Программа для 8 класса «Мир химии»
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
- участвовать в проектно- исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные:
Обучающийся научится:
- осознавать роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- понимать смысл химических терминов;
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
Содержание программы
История химии. Основные направления практической химии в древности. Алхимический период в истории химии.
Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева.
Химическая революция. Основные направления развития современной химии. Современные методы исследования.
Химические соединения, используемые для питания: соль, сахар, крахмал, жиры, уксусная кислота, пищевая сода. Меры безопасности при обращении с этими веществами.
Лекарственные вещества. Меры безопасности при обращении с ними. Домашняя аптечка.
Из истории моющих средств. Синтетические моющие средства. Средства личной гигиены и парфюмерии. Меры безопасности при обращении с ними.
Препараты бытовой химии. Меры безопасности при обращении с ними.
Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры. Меры безопасности при обращении с ними.
Спички. История изобретения спичек. Процессы, протекающие при зажигании спички. Бумага. От пергамента и шелковых книг до наших дней. Карандаши. Состав цветных карандашей. Акварельные краски. Графит. Пигменты. Стекло. Из истории стеклоделия. Посуда из стекла. Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Химия одевает нас современно.
Влияние человека на атмосферу. Химическое загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнителей на живые организмы. Современные промышленные технологии, уменьшающие химическое загрязнение окружающей среды.
Практические работы: «Салициловая кислота и опыты с ней», «Изготовление мыла», «Выведение пятен препаратами бытовой химии в домашних условиях», «Знакомство с разными видами глины, керамических изделий и минералов», «Исследование волокон».
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
История химии. Основные направления практической химии в древности |
1 |
|
Алхимический период в истории химии |
1 |
|
Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова |
1 |
|
Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева |
1 |
|
Химическая революция |
1 |
|
Основные направления развития современной химии |
1 |
|
Современные методы исследования |
1 |
|
Химические соединения, используемые для питания: соль, сахар |
1 |
|
Химические соединения, используемые для питания: крахмал, жиры |
1 |
|
Химические соединения, используемые при приготовлении пищи: уксусная кислота, пищевая сода. Меры безопасности при обращении с этими веществами |
1 |
|
Лекарственные вещества. Меры безопасности при обращении с ними |
1 |
|
Домашняя аптечка |
1 |
|
Практическая работа №1: «Салициловая кислота и опыты с ней» |
1 |
|
Из истории моющих средств. Синтетические моющие средства. Меры безопасности при обращении с ними |
1 |
|
Средства личной гигиены и парфюмерии |
1 |
|
Препараты бытовой химии. Меры безопасности при обращении с ними |
1 |
|
Практическая работа №2: «Изготовление мыла», «Выведение пятен препаратами бытовой химии в домашних условиях» |
1 |
|
Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры. Меры безопасности при обращении с ними |
2 |
|
Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры. |
|
|
Спички. История изобретения спичек. Процессы, протекающие при зажигании спички |
1 |
|
Бумага. От пергамента и шелковых книг до наших дней |
1 |
|
Карандаши. Состав цветных карандашей. Акварельные краски |
1 |
|
Графит. Пигменты |
1 |
|
Стекло. Из истории стеклоделия. Посуда из стекла |
1 |
|
Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов |
1 |
|
Практическая работа №3: «Знакомство с разными видами глины, керамических изделий и минералов» |
1 |
|
Химия одевает нас современно |
1 |
|
Практическая работа №4: «Исследование волокон» |
1 |
|
Влияние человека на атмосферу |
1 |
|
Химическое загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнителей на живые организмы |
1 |
|
Современные промышленные технологии, уменьшающие химическое загрязнение окружающей среды |
1 |
|
Подготовка проектных работ «Химия и повседневная жизнь человека» |
2 |
|
Подготовка проектных работ «Химия и повседневная жизнь человека» |
|
|
Защита проектных работ «Химия и повседневная жизнь человека» |
1 |