Сценарий внеклассного мероприятия «Творите, люди, на земле добро!»

3
0
Материал опубликован 3 March 2018

Сценарий «Творите, люди, на земле добро


 

Цель:

привлечь внимание обучающихся к охране окружающей среды, бережному отношению того, что находится рядом;

учить быть благодарными старшему поколению, которое своим трудом сохранило для нас удивительные уголки природы, животных, растения;

воспитывать желание каждого, приложить усилия для преобразования окружающей среды.

 

На мероприятии могут быть использованы: компьютер, рисунки и

плакаты: «Учись понимать природу, стань её другом и защитником»,

«Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных»,

«Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах», «Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней».

В игре могут принять участие 2 команды разных классов, игра может пройти в одном классе.


 

Ход мероприятия


 

Ведущий: Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!" слова М.Пришвина на экране)

Творите, люди, на земле добро!


 

На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

Нам без него не выстоять, не выжить,

Не распознать, кто рядом - друг иль враг.

Не обличить под лестью верных выжиг

И не понять, где дружба, а где так.

Волос щадите слабых серебро.

Во зле людей не проклинайте  

Вернется к вам, вы это знайте...

Творите, люди, на земле добро!

Спешите, люди, оставлять добро  

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро.


 

Конкурс «Жалобная книга»


 

(Ведущий зачитывает жалобу того или иного животного, не называя автора, а команды должны отгадать, кто автор жалобы).


 

Сова: «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!»


 

Щука: «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!»


 

Кукушка: «Я знаю, что многие меня осуждают, за то, что плохая мать. А я что, плохая, да я своих деток спасаю. Чем я их кормить буду? А вот у  приёмных родителей им хорошо – всегда вкусный обед готов, опять же забота и уход обеспечены. Так что мамаша я, как раз, замечательная!»


 

Волк: «Знаете как обидно мне, всю свою жизнь тружусь. Медработник всё же, хоть и мала квалификация. А такие нужные дела делаю. А мне всё серый, серый! Злой говорят, опасайтесь его. А что меня опасаться – сам многих боюсь. А если и обижу кого, то не во вред, а скорее для пользы – я порядок в лесу люблю!»

Отгадай правильно загадки и узнаешь,

где можно встретиться с этими героями!

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей. (азереб)

На большой цветной ковёр села эскадрилья,

То откроет, то закроет расписные крылья.  (икчобаб)

У меня ходули – не страшны болота, лягушат  найду ли,- вот моя забота.  (ялпац)

Есть в реке работники: не столяры, не плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (ырбоб)

Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля,

Поднялись клином от земли сегодня утром. (илваруж)

6. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.  (кинжородоп)  

Конкурс «Экомячик»: передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик, 
Долго-долго по рукам, 
У кого остался мячик, 
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

Что значит «Волка ноги кормят»?

(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

Каких зверей называют «шатунами»?

(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)

Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.

(Бледная поганка.)

Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)

Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)

Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)

Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)

Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)

Вопросы можно задавать по очереди каждой команде.

(Один правильный ответ - 1 бал)

Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)

Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)

У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)

Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)

Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)

Как и у елки, у него иголки. (Еж.)

Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)

Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)

Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»?(Соболя.)

Конкурс «Бюро погоды»

Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 2 команды:

Какая будет погода?

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)

Отгадай загадку

Предлагаю вам, ребятки, отгадать мои загадки:

- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево)

- Свесила ветки с обрыва старая грустная… ива.

- Стоит у плотины, на коре морщины, ветки густые, листья разные, хорош на сруб красавец… дуб

- Душистые почки, клейкие листочки, белая кора, догадаться пора, славные слезы у нашей… березы.

- Ну и платье, сплошь иголки, его носят вечно … елки.

- Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь: «Брысь!»

Потому что это…        (рысь)

Ведущий.

«Ох, и молодцы, ребятки,

Отгадали все загадки.

С природой, думаю, все вы дружны,

А знания ваши природе нужны»

Конкурс «Поведение на природе»


 

Ведущий. «На этих картинках изображены правила поведения

в природе, я буду по очереди их показывать обеим командам, а вы ответите. Что они обозначают?»

Почему так можно или нельзя делать?

Соблюдайте ли вы эти правила сами?


 

Итак, начали:

«Не разоряй птичьих гнезд», «Не трогай птичьи яйца» (птица-мама может не вернуться в гнездо; гнездо-дом птиц,  а без приглашения в него лезть нельзя)

«Не трогай бабочек руками» (затронув бабочку, ты собьешь с крыла чешуйки, и она не сможет летать).

«Не разоряй муравейник» (муравьи-санитары леса; разоряя муравейник, ты ломаешь их дом).

« Не разводи костры» (На этом месте долгие годы не сможет расти трава).

«Не топчи мухоморы» (Мухоморы - это лекарство для лесных зверей, например, лосей).

«Не трогай и не бери с собой лесных зверюшек» (мама может не подойти к своему детенышу, от него будет запах ваших рук).


 

Конкурс «Узнай животное по описанию»


 

1. Это животное  - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим  голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/

2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и  долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это?   /бобр/

3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это?  /ёж/

4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это?  /медведь/

5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/

6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это?  /лиса/


 

Конкурс «Собери пословицу!» 

В конверте пословицы, разрезанные на слова.


 

1. Много снега, много хлеба.

2. Береги нос в большой мороз.

3. Весна красна цветами, а осень пирогами.

В это время игра со зрителями.


 

Загадки:

1. Рыбам жить зимой тепло:

Крыша – толстое стекло /лёд/

 

2. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути  /снег/

 

3. Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес /мороз/

 

4. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? /норка/

 

5. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – белого найдёт /заяц и лиса/

 

6. Водяные мастера

Строят дом из топора /бобры/

 

7. По земле ходит, неба не видит.

Ничего не болит, а всё стонет  /свинья/

 

8. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь /кузнечик/

 

9. В зоопарке верь, не верь

Проживает чудо – зверь.

У него рука во лбу

Так похожа на трубу /слон/


 


 


 


 

Ведущий:


 

«Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даёшься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится!»


 

Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.


 

Викторина «Узнай по описанию»


 

1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/

2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/

3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/

4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. дятел/

5. Эта птица кричит громче всех /павлин/

6. Эта птица живёт на болоте /цапля/

Игра со зрителями «Викторина по окружающему миру»:


 

1. Что находится в мыльном пузыре?

- мыло

- воздух

- вода

2.   К какому виду транспорта относится такси?

- личный

- общественный

- специального назначения

3. Укажи ягоды, растущие на болоте:

 - клюква

 - черника

 - малина

4. Где весной раньше начинает таять снег?

- в  городе

- в лесу

- в поле

5. Сколько ног у паука?

- 4

- 6

- 8

6.   Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?

- стадо

- компания

- стая

7.   Какое растение в народе называют порезник, ранник?

- ландыш

- одуванчик

- подорожник

8. Какую горную породу составляют эти минералы: полевой шпат, слюда, кварц?

- глина

- гранит

- кремень

9.   Что находится в футбольном мяче?

- ничего

- воздух

- водород

10.  Как называется твёрдое состояние воды?

- пар

- снег

- лёд

11.  Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?

- кустарники

- деревья

- травы

12.  Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

- птицы

- рыбы

- млекопитающие

13.  Что относится к живой природе?

- дерево

- камень

- вода

14.  К какому виду транспорта относится поезд?

- наземный

- воздушный

- водный

15. Что даёт город селу?

- обувь

- зерно

- мясо

16. Какую птицу называют лесным доктором?

- синица

- поползень

- дятел

Ведущий. Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Ребята наблюдают за муравьями. (с)

Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята огородили муравейник. (с)

Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Ученики очищают парк от мусора. (с)

Ребята увидели гнездо в траве. (к)

Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

Дети сильно шумят в лесу. (ч)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Мальчик полез в кусты за мячом. (к)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

Дети вешают кормушку. (с)

Дети ловят в пруду головастиков. (ч)

Мальчики рассматривают жука. (к)

Дети развешивают скворечники в парке. (с)

Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)

Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)

Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)

Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)

Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)

Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)

«Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

Заключение

(ученица читает стихотворение)

«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба – 
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.