Рабочая программа по химии в 8 классе

0
0
Материал опубликован 26 December 2017

муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И. Тютчева»

Рабочая программа по химии

учителя высшей категории

Орловой Е.Ю.

8 класс (3 часа)

г. Брянск

2017-2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.) и государственного образовательного стандарта. Исходные данные программы: О.С. Габриелян, программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, стереотипное, М., «Дрофа», 2009г.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Программа, предназначенная для каждого из классов основной школы, рассчитана на 102 ч: (2ч федеральный компонент и 1ч компонент ОУ).

Дополнительный 1 ч в неделю отводится для расширения изучения основного материала по курсу химии 8 класса. Более подробно изучаются такие темы, как свойства веществ, строение атома, разновидности атомов химических элементов, порядок заполнения электронных оболочек атомов, определение степени окисления элементов, индикаторы, классификация солей, типы химических реакций, условия протекания реакций ионного обмена, а также большее количество часов выделено на решение задач и химические практикум.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 172 часов. В том числе по 102 и 70 часов в VIII и IX классах, из расчета – 3 и 2 учебных часа в неделю.

Формы контроля:

срезовые работы (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль);

текущий контроль (письменные опросы: тесты, самостоятельные работы, контрольные работы);

текущий контроль (устные опросы, собеседования, зачеты);

медиаформы (тесты Power Point).

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

* химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

* важнейшие химические понятия: химический элемент, _атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

* основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

* называть: химические элементы, соединения изученных классов;

* объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

* характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

* определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,

* составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

* обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

* распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей,

* вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:        

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·    приготовления растворов заданной концентрации.

Учебное оборудование к предмету

Оборудование для практических и лабораторных работ.

Таблицы по химии для 8 класса.

Энциклопедии по химии.

Тесты для подготовки к ЕГЭ (Доронькин В.Н., «Легион», 2015г).

Дидактические материалы по предмету.

Обучающие диски.

Интернетсайты по темам.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

по химии в 8 «в» классе на 2017 – 2018 учебный год.

Количество уроков в неделю: 3.

Общее количество уроков за год: 102.

Для реализации программы используется следующая литература:

Учебник: Габриелян О. С., Химия, 8 класс, М., «Дрофа», 2009г.

(автор, название, издательство, год издания)

УМК: Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Габриелян О. С., Контрольные и проверочные работы, М.: Дрофа, 2009г.

Контроль знаний

I

четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Контрольная

работа

1

1

1

1

4

           

Практическая часть

         

Лабораторные работы

         

Практические работы

   

6

4

10

Экскурсии

     

3

3

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема, количество часов.

Тема урока.

Дата

Причины коррекции

   

План

Факт

 
   

8 «в»

8 «в»

 
 

Введение (6ч)

     

1.

Предмет химия, химические явления.

1. 09

   

2.

Вещества и их свойства.

4. 09

   

3.

Периодическая система, знаки элементов.

5. 09

   

4.

Химические формулы, коэффициенты, индексы.

8. 09

   

5.

Относительные атомные, молекулярные массы.

11. 09

   

6.

Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

12. 09

   
 

Атомы химических элементов (13ч)

     

7.

Строение атома. Развитие представлений о строении атома.

18. 09

   

8.

Состав атомных ядер.

19 09

   

9.

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

22. 09

   

10.

Строение электронных оболочек атомов.

25. 09

   

11.

Порядок заполнения электронных оболочек атомов.

26. 09

   

12.

Изменение свойств элементов в периоде и группе.

29. 09

   

13.

Физический смысл номера группы и периода.

2. 10

   

14.

Обобщение и систематизация знаний.

3. 10

   

15.

Ион, ионная связь.

6. 10

   

16.

Ковалентная связь.

9. 10

   

17.

Металлическая связь.

10. 10

   

18.

Подготовка к контрольной работе.

13. 10

   

19.

Контрольная работа 1 «Периодическая система. Типы связи».

16. 10

   
 

Простые вещества (9ч)

     

20.

Простые вещества – металлы.

17. 10

   

21.

Простые вещества – неметаллы.

20. 10

   

22.

Количество, число Авогадро, молярная масса.

23. 10

   

23.

Молярный объём.

24. 10

   

24.

Решение задач, определение количества вещества.

27. 10

   

25.

Решение задач, определение числа молекул.

30. 10

   

26.

Решение задач, определение массы.

31. 10

   

27.

Решение задач, определение объема.

3. 11

   

28.

Решение комбинированных задач.

13. 11

   
 

Соединения хим. элементов (16ч)

     

29.

Степень окисления, валентность.

14. 11

   

30.

Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.

17. 11

   

31.

Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

20. 11

   

32.

Основания, состав, название.

21. 11

   

33.

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

24. 11

   

34.

Кислоты, состав, название.

27. 11

   

35.

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

28. 11

   

36.

Соли, состав, название.

1. 12

   

37.

Соли, классификация солей.

4. 12

   

38.

Классификация веществ.

5. 12

   

39.

Кристаллические решётки.

8. 12

   

40.

Контрольная работа 2 «Классификация веществ. Решение задач».

11. 12

   

41.

Чистые вещества и смеси.

12. 12

   

42.

Массовая, объёмная доли.

15. 12

   

43.

Решение задач на определение массовой доли.

18. 12

   

44.

Решение задач на определение объемной доли.

19. 12

   
 

Изменения, происходящие с веществами (13ч)

     

45.

Физические явления. Способы очистки, разделение вещества.

22. 12

   

46.

Химические реакции. Тепловой эффект реакции.

25. 12

   

47.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

26. 12

   

48.

Реакции соединения.

9. 01

   

49.

Реакции разложения.

12. 01

   

50.

Реакции замещения.

15. 01

   

51.

Реакции обмена.

16. 01

   

52.

Решение задач на определение массы вещества по уравнениям реакций.

19. 01

   

53.

Решение задач на определение массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

22. 01

   

54.

Решение задач на определение массы продукта реакции по массовой доле растворенного вещества в растворе.

23. 01

   

55.

Решение задач по уравнениям реакций соединения, разложения, замещения, обмена.

26. 01

   

56.

Обобщение и систематизация знаний.

29. 01

   

57.

Контрольная работа 3 «Уравнения химических реакций. Решение задач».

30. 01

   
 

Практикум 1

Простейшие операции с веществом (6ч)

     

58.

Практическая работа 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии, приемы обращения с лабораторным оборудованием».

2. 02

   

59.

Практическая работа 2 «Наблюдение за явлениями, происходящими с горящей свечой, их описание».

5. 02

   

60.

Практическая работа 3 «Анализ почвы и воды».

6. 02

   

61.

Практическая работа 4 «Признаки химических реакций».

9. 02

   

62.

Практическая работа 5 «Приготовление раствора сахара и определение его массовой доли в растворе».

12. 02

   

63.

Практическая работа 6 «Очистка пищевой поваренной соли от примесей».

13. 02

   
 

Растворение.

Свойства растворов электролитов (26ч)

     

64.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

16. 02

   

65.

Электролитическая диссоциация.

19. 02

   

66.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

20. 02

   

67.

Ионные уравнения.

26. 02

   

68.

Реакции ионного обмена.

27. 02

   

69.

Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

2. 03

   

70.

Кислоты, диссоциация, классификация.

5. 03

   

71.

Кислоты, химические свойства.

6. 03

   

72.

Свойства кислот в свете ЭДС.

12. 03

   

73.

Основания, диссоциация, классификация.

13. 03

   

74.

Основания, химические свойства.

16. 03

   

75.

Свойства оснований в свете ЭДС.

19. 03

   

76.

Оксиды, классификация.

20. 03

   

77.

Оксиды, химические свойства.

23. 03

   

78.

Свойства оксидов в свете ЭДС.

2. 04

   

79.

Соли, диссоциация, классификация.

3. 04

   

80.

Соли, химические свойства.

6. 04

   

81.

Свойства солей в свете ЭДС.

9. 04

   

82.

Генетические ряды металлов, неметаллов.

10. 04

   

83.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

13. 04

   

84.

Окислительно-восстановительные реакции.

16. 04

   

85.

Расстановка коэффициентов в ОВР.

20. 04

   

86.

Свойства металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР.

23. 04

   

87.

Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса.

24. 04

   

88.

Контрольная работа 4 «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

27. 04

   

89.

Анализ контрольной работы 4.

30. 04

   
 

Практикум 2

Свойства растворов электролитов (4ч)

     

90.

Практическая работа 6 «Ионные реакции».

4. 05

   

91.

Практическая работа 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

7. 05

   

92.

Практическая работа 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

8. 05

   

93.

Практическая работа 9 «Решение экспериментальных задач».

11. 05

   
 

Портретная галерея великих химиков (6ч)

     

94.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Парацельс, Бойль.

14. 05

   

95.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Ломоносов, Лавуазье.

15. 05

   

96.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Бертолле, Дольтон.

18. 05

   

97.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Авогадро.

21. 05

   

98.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Менделеев.

22. 05

   

99.

Повторение материала 8 кл. через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, Аррениус, Каблуков.

25. 05

   
 

Учебные экскурсии (3ч)

     

100.

Виртуальная экскурсия в аптеку.

28. 05

   

101.

Виртуальная экскурсия на местное производство.

29. 05

   

102.

Виртуальная экскурсия на местное производство.

     

Практическая часть

Соединения химических элементов (12ч). Лабораторный опыт 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Изменения, происходящие с веществами (10ч). 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практикум № 1. Простейшие операции с веществом (5 ч). Практическая работа 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч). 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 ч)1. 6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
________

1. При 2 ч в неделю проводятся только практические работы 8 и 9.

Введение (4/6 ч). Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Атомы химических элементов (1 0/13 ч). Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Простые вещества (7/9 ч). Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Соединения химических элементов (12/16 ч). Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Изменения, происходящие с веществами (10/13 ч). Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18/26 ч). Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.