Рабочая программа факультатива по химии «Химия в задачах и упражнениях» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 18 August 2017

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Воротнева Н.А../

Протокол № 1 от

« » августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А..

« » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »

/______________/ Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Программа

факультатива по химии

«Химия в задачах и упражнениях»

8 класс

Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна

2017- 2018 учебный год

2.Пояснительная записка.

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах и по 1 часу в 10 – 11 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

- отработать навыки решения простейших задач;

- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Содержание факультативного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.

В Учебном плане МОУ «Ерышовская СОШ» факультативный курс входит в предметную область « Естественнонаучные предметы» и на его изучение в 8 классе основной школы отводится 1 учебный час в неделю в течение года обучения за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса всего 35 часов.

3. Планируемые предметные результаты освоения факультатива «Химия в задачах и упражнениях»

в предметном направлении изучения данного курса ученик должен:

знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;

уметь

называть: химические элементы;

определять: состав веществ по их формулам,;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

4.Содержание программы «Химия в задачах и упражнениях 8 класс»

(35 ч. 1 часа в неделю).

 

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.

Введение

1

Алхимия. Смеси. Чистые вещества.

Химический элемент.

 

Тема 1.Важнейшие химические понятия.

6

Химический элемент. Понятие о химическом элементе и формах его существова­ния: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от фи­зических явлений. Роль химии в жизни человека.

 

Тема 2. Количество вещества.

6

Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.

 

Тема 3. Уравнение химических реакций.

5

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Контрольная работа № 1

Тема 4. Химическая кинетика и химическое равновесие.

6

Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы вызывающие смещение равновесия. Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.

 

Тема 5. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.

9

Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты. Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.

Контрольная работа № 2

Итоговое занятие

2

Итоговая проверка знаний

 
 

 

5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Кол-во часов

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 

Введение. (1 ч)

знать

химическую символику: знаки некоторых химических элементов, важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, агрегатное состояние вещества.

уметь 

называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;

объяснять: отличия физических явлений от химических;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

безопасного обращения с веществами и материалами;

·        

 

 


 

Формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека. Форми-рование понятий о строении атома, химических формулах

Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической систе-мой. Форми-рование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию.

Формирование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использовать химический язык, умение работать с химической посудой. Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Формирование интереса к предмету. Формирование интереса

к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем.

     

1

Что изучает химия?

         

1

 

Тема 1.Важнейшие химические понятия.( 6 ч)

Знать/ понимать: определения важнейших понятий: «простые и сложные вещества», «химический элемент», «атом», «молекула», явления физические и химические, их отличия, структуру Периодической системы ХЭ Д.И.Менделеева- порядковый номер ХЭ, периоды (большие и малые), группы – подгруппы А и В, относительные атомная и молекулярная масса; массовая доля элемента в веществе.

Уметь: различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного по­ведения в окружающей среде, оценки влияния химического за­грязнения окружающей среды на организм человека, определять положение химического элемента в перио­дической системе, вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения; выводить простейшие формулы соединений по массовым долям химических элементов


 

·        

 

 


 

Учащийся должен уметь:

определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие меж­ду желаемым и действительным;

составлять сложный план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное на­блюдение.

Формирование интереса к предмету, ответственного отношения к учению.

Осознание и понимание достижений в области хи­мии своей страны; общемировых достижений в области химии, осно­в здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социаль­ную значимость и содержание профессий, связанных с химией.

     

2

Просты и сложные вещества. Химические формулы. Валентность и степень окисления.

         

1

3

Относительная молекулярная масса.

         

1

4

Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

         

1

5

Признаки и условия протекания химических реакций

         

1

6

Решение упражнений.

         

1

7

Решение расчетных задач «Вычисление относительной молекулярной массы».

         

1

 

Тема 2. Количество вещества.( 6 ч)

Знать/ понимать особенности строения атомов , определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объема газов, понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

Уметь: вычислять молярную массу по формуле соединения, мас­су вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и об­ратные задачи), производить расчеты с использованием понятий «моль», «молярная масса», "молярный объем.

Учащийся должен уметь: составлять конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

     

8

Количество вещества.

         

1

9

Решение задач на нахождения количества вещества

         

1

10

Масса вещества

     

 

 

1

11

Решение задач на нахождения массы вещества

         

1

12

Молярный объем газа..

         

1

13

Решение задач на нахождения молярного объема газов

           
 

Тема 3. Уравнение химических реакций.. (5 ч)

Знать/ понимать: определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии., определение понятия «химическая реакция»; закон сохранения массы веществ при химических реакциях, понятие химическое уравнение, основные химические величины, определение понятий «реакция соединения», «реакция разложения», скорость химических реакций, катали­заторы, ферменты, : определение понятия «реакция соединения», определение понятия «реакция замещения», ряд активности металлов, определение понятия «реакция обмена»; условия протекания реакций обмена до конца, физические и химические свойства воды, определение понятия «гидролиз».

Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы ве­ществ, вычислять по химиче­ским уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей, отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций, отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций по цепочке превращений, отличать реакции заме­щения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с рас­творами кислот и солей, отличать реакции обме­на от других типов реакций, со­ставлять уравнения реакций, определять воз­можность протекания реакций обмена в растворах до конца, составлять уравнения реакций, характеризующих хи­мические свойства воды, опре­делять типы химических реак­ций.


 

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста схемы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание экс­перимента, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений хи­мических реакций);

различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; осуществлять родовидовое определение понятий

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

     

14

Химические реакции. Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.

         

1

15

Типы химических реакций.

         

1

16

Расчеты по химическим уравнениям.

         

1

17

Решение расчетных задач по уравнениям

         

1

18

Контрольная работа № 1

         

1

 

Тема 4. Химическая кинетика и химическое равновесие.( 6 ч)

Знать: понятия «тепловой эффект реакции, причины протекания химических реакций, катализ, скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость реакции , химическое равновесие, константа равновесия, принцип Ле- Шателье. Уметь: рассчитывать скорость химической реакции, проводить расчёты по термохимическим уравнениям, рассчитывать тепловой эффект химической реакции

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий в соответствии с ней. Планируют общие способы работы. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению полученных знаний.

     

19

Скорость химических реакций. Изучение зависимости

скорости реакций от концентрации и температуры, Разложение пероксида водорода под действием оксида марганца (IV).

         

1

20

Факторы влияющие на скорость химической реакции.

         

1

21

Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы вызывающие смещение равновесия.

         

1

22

Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.

         

1

23

Решение расчетных задач на химическое равновесие и скорость химических реакций

         

1

24

Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям

         

1

 

Тема 5. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.( 9 ч)

Знать: классификацию ионов, основные положения ТЭД, понятие о генетической связи и генетических рядах Уметь: составлять полные и краткие уравнения реакций диссоциации кислот, снований и солей. , составлять уравнения химических реакций по записи цепочки генетической связи.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий в соответствии с ней. Планируют общие способы работы. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению новых знаний.

     

25

ТЭД. Ионные уравнения.

         

1

26

Оксиды. Классификация, номенклатура. Св-ва.

         

1

27

Основания. Классификация, номенклатура, св-ва.

         

1

28

Кислоты. Классификация, св-ва.

         

1

29

Соли. Классификация, номенклатура, св-ва.

         

1

30

Генетическая связь м/у классами неорганических соединений.

         

1

31

Решение экспериментальных задач.

         

1

32

Решение упражнений и расчетных задач.

         

1

33

Контрольная работа № 2

         

1

 

Итоговая проверка знаний ( 2 ч)

Знать: основные понятия и законы курса, свойства основных классов неорганических веществ. Уметь: составлять формулы и химические уравнения основных классов веществ; вести расчёты по уравнениям химических реакций.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий в соответствии с ней. Планируют общие способы работы. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению полученных знаний.

     

34

Итоговое повторение

         

2.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.Литература

Литература для учителя:

1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.

2. Будруджак П. “Задачи по химии”.

3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.

4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”.

5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.

6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.

7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.

8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.

Литература для учащихся:

1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.

2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.

3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.

5. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.

Электронные образовательные ресурсы

Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).

Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)

Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.