Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мир эмоций»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии для учащихся 2 класса на тему: «Мир эмоций»
Цель: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями человека.
Задачи:
Образовательные:
– актуализировать знания об эмоциях и настроении;
– активизировать интерес к переживаниям окружающих;
– способствовать к принятию любого эмоционального переживания.
Развивающие:
– развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей;
– развивать эмпатию;
– развивать навыки саморегуляции и контроля.
Воспитательные:
– воспитывать терпимое отношение к чужим недостаткам;
– воспитывать умение вежливо обращаться с окружающими людьми;
– воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.
Ожидаемые результаты:
личностные: учащиеся приобретут уверенность в выражении разных эмоций,
метапредметные: смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, регулировать свое эмоциональное состояние , учитывать эмоциональное состояние других людей.
Формирование БУД.
Личностные базовые учебные действия:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Коммуникативные базовые учебные действия:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс.)
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные базовые учебные действия:
Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные базовые учебные действия:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Ход занятия.
Орг. момент.
– Сегодня, ребята, я предлагаю вам подружиться с необычными существами – нашими эмоциями. Но сначала давайте поздороваемся друг с другом.
Детям предлагается поздороваться друг с другом, улыбнувшись и передавая друг другу мяч, и произнося фразу: «Здравствуй, (имя участника!)»
Вводная часть.
– Ребята, посмотрите на доску. Ребята, что вы увидели?
Здесь различные фотографии одного и того же мальчика. Посмотрите, одинаковое ли у него лицо на всех фотографиях? Выражения лиц были разными?
Мы увидели радость, грусть, испуг, злость. (Ответы детей).
Давайте с вами поговорим сегодня о нашем лице и о том, как оно меняется, когда мы испытываем разные чувства.
Давайте покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными (как кот на солнышке). А теперь покажем, как мы умеем грустить (как осенняя туча). Сделайте грустное лицо. А сейчас давайте испугаемся (как заяц, увидевший волка). Давайте покажем, как мы умеем сердиться (когда у вас забрали мороженое).
Основная часть.
– Что такое эмоции? (Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!)
Назовите эмоции, которые вы знаете. (Спокойствие, радость, страх, злость, обида, стыд, зависть, удивление, скука, удовольствие, восхищение.)
Мы перечислили разные эмоции. Они влияют на наше настроение.
Упражнение «Закончи предложение».
– Предлагаю вспомнить те ситуации, в которых мы испытывали разные эмоции. Закончите предложение, которое я прочитаю. Начну с себя.
Мне страшно, когда на улице сильная гроза, гремит гром, сверкает молния.
Мне обидно, когда… (меня ругают)
Я радуюсь, когда… (вижу своих друзей / светит солнышко)
Я грущу, когда… (остаюсь один дома / идет дождь)
Я волнуюсь, когда… (выхожу к доске)
Мне интересно, когда… (учитель объясняет новую тему урока)
Мне страшно, когда… (в комнате темно)
– Ребята, каждый день мы испытываем разные эмоции и это здорово!
Игра «Определи эмоцию»
– Сейчас я раздам вам карточки с эмоциями ребенка. Карточки эти состоят из нескольких частей, но я их все перепутала. Вам нужно собрать карточку, определить, какая эмоция изображена, и объяснить, почему ты так думаешь.
Упражнение «Солнышко и тучка»
– У меня есть две картинки (солнышко и тучка). Какое у нас солнышко? (радостное) Какая тучка? (грустная) Сейчас я буду зачитывать название эмоций, а вы должны догадаться, какие эмоции надо положить к солнышку (радость, удовольствие, восторг, восхищение), а какие – к тучке (грусть, огорчение, страх, злость)?
– Назовите, какие эмоции вы отнесли к солнышку? Почему вы выбрали солнышко именно для этих эмоций?
– Назовите, какие эмоции вы отнесли к тучке? Почему вы выбрали тучку именно для этих эмоций?
Упражнения «Избавление от гнева».
– Ребята, как вы думаете, можно или нельзя злиться друг на друга? На друзей? Почему?
Дети: отвечают.
– Правильно, злиться нельзя, потому что можно обидеть друг друга.
– Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом, не обижая и не причиняя, другому человеку боль.
Динамическая пауза «Ноги топают»
– Наша злость живет в наших ножках. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. (Дети выполняют задание).
Упражнение «Дорисуй лицо»
– Посмотрите на картинки, что вы видите? (лицо) Нам с вами нужно на первой картинке нарисовать веселое лицо, на второй – грустное.
– Ребята, если долгое время нам грустно или мы злимся, что нужно делать? (Нужно избавляться от плохих эмоций)
– Бояться отрицательных эмоций не нужно. Надо научиться управлять ими. Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выгнать отрицательные эмоции.
Упражнение «Коробочка плохих чувств»
– Страх, злость, грусть – плохие чувства, они с нами не останутся. Сейчас я научу вас, как от них избавиться. Если мы сильно разозлились, то возьмем лист бумаги, скомкаем его, бросим в коробочку и плотно закроем их там. (Психолог подносит к каждому ребенку коробочку)
– Стало ли вам легче после того, как вы избавились от плохих эмоций и чувств?
Заключительная часть
Рефлексия.
– Ребята, понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Какой мы можем сделать вывод из нашего занятия?
Вывод: Правильно, в нашей жизни должны быть только хорошие и позитивные эмоции. И мы должны стараться сделать так, чтобы плохие и негативные эмоции обходили нас стороной.
– А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте закроем глаза и мысленно передадим друг другу самое хорошее чувство. Какое? Конечно, радость.