Рабочая программа по химии (8 класс, для коррекционных школ)

0
0
Материал опубликован 21 January 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

Пояснительная записка

Данная программа по химии для 8 класса разработана на основе программы О.С. Габриеляна, (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.). Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей учащихся и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).

Цели:

обеспечение усвоения школьниками теоретических и прикладных основ химии в 8 классе на базовом уровне преподавания предмета. Осуществление личностно-ориентированного учебного процесса по химии путём внедрения активных форм и методов обучения и новых информационных технологий.

Задачи:

освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

-ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;

-преодоление речевого недоразвития посредством обучения химии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой деятельности).

-максимальное расширение речевой практики, использование химического материала в речи, в разных видах общения.

-развитие устной и письменной речи средствами предмета;

-использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;

-учёт индивидуальных и психофизических особенностей школьников, их природных задатков и способностей.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать:

химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество, классификация веществ, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, группа, период, кристаллическая решётка, металлическая связь, ионная связь.

основные законы химии: периодический закон; закон сохранения вещества, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, закон Авогадро.

Уметь называть: химические элементы по их символам; соединения изученных классов; соединения щелочных металлов оксиды, гидроксиды, основания, соли, соединения алюминия, железа по их химическим формулам.

Уметь характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка)

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);области применения железа; неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ.

Уметь составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями); уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием; уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и железа; уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода, углерода, серы, фосфора.

Уметь объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств щелочных металлов в

пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых

периодов и главных подгрупп; двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Уметь: использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009№216

Обязательный минимум содержания основного общего образования.

Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. (Биология Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, -М.:Дрофа)

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005).

Горковенко М.Ю. Химия. 9 -10 класс: Поурочные разработки по химии к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; -М.: ВАКО, 2005.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

Учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

ГабриелянО.С. Химия. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9» \О.С.Габриелян, А.В.Якушева. -М.: Дрофа, 2004.

Э.Гроссе Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.-Л.:Химия,1985

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС Тема 1. Введение (18 часов, из них 2 часа пр.р., 1час к.р.)

Цели:

Введение обучающихся в курс неорганической химии 8 класса, ознакомление с понятиями «тело» и вещество», атомным строением веществ, знаками химических элементов, понятиями «атомная и молекулярная масса», раскрытие роли химических знаний в жизни человека

Тема 2. Простые вещества (18 часов)

Цели:

ввести понятия «простые и сложные вещества», познакомить с особенностями строения и свойств простых веществ металлов и неметаллов, ввести понятие «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро», формировать умения производить расчеты по химическим формулам)

Тема 3. Соединения химических элементов (22 ч)

Цель: познакомить с формулами соединений веществ различных классов, классификацией сложных веществ, формировать умение составления формул с использованием «таблицы растворимости», формировать практические умения разделять смеси различных веществ.

Тема 5. Химические реакции (10 часов, из них4 ч на практические работы)

Цель:

дать первоначальное представление об особенностях строения и свойств органических веществ, познакомить с представителями классов органических веществ, имеющих широкое практическое применение в жизни человека

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПО ХИМИИ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5.Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность учащегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Поурочное планирование по химии, 8-а класс,

(2часа в неделю, всего 68 часов),

УМК О. С. Габриеляна

    1. ТЕМА УРОКА

Дом.зад.

Тема 1. Введение (18 часов)

1.

1.Предмет химии. Вещества

§ 1

2.

2.Превращения веществ. Химические реакции.

§ 2

3.

3.Пр.р. №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

стр.174

4.

4.П.р№2 Наблюдение за горящей свечой.

стр. 180

5.

5.Простые и сложные вещества.

§ 13-14

6.

6.Химический элемент

§ 4

7.

7.Знаки химических элементов.

§ 5

8.

8.Знаки химических элементов.

§ 5

9.

9.Химическая символика.

§ 5

10.

10.Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

§4

11.

11.Знакомство с таблицей Д.И. Менделеева.

§

12.

12.Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

§

13.

13.Химические формулы. Относительная атомная и млк масса.

стр. 34

14.

14.Расчёты по химическим формулам.

§15 стр.79

15.

15.Обобщение и систематизация знаний.

§16

16.

16.Подготовка к контрольной работе.

§

17.

17.Контрольная работа №1 по теме: «Хим.-я символика»

символика»

§

18.

18.Итоги контрольной работы.

 

1 – Четверть по плану: 18 ч., к.р.-1ч., Пр.р. -2ч

Тема 2. Простые вещества (14 часов)

 

1(19)

Простые вещества - металлы.

§13

2(20)

Простые вещества неметаллы.

§14

3(21)

Аллотропия.

§

4(22)

Количество вещества. Моль.

§

5(23)

Молярная масса вещества.

§16

6(24)

Молярный объем газов.

§

7(25)

Относительная плотность газов.

§

8(26)

Практикум по решению задач.

стр. 185

9(27)

Практикум по решению задач.

стр. 186

10(28)

Практикум по решению задач.

§

11(29)

Подготовка к контрольной работе.

§

12(30)

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

§

13(31)

Итоги контрольной работы.

§

14(32)

Обобщающий урок.

2 – Четверть по плану: 14 часов. К.р. -1ч

Тема 3. Соединения химических элементов (18 часов)

1 (33)

Валентность. Индекс.

§

2(34)

Определение валентности.

§

3(35)

Составление формул по валентности.

§

4(36)

Определение валентности по химической формуле.

§

5(37)

Закон сохранения массы.

§26

6(38)

Химическое уравнение. Коэффициент.

§27

7(39)

Составление химических уравнений.

§28

8(40)

Решение химического уравнения.

§28

9(41)

Степень окисления.

§17

10(42)

Составление формул сложных веществ по степеням окисления.

§17

11(43)

Оксиды. Летучие водородные соединения.

§

12(44)

Основания. Кислоты.

стр.91,218

13(45)

Соли. Решение заданий на классификацию веществ.

§19,39

14(46)

Кристаллические решётки.

§20,38

15(47)

Растворы. Чистые вещества и смеси.

§21,41

16(48)

Подготовка к контрольной работе.

§42

17(49)

Контрольная работа №3 на тему:

«Соединения химических элементов»

§42

18(50)

Итоги контрольной работы.

§22

 

3 – Четверть по плану: 18 часов. К.р. -1ч.

§34

   

стр. 185

   

§

 

3 – Четверть по плану: 18 часов. К.р. -1ч.

Тема 4. Химические реакции (14ч)

 

1(51)

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

§25

2(52)

Пр.р.№3 Признаки химических реакций.

стр.183

3(53)

Типы химических реакций. Реакции соединения и разложения.

§29,30

4(54)

Пр.р.№4 Получение кислорода и изучение его свойств.

§18

5(55)

Реакции замещения

§31

6(56)

Пр.р. №5 Получение водорода и изучение его свойств

стр.222

7(57)

Реакции обмена.

§32

8(58)

Реакции нейтрализации.

стр.164

9(59)

Обобщение знаний о типах химических реакций.

§

10(60)

Тепловой эффект химической реакции.

§

11(61)

Решение задач на тепловой эффект.

 

12(62)

Решение задач на тепловой эффект.

 

13(63)

Подготовка к контрольной работе.

 

14(64)

Контрольная работа №4 по теме: «Химические реакции»

 

15(65)

Итоги контрольной работы

Повторение (3ч)

 

1(66)

Повторение

§

2(67)

Повторение

§

3(68)

Повторение

§

 

4 четверть. По плану: 18ч. Пр.р.- 3ч. К.р. – 1ч.

Год по плану:68ч. Пр.р.- 5ч. К.р.-4ч.

 

Приложение

Речевой материал по химии 8 класс 1-четверть

Назови химический элемент :

1. Аргентум – (серебро) (Aq)

2. Аурум (золото) (Au)

3. Нитрогениум – азот (N)

4. Сульфур – сера (S)

5. Феррум – железо (Fe)

6. Карбонеум – углерод ( C )

7. Оксигениум – кислород (O)

8. Купрум – медь (Cu)

9. Гидрогениум – ртуть (Hq)

10. Химия – это наука о веществах и их превращениях

11. Что такое вещество?

Вещество – это то, из чего состоит физическое тело

12. Что называется химическим элементом?

Определенный вид атомов

13. Назовите сложные вещества:

Вода, углекислый газ, сахар, аммиак, метан.

14. Какие явления называются химическими?

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие

15. Какие явления называются физическими?

Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

16. Назови 3 агрегатных состояния воды.

(Пар, лед, вода,; газ, твердое вещество, жидкость)

17. Назови формулу:

H2O (аш два о) молекула воды,

СН4 (цэ аш четыре) молекула метана –болотный газ

Вопросы для развития слухового восприятия

3 четверть 8 класс Химия

1.Какие ты знаешь металлы? Натрий, кальций, магний, серебро, золото, железо, медь, барий, цинк…

2.Назови драгоценные металлы. Серебро, золото, медь

3.Назови жидкий металл. Ртуть

4.Где используется ртуть? Ртуть используют для изготовления термометров.

5.Какие неметаллы ты знаешь? Кислород, водород, сера, фосфор, углерод, азот, хлор, бром

6.Из чего состоит молекула? Из атомов

7.Какие тебе известны молекулы? Молекула воды, метана, фосфина, углекислого газа, угарного газа

8.Какой газ выдыхает человек? -углекислый газ

9.Какой газ называют болотным и почему? Метан называют болотным, потому что он выделяется из болота

10.Какой металл легко ржавеет? Железо

4.Кто открыл периодический закон? Дмитрий Иванович Менделеев

5.Из чего состоит таблица Менделеева? Из периодов и групп

6.Сколько групп в таблице? 8 восемь

7.Сколько периодов в таблице Менделеева? Семь

8.Что такое группа? –вертикальный ряд элементов, объединяющий сходные по свойствам элементы.

9.Что такое период? Горизонтальный ряд элементов, начинающийся с щелочно-земельных металлов и заканчивающийся инертным газом.

10Чему соответствует номер группы? Номер группы соответствует валентности элементов.

11.Чему соответствует номер периода? Количеству электронных слоев в атоме.

12.Что такое валентность? Способность химического элемента присоединять к себе определенное количество других атомов.

13.Чему соответствует порядковый номер? Заряду ядра

14.Из чего состоит ядро атома? Из протонов и нейтронов

15.Какой заряд имеют протоны? Положительный

16.Какой заряд имеют нейтроны? Не имеют заряда

17.Какой заряд имеют электроны? Отрицательный

18.Почему атом электронейтрален? Количество протонов равно количеству электронов.

19.Какую химическую посуду вы знаете? Пробирка, пипетка, цилиндр, колба, стаканчик, чашка Петри, весы, штатив, спиртовка

20.Что такое химия? –это наука о веществах , о свойствах веществ и их превращениях

21.Что такое вещество-это то, из чего состоят физические тела

Вопросы РСВ по химии 8 класс 4-четверть

1. Что такое химия? (- это наука о веществах их свойствах и превращениях)

2. Вещества – это то, из чего состоят физические тела.

3. Что такое химический элемент – определенный вид атомов.

4. Какие вещества называются простыми. (-вещества, которые образованы атомами одного химического элемента).

5. Приведите примеры простых веществ? – молекулы газов: кислород , азот , водород ; металлы: железо , медь , алюминий .

6. Какие вещества называют сложными? – вещества, которые образованны атомами разных химических элементов.

7. Приведите примеры сложных веществ: вода H2O, углекислый газ CO2, поваренная соль NaCl, аммиак NH3, серная кислота H2SO4.

8. Что такое свойства веществ ?- это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

9. Что называют свойствами – свойствами называют признаки, позволяющие отличить одни вещества от других.

9. Что называют явлениями - явления это различные изменения, которые происходят с веществами.

10. Что такое химические явления? – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.

11. Какие явления называются физическими? – явления , при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

12. Что такое молекула? Молекулы – это мельчайшие частицы вещества, состав которых и химические свойства такие же, как у данного вещества.

13. Что такое атом? Атом – это мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят молекулы. Атом – это мельчайшая частица химического элемента.

14. Относительной атомной массой элемента называют… ( отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода)

15. Что такое валентность – это способность химических элементов присоединять определенное число атомов других элементов.

16. Определи валентность по формуле: CuO, Na2O, H2S, SO3, Fe2O3

17. Правило построения молекул по валентности. Число единиц валентности всех атомов одного элемента должно быть равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

18. Составь химическую формулу по валентности: KO, AlCl, AlO, CH, NH

20. Высчитать относительную атомную массу следующих молекул:

Mr (H3PO4) = Mr (HNO3) = Mr (H2SO4) =

Рабочая тетрадь по химии для школьника 8 класса

Предмет химии. Вещества.

По учебнику стр 5 выпишите определения и выучите их.

1. Химия – это ………………..

2. Всё, что нас окружает – это физические тела, например: дерево, дом, стол, велосипед, посуда, машина, карандаш, сумка, телефон

3.Назовите физические тела: ……………

4. Нарисуйте рис 1 на стр 5

5.Вещество – это то, из чего состоит физическое тело.

6.Физические тела из стекла:

1. Колба 2. Пробирка 3. Химический стакан

4. Воронка 5. Химическая палочка

1. 2. 3. 4.5.

7. Физическое тело состоит из вещества, например:

Физическое тело вещество

Вилка состоит из алюминия

Ложка состоит из серебра

Стул состоит из древесины или дерева

Книга состоит из бумаги

Стакан состоит из стекла

8.Допишите из каких веществ состоят следующие физические тела.

1.Кастрюля состоит из………………………….

2.Свечка состоит из………………………….

3.Капля – состоит из………………………….

4.Ключ – состоит из………………………….

5.Конфета – состоит из………………………….

6.Батарея – состоит из………………………….

7.Тарелка – состоит из………………………….

8.Гвоздь – состоит из………………………….

9.Драгоценный камень – состоит из………………………….

Слова для справок: глина, воск, сахар, вода, медь, железо, чугун, алюминий, алмаз.

Закрепление темы: «Вещества и физические тела»

Из перечня слов выберите в две колонки отдельно:

Физическое тело вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Перстень, алмаз, ваза, вода, капля, свеча, провод, алюминий, браслет, медь, стол, кирпич, кремний, кулёк, полиэтилен, кислород, шарик, тарелка, глина, лед, резина.

Составь 10 предложений, используя перечень веществ и физических тел, например:

У мамы на руке медный браслет.

Люди дышат кислородом.

Кирпич делают из глины и песка.

1…………………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………………

3…………………………………………………………………………………

4…………………………………………………………………………………

5…………………………………………………………………………………

6…………………………………………………………………………………

7…………………………………………………………………………………

8…………………………………………………………………………………

9…………………………………………………………………………………

10……………………………………………………………………………….

Ответить на вопросы:

1. Из чего состоит лед.

………………………………………………………………………………….

2. Из какого вещества состоят тарелки?

………………………………………………………………………………….

3. Стол, стул делают из…….

………………………………………………………………………………….

4. Провода бывают из разных веществ; назовите эти вещества……………………………………………………………………….

5. Шариковая ручка бывает из…………., ……………, ………….. .

1. Выпишите соответственно названия веществ и названия тел,

слова приведены ниже:

Вещество

Тело

   
   
   
   
   
   
   
   
   

Медь, монета, стекло, стакан, пробирка, колба, глина, полиэтилен, вазон, проволока, ведро, алюминий, кольцо, золото, учебник, ручка, пластмасса.

2. Выпишите качественные прилагательные и придумайте к ним существительное:

Лёгкий, круглый, длинный, тяжелый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, мягкий, вогнутый, жидкий, прозрачный.

- которые могут быть отнесены:

а) к веществам б) к телам

1. Легкий металл 1. Круглый стол

………………………………………………………….

…………………………………………………………..

…………………………………………………………..

………………………………………………………….

………………………………………………………….

………………………………………………………….

3.Простые и сложные вещества на стр 7 выпишите определения:

Простые вещества-

Сложные вещества-

4.Превращения вещества №2 стр 12

Явления – это различные изменения, которые происходят с веществами.

Например: испарение воды, плавление свечи, сгорание веществ, скисание мололка

Химические и физические явления.

1. Явления бывают

1.физические 2. Химические

2.Выписать на стр 13 определения хим. и физ. явлений и привести примеры химических и физических явлений

3.Физические явления-…………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

4.Химические явления…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

5.Какие из перечисленных явлений относятся к физическим явлениям, а какие к химическим явлениям:

А) ржавление железа б) замерзание воды

В) горение бумаги г) плавление металла

Д) скисание молока е) замерзание воды

Ж) растворение соли з) гниение растительных остатков

И) подгорание пищи на сковороде к) таяние снега

Л) плавление воска (у свечи)

6.Подготовиться к зачету: выписать и запомнить.

Зачет

Химия - это………………………………

Вещества – это …………………..

Привести 7 примеров физических тел и веществ из которых состоит эти тела.

Явления-это…………………………………………………

Химическое явление – это ……………………………………….

Например:

Физическое явление – это …………………………………..

Перечислите названия химической посуды:

Зачет

1.Химия -это……………………………………………

2.Вещества – это ………………………………………

3.Привести 7 примеров физических тел и веществ из которых состоит эти тела.

4.Явления-это…………………………………………………

5.Химическое явление – это ……………………………………….

6.Физическое явление – это …………………………………..

7.Перечислите названия химической посуды:

Урок №

Практическая работа № «Химическое оборудование.»

Цель: познакомить учащихся с химическим оборудованием

Оборудование:

Колбы химические, 1.круглодонная колба, 2.коническая колба,3. пробирка,

4.химический стакан,5. воронка,6. спиртовка 7.штатив.

Ход работы.

Рассмотреть и зарисовать химическую посуду:

1.2.3. 4. 5.6.7.

Практическая работа № «Горение свечи»

Цель: изучение пламени свечи, сравнение фаз пламени по коэффициенту действия.

Оборудование: спиртовка, пробирки.

Ход работы. (ТБ)

Перед началом работы учитель делает инструктаж по технике безопасности при работе с огнем. Знакомит уч-ся с разными способами тушения пожара.

1. Зажечь спиртовку и изучить строение пламени.

2.Зарисовать спиртовку и подписать ее части

3. Зарисовать пламя и отметить, какая часть пламени самая яркая, а какая

самая горячая.

4. Сделать вывод.

Тема: « Физические тела и вещества».

Разные тела можно изготовить из одного вещества

Из алюминия изготовляют:

1. 2.3.4.5

 

Из железа изготовляют:

1. 2. 3.4.

Поиграй в крестики нолики:

Вещество или тело

медь

свеча

Лед

ложка

Черепица

Капрон

резина

воск

ртуть

Колба

айсберг

Вода

Железо

Кирпич

Миска

серебро

брусок

Железо

ложка

снег

Вода

золото

цинк

алюминий

самолет

песок

кружка

дом

дерево

Азот

ручка

фосфор

Шар

кислород

коробок

цинк

Занимательная химия.

Углерод (С- карбонеум). Из углерода делают грифели для простых карандашей.

Сажа, уголь – тоже состоят из углерода, но что удивительно, драгоценный камень алмаз тоже состоит из углерода.

Обточенный, ограненный алмаз – это бриллиант.

Растения, животные и человек для дыхания используют газ – кислород (О2), а выдыхают углекислый газ (СО2).

При горении кислород сгорает, а выделяется углекислый газ.

Кислород (О2) поддерживает горение.

Если у вас загорелось что – либо на столе, то достаточно накрыть огонь одеялом или шубой и огонь потухнет, так как кислород больше не поступает.

Для питания на свету растения поглощают углекислый газ.

Серебро –(Ag аргентум ) – металл который убивает бактерии .

Святая вода в церквях хранится в серебряной купели, потому она и не портится.

Всё живое не может жить без воды. Молекула воды (H2O –аш-два-о)

Водород (аш Н) – легкий газ (гидрогениум ) (гидро- вода; гениум – рождаю)

Водород – газ, соединяется с кислородом дает нам воду.

Металлы алюминий и медь сильно отличаются по свойствам.

Аl – твердый, пластичный, серебристого цвета, тяжелее воды, электропроводный.

Сu – медь твердый металл красного цвета, хорошо проводит электрический ток, пластичное, легко вытягивается в проволоку.

Вопросы: Физические свойства веществ

Свойства веществ – это признаки по которым одни вещества отличаются от других

1. Какой металл может убивать бактерии?

2. Какой газ используют растения и животные для дыхания?

3. Какой газ растения используют при питании?

4. Как потушить пожар в доме, школе?

5. Из какого вещества делают грифели для карандашей?

6. Из какого вещества состоит алмаз?

7. Чем отличается алюминий(Al) от меди( Cu?)

8. О каких веществах идет речь?

Я газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду.

Покажи и назови русское название химического элемента.

1.АУРУМ 2.АРГЕНТУМ

3.ФЕРРУМ 4.КУПРУМ

5.НИТРОГЕНИУМ 6.КАРБОНЕУМ

7.ОКСИГЕНИУМ 8.ГИДРАРГИРУМ

9.ГИДРОГЕНИУМ 10.ФОСФОР

11.МОЛЕКУЛА ВОДЫ

12.МОЛЕКУЛА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

13. МОЛЕКУЛА ОЗОНА

14.МОЛЕКУЛА АММИАКА

15.МОЛЕКУЛА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.

НАПИШИ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ.

1.АУРУМ 2.АРГЕНТУМ

3.ФЕРРУМ 4.КУПРУМ

5.НИТРОГЕНИУМ 6.КАРБОНЕУМ

7.ОКСИГЕНИУМ 8.ГИДРАРГИРУМ

9.ГИДРОГЕНИУМ 10.ФОСФОР

11.МОЛЕКУЛА ВОДЫ

12.МОЛЕКУЛА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

13. МОЛЕКУЛА ОЗОНА

14.МОЛЕКУЛА АММИАКА

15.МОЛЕКУЛА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

1. ХИМИЯ-ЭТО………….

2.ВЕЩЕСТВО-ЭТО………

3.ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО-ЭТО…..

4.ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ-ЭТО

Физическое тело состоит из вещества, например:

Физическое тело вещество

Вилка состоит из алюминия

Ложка состоит из серебра

Стул состоит из древесины или дерева

Книга состоит из бумаги

Стакан состоит из стекла

8.Допишите из каких веществ состоят следующие физические тела.

1.Кастрюля состоит из…

2.Свечка состоит из………

3.Капля – состоит из………

4.Ключ – состоит из………

5.Конфета – состоит из…………

6.Батарея – состоит из………………

7.Тарелка – состоит из………

8.Гвоздь – состоит из………

9.Драгоценный камень состоит из……

Слова для справок: глина, воск, сахар, вода, медь, железо, чугун, алюминий, алмаз.

Закрепление темы: «Вещества и физические тела»

Из перечня слов выберите в две колонки отдельно:

Физическое тело вещество

1. Перстень, алмаз, ваза, вода, капля, свеча, провод, алюминий, браслет, медь, стол, кирпич, кремний, кулёк, полиэтилен, кислород, шарик, тарелка, глина, лед, резина.

Составь 10 предложений, используя перечень веществ и физических тел, например:

У мамы на руке медный браслет.

Люди дышат кислородом.

Кирпич делают из глины и песка.

1…………………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………………

Ответить на вопросы:

1. Из какого вещества состоит лед.

………………………………………………………………………………….

2. Из какого вещества состоят тарелки?

………………………………………………………………………………….

3. Стол, стул делают из…….

………………………………………………………………………………….

4. Провода бывают из разных веществ; назовите эти вещества……………………………………………………………………….

5. Шариковая ручка бывает из…………., ……………, ………….. .

Новые карточки

МОЛЕКУЛЫ

Н2О(аш-два-о) молекула воды

СО2(ЦЭ-О-ДВА) молекула

Углекислого газа

СО (Цэ-о) молекула угарного газа

СН4- метан (БОЛОТНЫЙ ГАЗ)

О2-молекула кислорода

О3-молекула озона

Н2-молекула водорода

NН3 -молекула аммиака

 

Правила техники безопасности в кабинете химии тест

Вариант I.

В лаборатории пробовать вещества на вкус:

а) можно; б) нельзя; в) можно, если вещество съедобно.

Для проведения опытов можно брать вещества:

а) любые; б) знакомые; в) указанные учителем.

Для проведения опыта необходимо взять пробирку:

а) грязную, целую; б) сухую, целую; в) грязную, треснутую.

Все опыты проводить:

а) над столом; б) над тетрадью; в) над коленками.

После работы рабочее место необходимо:

а) привести в порядок; б) оставить без изменения; в) оставить убирать соседу.

Штативу придаёт устойчивость:

а) лапка; б) подставка; в) зажим.

Кольцо штатива служит для того, чтобы поместить на него:

а) пробирку; б) чашку для выпаривания; в) спиртовку.

Чтобы загасить спиртовку необходимо:

а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком.

В какой части пламени спиртовки необходимо нагревать пробирку:

а) во внутренней; б) в средней; в) в наружной.

Самая холодная часть пламени:

а) внутренняя; б) средняя; в) наружная.

Перемешивать раствор в пробирке необходимо:

а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой.

Перемешивать раствор в стакане необходимо:

а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой.

Для фильтрования растворов используют фильтр:

а) из обычной бумаги; б) из специальной бумаги; в) из фольги.

Для выпаривания растворов используют:

а) колбу; б) стакан; в) чашку для выпаривания.

Для равномерного выпаривания раствора необходимо:

а) встряхивать чашку; б) помешивать раствор палочкой; в) ничего не делать.

Правила техники безопасности в кабинете химии тест

Вариант II.

Во время практической работы принимать пищу:

а) можно; б) нельзя; в) можно с разрешения учителя.

Твёрдые вещества можно брать:

а) сухой ложкой для веществ; б) насыпать из сосуда; в) брать руками.

Избыток взятого жидкого вещества необходимо:

а) отлить в другую пробирку; б) отлить в раковину; в) отлить обратно в склянку.

Для определения запаха вещества необходимо:

а) поднести сосуд близко к лицу; б) направить рукой воздух от сосуда к носу; в) поднести сосуд к носу соседа.

Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит:

а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка.

Лапка закрепляется на стержне штатива с помощью:

а) подставки; б) кольца; в) муфты.

Спиртовку зажигают:

а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой.

Горючим веществом для спиртовки является:

а) вода; б) спирт; в) керосин.

Самая горячая часть пламени:

а) внутренняя; б) средняя; в) наружная.

Сколько по объёму жидкости можно максимально налить в пробирку:

а) 2 мл; б) 3 мл; в) 4 мл.

11.Перемешивать раствор в колбе необходимо:

а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой.

12.Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют:

а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

13.При фильтровании наливать жидкость:

а) на стенки фильтра по палочке; б) в центр фильтра по палочке; в) толстой струёй без палочки.

14.В фарфоровую чашку для выпаривания можно максимально налить раствора:

а) половину чашки; б) до краёв; в) 1/3 чашки.

15.Чашка для выпаривания в момент выпаривания раствора:

а) держится в руках; б) закрепляется в лапке штатива; в) помещается на кольцо штатива.

Тест на тему: химический элемент

1.Из этого химического элемента состоит алмаз и графит:

1.Кремний 2.Углерод 3.Сера

2.В зажигалке даёт искру:

1.Магний 2.Кремний 3.Углерод

3.Жидкий неметалл, который выделили из водорослей; его название обозначает «зловоние»:

1.Бром 2.Фтор 3.Бор

4.Газ, который разрушает озон, он содержится в холодильниках и кондиционерах:

1.Бром 2.Фтор 3.Бор

5.Золото самоварное – три года нечищеное:

1.Золото 2.Серебро 3. Медь

6.Какой металл содержится у человека в крови?

1.Железо 2.Серебро 3. Медь

7.Металл, который красиво горит в бенгальских огнях, этот горящий металл нельзя тушить водой, он при этом взрывается:

1.Железо 2.Магний 3. Медь

8.Каким соединением пишут в школе на доске?

1.Карбонат железа 2.Карбонат кальция 3.Хлорид натрия

10.Без какой соли вся пища безвкусна?

1.Карбонат железа 2.Карбонат меди 3.Хлорид натрия

11.Газ, без которого человек не проживет и 5 минут?

1.Углекислый газ 2.Фтор 3.Кислород

12.Какой металл легко режется ножницами, бегает по воде и выделяет из неё водород, сам при этом растворяется и выделяет водород:

1.Калий 2.Магний 3.Натрий

13.Единственный жидкий металл:

1.Калий 2.Магний 3.Ртуть

14.В состав спичек входят следующие элементы:

1.Кремний 2.Фосфор 3.Сера

15.Красивая голубая соль:

1.Сульфат меди 2.Карбонат меди 3.Хлорид натрия

16.Какой элемент накапливается в земле после выращивания гороха?

1.Азот 2.Фосфор 3.Сера

17.Свечение какого химического элемента пугает людей на кладбище?

1.Азот 2.Фосфор 3.Сера

18.Какой газ накапливается в классе после урока?

1.Углекислый газ 2.Водород 3.Кислород

19.Какой газ защищает всё живое от ультрафиолетового излучения?

1.Углекислый газ 2.Озон 3.Кислород

20.Настойка какого химического элемента используется для дезинфекции ран?

1.Бром 2.Фтор 3.Йод

21.Вода с этим металлом долго не портится:

1.Золото 2.Серебро 3. Медь

Экзаменационный материал по химии

для промежуточной аттестации обучающихся 9 класса

школы-интерната №48 II – вида

г. Ростова-на-Дону

Дата 22 мая 2015г.

Вариант 1

Вариант 2

1. Напишите реакции, которые возможны:

1. Напишите реакции, которые возможны:

1) Соляная кислота + алюминий(III)=?

2) Серная кислота + оксид бария(II)=?

1) Угольная кислота +оксид калия =?

2) Сероводородная кислота + кальций =?

2. Какова концентрация раствора, полученного растворением 150 г поваренной соли в 600 г воды?

2. Сколько граммов соли и воды надо взять, чтобы получить: 500 г 20% раствора?

3.Какой газ защищает все живое от ультрафиолетового излучения:

1)Кислород 2)Водород 3)Озон

3.Какой металл содержится в крови у человека?

1) Железо 2) Медь 3) Цинк

4. Назовите химические соединения:

4. Назовите химические соединения:

1) К2СО3 - 2) К2SО3 - 3) Са(NО3)2 -

1) Н2S - 2) FeSО4 - 3. ВаСО3 -

5.Допишите химическое уравнение и уравняйте его:

5.Допишите химическое уравнение, уравняйте его:

1) Zn + Cl2 =

2) Ba + O2 =

1) Al + O2 =

2) К + Cl2 =

6. Напишите формулу химического соединения:

6. Напишите формулу химического соединения:

1. Сульфат натрия 2. Карбонат бария

1. Хлорид цинка (II) 2. Фосфат кальция

7. Распределите соединения по группам:

7 Распределите соединения по группам:

Оксиды

Соли

Кислоты

Основания

Na2O, Al2S3, FeCl3, NaОН, К2СO3, Ва(NO3)2, BaO, N2O5, Н2S, К2SO4, SO2, N2O3, KOH, HNO3, H2SO4, Mg(OH)2, FePO4, P2O5, K3PO4, Al(OH)3, СO2, Н2СO3, CaO, CaCO3, Fe2O3, Ca(OH)2

8. Вычислите молекулярные массы молекул:

8. Вычислите молекулярные массы молекул:

Mr (СаСО3) =?

Mr (Fe2(SO3)3) =?

9.Что такое соль?

9.Что такое кислота?

10.Разложить на ионы: Н3AlО3

10. Разложить на ионы: Н2SО4

11.Что такое валентность?

11.Что такое амфотерность?

12.Изобразите электронное строение серы

12.Изобразите электронное строение фосфора

13.Химический элемент, у которого заряд ядра равен +30, называется…….

13.Химический элемент, в атоме которого находится 18 электронов называется…………..

14.Определить степень окисления элементов в молекуле:

NaNO3

14.Определить степень окисления элементов в молекуле:

К3РО4

15.Перечисли известные тебе металлы

15.Перечисли известные тебе неметаллы

Председатель комиссии: Казьмина Т.А.

Учитель: Головатенко Н.В.

Ассистент: Чепоруха Е.В.

Экзаменационный материал по химии

для промежуточной аттестации обучающихся 8 класса

школы-интерната №48 II – вида

г. Ростова-на-Дону

Дата 21 мая 2012г.

Вариант 3

Вариант 4

1.Назовите химические соединения:

1. BaCО3-

2. НNO3-

3. Fe(OH)3-

4. К3РО4-

1. ZnSO4-

2. Мg(OH)2-

3. NaNO3-

4. Al2S3-

2. Напишите реакции, которые возможны:

1. Соляная кислота + калий =

2. Серная кислота + магний =

3. Фосфорная кислота + цинк =

1. Азотная кислота + барий =

2. Угольная кислота+натрий=

3.Сернистая кислота+калий =

3. Вычислите молекулярные массы молекул:

Mr3РО4)=?

Mr2SО4)=?

4. Закончите химическое уравнение.

1. Сu + О2 =?

2. Ва + Сl2 =?

3. Fe + S =?

1. Na + S =?

2. Al + O2 =?

3. Zn + Cl2 =?

5. Напишите химические формулы:

1. Фосфат натрия

2. Нитрат кальция

1. Сульфат меди

2. Карбонат магния

6.Определите степень окисления хим. элементов в молекуле:

НNО3

 

Н3РО4

7.Допишите химические уравнения и назовите типы хим. реакций:

1. СаСО3 =?+?

2. HCl+NaOH=

3. CО22О=

1. К2О+Н2S=

2. NH4OH=?+?

3. Na+H2O=

Председатель комиссии:

Учитель:

Ассистент:

Экзаменационный материал по химии

для промежуточной аттестации обучающихся 8 класса

школы-интерната №48 II – вида

г.Ростова-на-Дону

Дата 21 мая 2012г.

Вариант 5.

Вариант 6.

1.Назовите химические соединения:

1. К2CО3-

2. НNO3-

3. FeСl3-

4. К3РО4-

1. ВаSO4-

2. Мg(OH)2-

3. NaNO3-

4. Al2S3-

2. Выберите сложные вещества: 2.Выберите простые вещества:

Н2О, Н2, О3, НСl, N2, Н2SO4, NaОН, С

Н2О, Н2, О3, НСl, N2, Н2SO4, NaОН, С

3. Вычислите молекулярные массы молекул:

Mr2SО4)=?

MrNО3)=?

4.Назовите химические элементы:

Н, S, Fe, C, Cu, Au, Hg

O, Ag, N, Ва, К, Р, Nа

5. Напишите химические формулы:

1. Хлорид натрия

2. Нитрат калия

1. Сульфат меди

2. Карбонат кальция

6. Поставьте индексы по валентности:

II

1. НS

III

2. NH

 

7.Что такое основание?

V

3. PO

VI

4. SO

7.Что показывает коэффициент?

Председатель комиссии:

Учитель:

Ассистент:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзаменационная работа по химии для 8 класса составлена в соответствии с программой О.С. Габриеляна, (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.) Материал для экзаменационной работы был выбран из следующих методических пособий:

Е.М.Снигирёва «Тематическое и поурочное планирование по химии»

Учебно-методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 8 класс» (М.:Дрофа) Издательство «Экзамен»,2006

О.С.Габриелян Химия.8кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна Химия.8»/О.С.Габриелян, А.В. Яшукова.-5-е изд., перераб.-М. :Дрофа,2005.

Экзаменационная работа состоит из 6 вариантов, варианты разноуровневые, составлены в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся.

В каждом варианте 7 заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

К экзамену допускаются обучающиеся, выполнившие все требования учебной программы по дисциплине «Химия 8 класс»

При оценивании ответов на все вопросы, содержащиеся в экзаменационной работе:

оценка «отлично» выставляется школьнику, который правильно, четко, и полностью выполнил все задания с небольшими погрешностями;

«хорошо» - школьнику, который правильно решил все задания, но допустил неточности;

«удовлетворительно» - обучающемуся, который показал знания основных положений химии, но решил 70 процентов работы, т.е. 4-5 заданий;

«неудовлетворительно» - если ответ не соответствует изложенным выше критериям.

ПЕРЕЧЕНЬ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАЗРЕШЁННЫХ

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ

Периодическая таблица Д.И.Менделеева

Таблица растворимости

Ряд напряжений металлов

 
Комментарии
Комментариев пока нет.