Рабочая программа по химии (8 класс)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №____ от
«___»________201 г.
Председатель МО
___________________
СОГЛАСОВАНО
на научно-методическом
совете
протокол № __ от
«___» _________201 г. Зам.директора по НМР
___________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
_________ Карпенко Г.М.
«__» ___________201 г
.
Рабочая программа
по _____химии____
классы 8
учитель __Сафарова Марина Александровна___
квалификационная категория: высшая
Количество часов на год:
Всего 70 час.; в неделю 2 часа
УМК
Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение, 2016
(название, автор, издательство)
Рабочую программу составила _____________ Сафарова М.А.
подпись расшифровка подписи
Саратов, 2018
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).
Настоящая программа разработана на основе:
Фундаментального ядра общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Примерной программы основного общего образования по химии;
Программы развития универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемыми предметными результатами освоения основной образовательной программы являются:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.
2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира.
3. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанным с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, проходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава, а также значимость применения веществ в зависимости от их свойств.
5. Приобретения опыта использования различных методов изучения веществ, наблюдение за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
6. Умение оказать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, графиков и пр.).
8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний, выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе предотвращении техногенных и экологических катастроф.
2. Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)
Основное содержание учебного предмета по темам |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды деятельности |
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. |
Лекция Практическая работа Урок-проект Проверочная работа Урок-исследование Семинар |
Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ, их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Различать понятия «чистое вещество», «Смесь веществ». Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций |
Атомы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная молекулярная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная атомная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление по химическим формулам. Массовая доля химических элементов в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул молекул бинарных соединений по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. |
Лекция Семинар Комбинированный урок Урок-исследование Урок рефлексии Контрольная работа |
Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «элементарные частицы». Различать понятия «вещества молекулярного» и «немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллическая решетка». Объяснять зависимость свойств вещества от пита кристаллической решетки. Определять относительную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях. Составлять химические формулы бинарных соединений по известной валентности элементов Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема уравнения химической реакции» и «уравнение химической реакции». Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле соединения. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении. Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме. |
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. |
Лекция Семинар Практическая работа Урок-исследование Комбинированный урок Урок-проект |
Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путем кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентацию по теме. |
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. |
Комбинированный урок Урок-семинар Практическое занятие Рефлексия |
Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Распознавать опытным путем водород.. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентацию по теме. |
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. |
Семинар Лекция Практическая работа Урок-проект Рефлексия Контрольная работа |
Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды. Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещевства и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Готовить растворы с определенной массовой доле растворенного вещества. |
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные соотношения газов при химических реакциях. |
Семинар Практикум Урок рефлексии Самостоятельная работа |
Использовать внутри- и межпредметные связи. Рассчитывать молекулярную массу вещества, относительную плотность газов. Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, объем газов по известной массе, молярному объему, количеству одного из вступающих в реакцию веществ. Вычислять объемные соотношения газов при химических реакциях. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведенными в них алгоритмами решения задач |
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гилроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. |
Лекция Семинар Рефлексия Урок-исследование Самостоятельная работа Лабораторные и практическая работы Контрольная работа Самостоятельная работа Конференция |
Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений. Записывать простейшие уравнения реакции. |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.
Основное содержание учебного предмета по темам |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды деятельности |
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные свойства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система, как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого-третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. |
Лекция Семинар Игра-рефлексия Урок-исследование |
Классифицировать химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредментые связи. Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Формулировать определения основных понятий. Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов. Составлять схему строения атомов первых 20 элементов периодической системы. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностях строения их атомов Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. |
Раздел 3. Строение вещества.
Основное содержание учебного предмета по темам |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды деятельности |
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила выведения степени окисления элементов. |
Лекция Семинар самостоятельная работа урок- исследование рефлексия |
Формулировать определения понятий: «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «электроотрицательность», «степень окисления». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы соединений по степеням окисления веществ. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы и схемы. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Сроки реализации |
Корректировка |
Раздел 1. Основные понятия химии (Уровень атомно-молекулярных представлений)(51 час) |
||||
1 |
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. |
1 |
||
2 |
Методы познания в химии. |
1 |
||
3 |
Практическая работа 1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени» |
1 |
||
4 |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. |
1 |
||
5 |
Практическая работа 2. «Очистка загрязненной поваренной соли» |
1 |
||
6 |
Физические и химические явления. Химические реакции. |
1 |
||
7 |
Атомы, молекулы, ионы |
1 |
||
8 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. |
1 |
||
9 |
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. |
1 |
||
10 |
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. |
1 |
||
11 |
Закон постоянства состава вещества. |
1 |
||
12 |
Химические формулы. Относительная молекулярная масса. |
1 |
||
13 |
Массовая доля химического элемента в соединении. |
1 |
||
14 |
Валентность химических элементов |
1 |
||
15 |
Составление химических формул бинарных соединений по валентности |
1 |
||
16 |
Атомно-молекулярное учение |
1 |
||
17 |
Закон сохранения массы веществ |
1 |
||
18 |
Химические уравнения |
1 |
||
19 |
Типы химических реакций |
1 |
||
20 |
Контрольная работа «Первоначальные химические понятия» |
1 |
||
21 |
Кислород, его общая характеристика. Получение и физические свойства кислорода. |
1 |
||
22 |
Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. |
1 |
||
23 |
Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода. |
1 |
||
24 |
Озон. Аллотропия кислорода. |
1 |
||
25 |
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. |
1 |
||
26 |
Водород, его общая характеристика. |
1 |
||
27 |
Химические свойства водорода. Применение водорода. |
1 |
||
28 |
Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств. |
1 |
||
29 |
Вода. Методы определения состава воды. Аэрация воды. |
1 |
||
30 |
Физические и химические свойства воды. |
1 |
||
31 |
Вода как растворитель. |
1 |
||
32 |
Массовая доля растворенного вещества |
1 |
||
33 |
Повторение и обобщение по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы» |
1 |
||
34 |
Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества |
1 |
||
35 |
Контрольная работа по темам «Кислород. Водород. Вода и растворы» |
1 |
||
36 |
Моль-единица количества вещества. Молярная масса |
1 |
||
37 |
Вычисления по химическим уравнениям |
1 |
||
38 |
Закон Авогадро. Молярный объем газов. |
1 |
||
39 |
Относительная плотность газов |
1 |
||
40 |
Объемные отношения газов при химических реакциях. |
1 |
||
41 |
Оксиды |
1 |
||
42 |
Основания. |
1 |
||
43 |
Химические свойства оснований |
1 |
||
44 |
Амфотерные оксиды и гидроксиды. |
1 |
||
45 |
Кислоты |
1 |
||
46 |
Химические свойства кислот |
1 |
||
47 |
Соли: классификация, номенклатура, способы получения. |
1 |
||
48 |
Свойства солей |
1 |
||
49 |
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений |
1 |
||
50 |
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» |
1 |
||
51 |
Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» |
1 |
||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (6 ч.) |
||||
52 |
Классификация химических элементов. |
1 |
||
53 |
Периодический закон Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов |
1 |
||
54 |
Строение атома. |
1 |
||
55 |
Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. |
1 |
||
56 |
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева. |
1 |
||
57 |
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома» |
1 |
||
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (8 ч.) |
||||
58 |
Электроотрицательность химических элементов |
1 |
||
59 |
Ковалентная связь. |
1 |
||
60 |
Ионная связь |
1 |
||
61 |
Валентность и степень окисления |
1 |
||
62 |
Окислительно-восстановительные реакции |
1 |
||
63 |
Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» |
1 |
||
64 |
Контрольная работа по теме «Периодический закон и строение атома. Химическая связь» |
1 |
||
65 |
Повторение Основные классы неорганических соединений |
1 |
||
66 |
Повторение Строение вещества |
1 |
||
67 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
||
68 |
Анализ контрольной работы |
1 |
||
69 |
Повторение. Строение и свойства веществ |
1 |
||
70 |
Защита индивидуальных проектов |
1 |
Учебно-методический комплект по химии для 8 класса
Примерная программа основного общего образования по химии.
Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций -3-е изд, М.: Просвещение
. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. 8-9 классы (пособие для учителя)
Гара Н.Н. Химия: Уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 кл.- М.:Просвещение
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение.
Габрусева Н.И. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс, М.: Просвещение,