12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна493
Россия, Саратовская обл., Саратов

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №____ от

«___»________201 г.

Председатель МО

___________________

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом

совете

протокол № __ от

«___» _________201 г. Зам.директора по НМР

___________________

УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея

_________ Карпенко Г.М.

«__» ___________201 г

.

Рабочая программа

по _____химии____

классы 8

учитель __Сафарова Марина Александровна___

квалификационная категория: высшая


 

Количество часов на год:

Всего 70 час.; в неделю 2 часа

УМК

Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение, 2016

(название, автор, издательство)


 


 


 

Рабочую программу составила _____________ Сафарова М.А.

подпись расшифровка подписи

Саратов, 2018

Пояснительная записка

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).

Настоящая программа разработана на основе:

Фундаментального ядра общего образования;

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

Примерной программы основного общего образования по химии;

Программы развития универсальных учебных действий;

Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Изучение химии в основной школе направлено:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

Планируемыми предметными результатами освоения основной образовательной программы являются:

1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.

2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира.

3. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанным с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.

4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, проходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава, а также значимость применения веществ в зависимости от их свойств.

5. Приобретения опыта использования различных методов изучения веществ, наблюдение за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

6. Умение оказать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, графиков и пр.).

8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний, выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе предотвращении техногенных и экологических катастроф.

2. Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)

Основное содержание учебного предмета по темам

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Лекция

Практическая работа

Урок-проект

Проверочная работа

Урок-исследование

Семинар

Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ, их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Знакомиться с лабораторным оборудованием.

Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.

Различать понятия «чистое вещество», «Смесь веществ».

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.

Различать физические и химические явления.

Определять признаки химических реакций.

Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций

Атомы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная молекулярная масса. Язык химии. Знаки химических элементов.

Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная атомная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление по химическим формулам. Массовая доля химических элементов в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул молекул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Лекция

Семинар

Комбинированный урок

Урок-исследование

Урок рефлексии

Контрольная работа

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «элементарные частицы».

Различать понятия «вещества молекулярного» и «немолекулярного строения».

Формулировать определение понятия «кристаллическая решетка». Объяснять зависимость свойств вещества от пита кристаллической решетки.

Определять относительную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях.

Составлять химические формулы бинарных соединений по известной валентности элементов

Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема уравнения химической реакции» и «уравнение химической реакции».

Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле соединения. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.

Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Лекция

Семинар

Практическая работа

Урок-исследование

Комбинированный урок

Урок-проект

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путем кислород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентацию по теме.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Комбинированный урок

Урок-семинар

Практическое занятие

Рефлексия

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Распознавать опытным путем водород..

Соблюдать правила техники безопасности.

Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентацию по теме.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Семинар

Лекция

Практическая работа

Урок-проект

Рефлексия

Контрольная работа

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещевства и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Готовить растворы с определенной массовой доле растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные соотношения газов при химических реакциях.

Семинар

Практикум

Урок рефлексии

Самостоятельная работа

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Рассчитывать молекулярную массу вещества, относительную плотность газов.

Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, объем газов по известной массе, молярному объему, количеству одного из вступающих в реакцию веществ.

Вычислять объемные соотношения газов при химических реакциях.

Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведенными в них алгоритмами решения задач

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гилроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Лекция

Семинар

Рефлексия

Урок-исследование

Самостоятельная работа

Лабораторные и практическая работы

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Конференция

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений.

Записывать простейшие уравнения реакции.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

Основное содержание учебного предмета по темам

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные свойства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система, как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого-третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Лекция

Семинар

Игра-рефлексия

Урок-исследование

Классифицировать химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп.

Устанавливать внутри- и межпредментые связи. Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл.

Характеризовать структуру периодической таблицы.

Различать периоды, А- и Б-группы.

Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп.

Формулировать определения основных понятий.

Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов. Составлять схему строения атомов первых 20 элементов периодической системы.

Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностях строения их атомов

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента.

Раздел 3. Строение вещества.

Основное содержание учебного предмета по темам

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила выведения степени окисления элементов.

Лекция

Семинар

самостоятельная работа

урок- исследование

рефлексия

Формулировать определения понятий: «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «электроотрицательность», «степень окисления».

Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы.

Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы соединений по степеням окисления веществ.

Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Составлять сравнительные и обобщающие таблицы и схемы.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки реализации

Корректировка

Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)(51 час)

1

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.

1

   

2

Методы познания в химии.

1

   

3

Практическая работа 1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

   

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

1

   

5

Практическая работа 2. «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

   

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

   

7

Атомы, молекулы, ионы

1

   

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

1

   

9

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

1

   

10

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1

   

11

Закон постоянства состава вещества.

1

   

12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

1

   

13

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

   

14

Валентность химических элементов

1

   

15

Составление химических формул бинарных соединений по валентности

1

   

16

Атомно-молекулярное учение

1

   

17

Закон сохранения массы веществ

1

   

18

Химические уравнения

1

   

19

Типы химических реакций

1

   

20

Контрольная работа «Первоначальные химические понятия»

1

   

21

Кислород, его общая характеристика. Получение и физические свойства кислорода.

1

   

22

Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.

1

   

23

Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.

1

   

24

Озон. Аллотропия кислорода.

1

   

25

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

1

   

26

Водород, его общая характеристика.

1

   

27

Химические свойства водорода. Применение водорода.

1

   

28

Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств.

1

   

29

Вода. Методы определения состава воды. Аэрация воды.

1

   

30

Физические и химические свойства воды.

1

   

31

Вода как растворитель.

1

   

32

Массовая доля растворенного вещества

1

   

33

Повторение и обобщение по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы»

1

   

34

Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

1

   

35

Контрольная работа по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы»

1

   

36

Моль-единица количества вещества. Молярная масса

1

   

37

Вычисления по химическим уравнениям

1

   

38

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

   

39

Относительная плотность газов

1

   

40

Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

   

41

Оксиды

1

   

42

Основания.

1

   

43

Химические свойства оснований

1

   

44

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

   

45

Кислоты

1

   

46

Химические свойства кислот

1

   

47

Соли: классификация, номенклатура, способы получения.

1

   

48

Свойства солей

1

   

49

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1

   

50

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

   

51

Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

   

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (6 ч.)

52

Классификация химических элементов.

1

   

53

Периодический закон Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов

1

   

54

Строение атома.

1

   

55

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.

1

   

56

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева.

1

   

57

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома»

1

   

Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (8 ч.)

58

Электроотрицательность химических элементов

1

   

59

Ковалентная связь.

1

   

60

Ионная связь

1

   

61

Валентность и степень окисления

1

   

62

Окислительно-восстановительные реакции

1

   

63

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

   

64

Контрольная работа по теме «Периодический закон и строение атома. Химическая связь»

1

   

65

Повторение Основные классы неорганических соединений

1

   

66

Повторение Строение вещества

1

   

67

Итоговая контрольная работа

1

   

68

Анализ контрольной работы

1

   

69

Повторение. Строение и свойства веществ

1

   

70

Защита индивидуальных проектов

1

   

Учебно-методический комплект по химии для 8 класса


 

Примерная программа основного общего образования по химии.

Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение

. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику

Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. 8-9 классы (пособие для учителя)

Гара Н.Н. Химия: Уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение

Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 кл.- М.:Просвещение

Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение.

Габрусева Н.И. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс, М.: Просвещение,

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.