Развернутый план конспект урока по технологии
Мельник Елена Владимировна учитель технологии
РАЗЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся. Нацелить на формирование теоретических и практических представлений об образовательной области предмета технологии, на овладение практических приемов и навыков трудовой деятельности.
Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
Данная тема урока технологии имеет большое значение в содержании образования. Модуль. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» решает различные задачи овладения творческих навыков. В социокультурном аспекте учащиеся знакомятся с особенностями различных видов тканей, с особенностями использования и применения в различных видах промышленности. В воспитательном аспекте большую роль играет развитие интереса к труду, природной красоте, воспитание любознательности, великодушия, развитие способности к общению. В плане учебного аспекта формируются творческие навыки по теме Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства» технические навыки (моделирование, конструирование), навыки различных видов графической грамотности, умения читать чертеж, уметь выражать свое отношение к достояниям культуры предков, умение понимать схемы, умение вести диалог этикетного характера, описать техническую модель, сообщить назначении изделия, выразить отношение к различным видам декоративно-прикладного творчества, совершенствовать навыки графики, умения описать последовательность изготовления изделия.
Основная часть.
Цель: разработка и реализация на практике методического материала к уроку технологии в 5 классе на тему: Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Модуль «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи :
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Разработать дидактический материал для проведения урока.
Циклограмма
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Первичное усвоение новых знаний
4. Первичная проверка понимания.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Выставление отметок
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению..
Используемые методы: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.
Ресурсы:
Технология: 5 класс методическое пособие /Н.В.Синица, П.С.Самородский. -2-е издание, доработаное.- М.: Вентана-Граф,2014.-192 с.
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6
Технология: 5 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С.Самородский.- М.: Вентана-Граф,2014.-96 с.: ил.
УУД формируемые на уроке
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• творческие задания;
• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события, происшествия;
• самооценочные листы.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».
Для формирования коммуникативных ууд мною используются:
-организация взаимной проверки заданий
-обсуждения участниками способов своего действия
- учебные игры, соревнования
-работа в группах.
Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.
Для формирования познавательных ууд мною используются:
- не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.
- задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.
- осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.
Ожидаемые результаты
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования. Оценить творческие работы учеников можно, применяя компетентно ориентированный подход.
Работы оцениваются с использованием оценочных листов, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся.
Личностные результаты:
- испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.
Вариант оценивания
10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка «3»
14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4»
18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»
Этот инструмент для оценки может использовать учитель в процессе творческой работы детей, внимательно следя за их действиями. А также можно предложить оценочный лист ученикам для самооценки своей работы, тем самым мы решаем одну из основных задач личностно-ориентированного обучения. Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.
Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения технологии, которые усложняются год от года. Если мы будем оценивать работы таким образом, можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост.
Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставятся, но есть необходимость оценить достижения каждого ребенка.
2. Место и роль в курсе предмета
На изучение технологии отводится 70 часов в год. (35 учебные недели). Данной теме -2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности», и последующим материалом «Исследовательская и созидательная деятельность». Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Класс: 5 (ФГОС второго поколения)
Тема урока: Планирование создания изделия. Предметы на «родного быта в стиле Оятской керамики »
Базовый учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6
Цели: Формирование и развитие творческих способностей учащихся в области «Конструкционных материалы».
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией керамической посуды и технологией её изготовления, видами керамической посуды, происхождения и их классификацией.
Развивающие: развивать познавательные интересы, самостоятельность при изучении предметов народного быта ручного производства и изучении их своиств.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, трудолюбие и эстетический вкус, любознательности, познавательных потребностей
Наглядный материал- Демонстрационный: коллекции посуды глиняной, коллекции керамической посуды, предметы быта из древесины.
Формы работы обучающихся: групповая, в парах, самостоятельная работа.
Методы, используемые на уроке: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с глиной, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.
Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах
Метапредметные:
познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция «глиняная посуда», «керамика», образцы глиняной посуды., набор образцов вазы на каждый рабочий стол, конверты с карточками, карточки для рефлексии , компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео для физкультминутки
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС
В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Моделируя современный урок, я придерживалась следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся.
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Цели деятельности педагога |
Ознакомить с производством и классификацией керамической и посуды Оятской росписью предметами народного быта, расширить кругозор; учить определять вид народного творчества и направления ремесла, иды бытовой посуды и утвори, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы. |
Тип урока |
Комбинированый |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Конструкционные материалы (Дерево , береста, глина, металлы : чугун, алюминий, стекло, фарфор. пластмасса), оятская керамика, штампованный орнамент, рельефная роспись рожком, белая и черная ангобная роспись. Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение) - узор, Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги |
Образовательные ресурсы |
Технология: 5 класс методическое пособие /Н.В.Синица, П.С.Самородский. -2-е издание, доработаное.- М.: Вентана-Граф,2014.-192 с. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6 Технология: 5 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С.Самородский.- М.: Вентана-Граф,2014.-96 с.: ил. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Учебник, коллекция глиняной посуды, образцы узоров росписи, краски, бумага, мультимедийная презентация |
Материально-технической обеспечение |
Проэктор, компьютер, интерактивная доска, колонки. Глина, бумага, краски, иглы ручные, ножницы, клей, картон |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные:будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни. Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научитьсяконтролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке |
Универсальные учебные действия |
Промежу-точный контроль |
1. Организацион-ный момент (1-2 мин) |
Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные:самоорганизация. Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Устные ответы |
2. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
В начальных классах вы знакомились с видами ремесла, . Получили представления о керамической и глиняной посуде и их свойствах. Подводит обучающихся к цели занятия: « расширить знания о видах росписи глиняной посуды» и ставит задачи: 1. научатся выполнять узоры Оятского ремесла; 2. научатся работать с глиной 3. научатся определять прочность окраски |
Слушают учителя Беседуют с учителем |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
3. Освоение нового материала (15 мин + 5 мин) |
Словестно-иллюстративный рассказ «Историяя Оятского ремесла». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации |
Рассказывает о месте зарождения ремесла и о истории развития Оятского промысла, характеристике глиняной посуды и е происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации |
Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями |
Фронтальная |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные:проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду |
Устные ответы |
Исследовательское задание |
- Разделите бумагу на геометрические формы. Используя приемы оригами выполните кувшин из коричневой бумаги. - Сделайте вывод, о необходимости симметрии и пропорциях при изготовлении изделия. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод |
Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод |
Индивидуальная или парная |
Познавательные:умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Устные ответы |
|
Словестно-иллюстративный рассказ «Виды орнаментов и техника выполнения рисунка». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации |
Рассказывает о значениях узора и элементах узора., отделочном производстве, способах нанесения линейных узоров (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации |
Работают с картачками, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями |
|
Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные:умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу |
|
|
Физкультминутка(5 мин) |
Проводит физкульт-минутку |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные:положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
|
|
4.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону. (8 мин + 24 мин + 5 мин)
|
Организация рабочего места
Лабораторная работа
Лабораторная работа
|
Проверяет организацию рабочего места Оформление кувшина в стиле Оятской росписи. Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Выполнение кругового Орнамента. Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности |
Организуют рабочее место
Выполняют задание
Выполняют задание
|
Индиви-дуальная
Индиви-дуальная
Индиви-дуальная
|
Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
|
|
Лабораторная работа |
Сравнительный анализ прочности окраски изделия Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе |
Выполняют задание |
Индиви-дуально |
Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
|
|
|
5. Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин) |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: 1) Как называется процесс получения посуды из глины? 2) Где родина Оятского ремесла? 3) 1Iеречислите виды кухонной утвари. 4) Назовите цвета, которые используют для росписи Оятской посуды. |
Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их |
Фронтальная |
Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные:оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы |
|
Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин) |
Объясняет задание §14 стр. 82
|
Слушают учителя |
Индиви-дуальная |
|
|
Самоанализ урока.
Класс – 5.
Предмет - Технология.
Учитель: Мельник Елена Владимировна
МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань» Комсомольсокго района Хабаровского края
Тема урока: Планирование создания изделия. Предметы народного быта в стиле Оятской керамики »
УМК: П. С. Самородский, Н.В. Синицина., В. Д. Симоненко , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015.
Тип урока – комбинированный
Цели и задачи урока.
Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно.
Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер.
Организация урока. Этапы урока выделены в соответствии типу, имеют логические переходы, которые осуществляются с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. Учитель свободно владеет ИКТ-технологиями. В начале урока в соответствии с темой была представлена презентация на данную тематику, сопровождаемая картинками. Мотивация была на высоком уровне. Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, алгоритмов: перед обучающимися были наглядно представлены незнакомые предметы быта выполненные из различных материалов . Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала. Во время практической работы учащимися на доске были представлены образцы, с помощью которых дети выполняли лабораторную работу. В конце урока учителем был подведен итог самооценок обучающихся в виде символов улыбок, соответствующие настроению, что наглядно представило общую картину рефлексии по результатам урока.
Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое обучение, информационные технологии
Содержание урока. Содержание урока соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, задачам, имеет научную основу, соответствует программе, возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся. На уроке просматривается связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них самостоятельной познавательной активности. Присутствовала интеграция учебного материала (межпредметная и внутрипредметная). На уроке использовались разные наглядные материалы, учитывающие специфику восприятия детей школьного возраста. Информационно-коммуникационные средства были использованы в течение всего урока. Помимо учебников и тетрадей обучающиеся пользовались различными видами источников информации.
Методика проведения урока. Учителем ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая). Самостоятельность обучающихся в выборе форм представления. На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность детей. Учитель на уроке использовал методы познания (наблюдение, сравнение, поиск информации), тем самым создавая условия развития познавательных УУД. Разнообразные средства, методы, формы, приемы обучения были использованы целесообразно в соответствии с темой и направлены на развитие УУД, познавательной самостоятельной активности. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: прослушивание песни, физкультминутка под музыку, исполнение песни, позволившие детям сменить вид деятельности, для снижения утомляемости и активизации знаний.
Психологические основы урока. Учитель учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. На уроке происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся.
Результаты урока. Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету.
Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.
rjcvjc1000