12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Александровна493 Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по химии, (8 класс)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №____ от
«___»________201 г.
Председатель МО
___________________
СОГЛАСОВАНО
на научно-методическом
совете
протокол № __ от
«___» _________201 г. Зам.директора по НМР
___________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
_________ Карпенко Г.М.
«__» ___________201 г
.
Рабочая программа
по _____химии____
классы 8
учитель __Сафарова Марина Александровна___
квалификационная категория: высшая
Количество часов на год:
Всего 70 час.; в неделю 2 часа
УМК
Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение, 2016
(название, автор, издательство)
Рабочую программу составила _____________ Сафарова М.А.
подпись расшифровка подписи
Саратов, 2018
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).
Настоящая программа разработана на основе:
Фундаментального ядра общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Примерной программы основного общего образования по химии;
Программы развития универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемыми предметными результатами освоения основной образовательной программы являются:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.
2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира.
3. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанным с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, проходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава, а также значимость применения веществ в зависимости от их свойств.
5. Приобретения опыта использования различных методов изучения веществ, наблюдение за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
6. Умение оказать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, графиков и пр.).
8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний, выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе предотвращении техногенных и экологических катастроф.
2. Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)
Основное содержание учебного предмета по темам | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. | Лекция Практическая работа Урок-проект Проверочная работа Урок-исследование Семинар | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ, их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Различать понятия «чистое вещество», «Смесь веществ». Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций |
Атомы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная молекулярная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная атомная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление по химическим формулам. Массовая доля химических элементов в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул молекул бинарных соединений по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. | Лекция Семинар Комбинированный урок Урок-исследование Урок рефлексии Контрольная работа | Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «элементарные частицы». Различать понятия «вещества молекулярного» и «немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллическая решетка». Объяснять зависимость свойств вещества от пита кристаллической решетки. Определять относительную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях. Составлять химические формулы бинарных соединений по известной валентности элементов Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема уравнения химической реакции» и «уравнение химической реакции». Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле соединения. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении. Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме. |
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | Лекция Семинар Практическая работа Урок-исследование Комбинированный урок Урок-проект | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путем кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентацию по теме. |
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. | Комбинированный урок Урок-семинар Практическое занятие Рефлексия | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Распознавать опытным путем водород.. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентацию по теме. |
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. | Семинар Лекция Практическая работа Урок-проект Рефлексия Контрольная работа | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды. Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещевства и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Готовить растворы с определенной массовой доле растворенного вещества. |
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные соотношения газов при химических реакциях. | Семинар Практикум Урок рефлексии Самостоятельная работа | Использовать внутри- и межпредметные связи. Рассчитывать молекулярную массу вещества, относительную плотность газов. Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, объем газов по известной массе, молярному объему, количеству одного из вступающих в реакцию веществ. Вычислять объемные соотношения газов при химических реакциях. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведенными в них алгоритмами решения задач |
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гилроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. | Лекция Семинар Рефлексия Урок-исследование Самостоятельная работа Лабораторные и практическая работы Контрольная работа Самостоятельная работа Конференция | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений. Записывать простейшие уравнения реакции. |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.
Основное содержание учебного предмета по темам | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные свойства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система, как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого-третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. | Лекция Семинар Игра-рефлексия Урок-исследование | Классифицировать химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредментые связи. Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Формулировать определения основных понятий. Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов. Составлять схему строения атомов первых 20 элементов периодической системы. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностях строения их атомов Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. |
Раздел 3. Строение вещества.
Основное содержание учебного предмета по темам | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила выведения степени окисления элементов. | Лекция Семинар самостоятельная работа урок- исследование рефлексия | Формулировать определения понятий: «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «электроотрицательность», «степень окисления». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы соединений по степеням окисления веществ. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы и схемы. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки реализации | Корректировка |
Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)(51 час) | ||||
1 | Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. | 1 | ||
2 | Методы познания в химии. | 1 | ||
3 | Практическая работа 1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени» | 1 | ||
4 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 1 | ||
5 | Практическая работа 2. «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | ||
6 | Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 | ||
7 | Атомы, молекулы, ионы | 1 | ||
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | 1 | ||
9 | Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. | 1 | ||
10 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | 1 | ||
11 | Закон постоянства состава вещества. | 1 | ||
12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 | ||
13 | Массовая доля химического элемента в соединении. | 1 | ||
14 | Валентность химических элементов | 1 | ||
15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности | 1 | ||
16 | Атомно-молекулярное учение | 1 | ||
17 | Закон сохранения массы веществ | 1 | ||
18 | Химические уравнения | 1 | ||
19 | Типы химических реакций | 1 | ||
20 | Контрольная работа «Первоначальные химические понятия» | 1 | ||
21 | Кислород, его общая характеристика. Получение и физические свойства кислорода. | 1 | ||
22 | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. | 1 | ||
23 | Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода. | 1 | ||
24 | Озон. Аллотропия кислорода. | 1 | ||
25 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 | ||
26 | Водород, его общая характеристика. | 1 | ||
27 | Химические свойства водорода. Применение водорода. | 1 | ||
28 | Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств. | 1 | ||
29 | Вода. Методы определения состава воды. Аэрация воды. | 1 | ||
30 | Физические и химические свойства воды. | 1 | ||
31 | Вода как растворитель. | 1 | ||
32 | Массовая доля растворенного вещества | 1 | ||
33 | Повторение и обобщение по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы» | 1 | ||
34 | Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | 1 | ||
35 | Контрольная работа по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы» | 1 | ||
36 | Моль-единица количества вещества. Молярная масса | 1 | ||
37 | Вычисления по химическим уравнениям | 1 | ||
38 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 1 | ||
39 | Относительная плотность газов | 1 | ||
40 | Объемные отношения газов при химических реакциях. | 1 | ||
41 | Оксиды | 1 | ||
42 | Основания. | 1 | ||
43 | Химические свойства оснований | 1 | ||
44 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | ||
45 | Кислоты | 1 | ||
46 | Химические свойства кислот | 1 | ||
47 | Соли: классификация, номенклатура, способы получения. | 1 | ||
48 | Свойства солей | 1 | ||
49 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 1 | ||
50 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | ||
51 | Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | 1 | ||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (6 ч.) | ||||
52 | Классификация химических элементов. | 1 | ||
53 | Периодический закон Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов | 1 | ||
54 | Строение атома. | 1 | ||
55 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. | 1 | ||
56 | Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева. | 1 | ||
57 | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома» | 1 | ||
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (8 ч.) | ||||
58 | Электроотрицательность химических элементов | 1 | ||
59 | Ковалентная связь. | 1 | ||
60 | Ионная связь | 1 | ||
61 | Валентность и степень окисления | 1 | ||
62 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | ||
63 | Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» | 1 | ||
64 | Контрольная работа по теме «Периодический закон и строение атома. Химическая связь» | 1 | ||
65 | Повторение Основные классы неорганических соединений | 1 | ||
66 | Повторение Строение вещества | 1 | ||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
68 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
69 | Повторение. Строение и свойства веществ | 1 | ||
70 | Защита индивидуальных проектов | 1 |
Учебно-методический комплект по химии для 8 класса
Примерная программа основного общего образования по химии.
Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение
. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. 8-9 классы (пособие для учителя)
Гара Н.Н. Химия: Уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 кл.- М.:Просвещение
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение.
Габрусева Н.И. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс, М.: Просвещение,