Выполняют.

V. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

Что тебе нужно было сделать?

Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

Как бы ты оценил свою работу?

Учитель задаёт детям вопросы:

- какую роспись мы с вами узнали на этом уроке?

-понравилась ли роспись, почему?

Отвечают.

-Городецкую.

Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности, богатством красок русского леса, цветовой гаммы.

VI.Домашнее задание.

 

Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь.

- Положив сегодня хорошее начало, я надеюсь, вы так же уверенно продолжите работу на следующем уроке. Спасибо за внимание, уберите свои рабочие места. Занятие окончено.

Записывают.

1.4.Самоанализ урока.

 Класс: 5
Тема урока:
«Городецкая роспись»
Тип урока и его структура: формирование новых умений и знаний

   Изучение раздела декоративного искусства на уроках ИЗО в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.

Народное искусство – один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции. Навыки технического мастерства, найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

В программе в разделе декоративного искусства есть урок изучения городецкой росписи. Это богатый орнамент, красочное оформление сформировали городецкий стиль, который стал общим и обязательным для оформления деревянных изделий «разделочные доски, игрушки, колыбели, прялки, лукошки, коробки и т.д.), поэтому он вызывает всенародный интерес. Это возможность изучить самобытное народное искусство, приобщить к нему детей. Уроки о декоративно-прикладном искусстве показали, что ребята с большим интересом ведут о них беседы, выражают огромное желание рисовать орнамент. Такие уроки духовно обогащают учащихся, воспитывают уважение к истории России. Данный урок взаимосвязан с предыдущими уроками темы т.к. продолжается разговор о народных промыслах и продолжает тему в последующих уроках при изучении раздела декоративное искусство в современном мире то есть какое место сейчас в современном мире занимает декоративно-прикладное искусство.

 В 5 классе 6 человек: 3 мальчика, 3 девочки.

Базовый уровень усвоения материала – 4 человека

Повышенный уровень усвоения материала – 2 человека

Уровень интеллектуальных способностей:

- ниже среднего – 0 человек;

- средний – 4 человека;

- выше среднего – 2 человека.

Учебная мотивация: 6человек, 100 %

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

 Личностные УУД: Уважительное отношение к народным традициям.

Познавательные УУД: Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Регулятивные УУД: Составлять план последовательности действий.

Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 На уроке решались следующие задачи:

Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

- знать народный художественный промысел России «Городецкая роспись», его истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественного промысла;

-уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;

-уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять эскиз одного из предметов (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)

- творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.

Все задачи урока взаимосвязаны и направлены на достижение цели урока: - Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание. Овладеть приёмами работы гуашью.

- Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, рефлексии и домашнего задания.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью создания проблемной ситуации и формулирования проблемы подвела учащихся к выдвижению гипотез, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли проблемный вопрос, таким образом, определили цели и задачи урока.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом проблемного обучения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала дидактический материал, представляющий собой набор картинок, которые рассматривают поэтапное выполнение отдельных элементов, и презентацию.

На данном этапе урока раскрыла перед учащимися историю происхождения Городецкой росписи, виды и роспись изделий. Закрепление нового материала предложила детям выполнить в альбоме синий или красный цветок в стиле городецкой росписи. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы, были приготовлены картинки «Этапы росписи цветов, городецкого петуха».

Рациональное использование времени на уроке способствовало выполнению намеченного плана, этапы урока плавно сменяли друг друга.

Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока.

По окончании урока были продемонстрированы работы учащихся друг другу и классу, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Урок был закончен заданием на дом. Считаю, что занятие достигло поставленной цели.

Приложение № 1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.