12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леднева Татьяна Викторовна35

Мир спасет красота, если
PPTX / 10.51 Мб

/data/files/j1585731030.pptx (Мир спасет красота, если)Тема: «Мир спасет красота, если…»

Автор: Леднева Татьяна Викторовна, учитель физической культуры.

Класс: 8

Форма: конференция.

Цель: формирование активного эстетического отношения учащихся через осмысление ценности красоты для существующей цивилизации.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

Вступительная часть.

Тема нашего классного часа «Мир спасет красота, если…». Как вы уже наверняка догадались эту фразу необходимо продолжить. И мы обязательно сделаем это в ходе нашей совместной работы над данной темой.

Итак, прежде чем приступить к основной части нашего классного часа давайте обменяемся мнениями о том, что же такое в вашем понятии «КРАСОТА»?

Ответы учащихся.

Учитель: Если мы обратимся к толковому словарю, то прочитаем следующее понятие: «красота» толкуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное.

Цель: формирование активного эстетического отношения учащихся через осмысление ценности красоты для существующей цивилизации.

Задачи:

Образовательные: дать целостное представление о разностороннем восприятии понятия «КРАСОТА», расширить познавательные потребности учащихся;

Воспитательные: вызвать у учеников чувство гордости за соотечественников, поднимающих своим подвигом дух патриотизма. Воспитывать навык осмысления собственных эмоций, развивая эстетические чувства;

Развивающие: формировать умение вести диалог, высказывать собственное мнение и личное отношение к определенным событиям.


Красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и заканчивая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы - его часть.
С возрастанием мощи цивилизации усиливается стремление всего человечества к развитию, но и к хаосу - тоже. Сколько человек уничтожил, сколько создал! Именно красота уравновешивает чаши весов на одной стороне которых тяга к развитию на другой к хаосу. Красота спасет мир! Без красоты нет жизни. Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик. Красотой проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и должно, и будет жить.

Основная часть.

«Мир спасет красота!» наиболее ярким историческим примером правдивости этого высказывания являются весьма трагические события временной ленты нашей цивилизации - годы второй мировой войны.

Защита проекта №1

(текст защиты проекта)

Ленинградская Симфония. Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его. Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. 

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом.  За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.  В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. Есть выражение: «когда гремят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде музы не молчали. Искусство давало им второе дыхание.

Защита проекта №2

(текст защиты проекта)

Ценою жизни. Спасение шедевров культуры в блокадном Ленинграде.

Принято считать, что музеи Ленинграда приступили к эвакуации своих коллекций с первого дня войны. На самом деле подготовка к возможному вывозу началась гораздо раньше: еще в конце 30-х годов. Уже тогда эксперты определяли, какие из экспонатов стоит вывозить в первую очередь. Важную роль в этом сыграла генеральная инвентаризация фондов дворцов-музеев, происходившая в 1938-1939 годах. Возможно поэтому эвакуация сокровищ Эрмитажа, Русского музея и других музеев Ленинграда проходила достаточно организованно. После эвакуации коллекции Эрмитажа залы музея зияли пустыми рамами, их специально оставили на местах, чтобы после войны проще было вернуть картины на место. И если бы не замкнувшееся так стремительно кольцо блокады, вывезти удалось бы значительно больше. Всего за неделю в одном Государственном Русском музее, по свидетельствам Петра Казимировича Балтуна, который в военное время исполнял обязанности его директора, только живописных произведений было снято со стен, вынуто из рам, перемещено в новые места хранения и подготовлено к эвакуации свыше семи с половиной тысяч… Нужно понимать, что это были бесценные шедевры, которые необходимо было упаковать с невероятными предосторожностями. Этим занимались не только музейные работники, но и реставраторы, художники, студенты художественных училищ и просто добровольные помощники. Все принятые меры по сохранению предметов искусства себя оправдали. Свидетельство тому – полная сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях эвакуации, а также и тех, которые хранились в блокадном Ленинграде. С такой же тщательностью упаковывали и другие экспонаты: памятники древнерусского искусства, скульптуру, фарфор, стекло, шпалеры, ткани, произведения графики». Однако вывезти удалось далеко не все. Часть коллекции Эрмитажа и Русского музея хранилась на первых этажах и в подвалах их зданий.

Экспонаты других музеев города решено было укрыть за толстыми стенами Исаакиевского собора и в его подвале. Логика строилась на том, что Исаакиевский собор противник, скорее всего, захочет сохранить, как репер, то есть точку, по которой наводят орудия. К тому же собор не был военным объектом, а значит была надежда, что бомбить его если и будут, то в самую последнюю очередь. Окна Исаакиевского собора заложили кирпичами и мешками с песком, чтобы защитить музейные коллекции от бомб и фугасов. В общей сложности в соборе хранилось более 120 тысяч музейных ценностей. Ящики с экспонатами стояли штабелями высотой до 6 метров. Передвигаться между ними можно было только в полной темноте по узким проходам. В таких условиях — во тьме и морозной сырости — и работали музейщики: проверяли состояние картин и других экспонатов, выносили их сушить и проветривать, при необходимости даже реставрировали. В этом им помогали сотрудники Эрмитажа, с которыми те постоянно консультировались.

Из 60 музейных работников, населявших подвал Исаакиевского собора, 20 человек погибли в первую же зиму от голода и холода. Остальные были настолько ослаблены, что летом 1942 года Управление по делам искусств организовало специальный стационар для восстановления их здоровья: к тому времени работать могли уже только 12 сотрудников.

Под непрестанными бомбежками ленинградцы пытались сберечь красоту города. Статуи и памятники закапывали в землю, но памятники великим полководцам Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора, а также памятник Суворову на Марсовом поле простояли всю блокаду. Полководцы как бы провожали войска на битву. Главный символ Ленинграда Медный всадник вначале хотели эвакуировать, но, видимо, вспомнив старинное предание о войне 1812 года, когда его тоже хотели вывезти из столицы, оставили на месте и только обложили мешками с землей, которые защищали скульптуру от повреждений.

Защита проекта №3

(текст защиты проекта)

Адмиралтейская игла. Фашисты подошли совсем близко к городу и стали прицельно его бомбить и обстреливать с невероятной точностью. Разведчики вынесли из-за линии фронта немецкий планшет с подробным планом Ленинграда. Особенно выделялись шпили, купола, кресты, с точным указанием расстояния до них. Это были своего рода артиллерийские "привязки", благодаря которым немцы и вели прицельный огонь. Сверкающие точки города нужно было замаскировать - закрасить или накрыть. Поручили это дело альпинистам. Но почти все спортсмены ушли на фронт. С трудом разыскали четверых: Ольгу Фирсову, Александру Пригожеву, Алоизия Зембу и Михаила Боброва. Так сформировалась бригада маскировщиков-верхолазов, которую возглавила Ольга. Шпиль Петропавловского собора и купол Исаакия со звонницами решено было покрасить серой краской. Остальные шпили и купола - закрыть чехлами, так как они покрыты лепестками сусального золота, посаженными на клей. Если их покрасить, краска потом снимется вместе с тончайшей позолотой.17 сентября 1941 года альпинисты приступили к уникальной операции. Купол Исаакиевского собора покрасили за неделю. Со шпилями оказалось сложнее: при сильном ветре амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора доходит до двух метров. Технику альпинизма надо было приспособить к непривычным условиям. Шпиль Адмиралтейства надо было накрыть чехлом. Но как поднять его, весом в полтонны, на такую высоту? На помощь пришел летчик подразделения аэростатов Владимир Судаков. На небольшом шаре он подлетел к верхушке иглы и закрепил там блок с веревкой. По ней поднялись Михаил и Алоизий. Они закрепили там еще один блок для подъема чехла, а также накрыли мешком фрегат, шар и корону, украшающие острие шпиля. Перед Олей и Алей стояла другая задача - подняться наверх и, сидя на тонкой дощечке, сшить полотнища свернутого валиком чехла. Всего надо было укрыть 25 ярких шпилей и куполов. К тому же от ветра и дождя, мороза, от осколков, пуль и бомб маскировочные чехлы часто рвались, осыпалась защитная краска. Но благодаря маскировке немцы "потеряли" свои артиллерийские "привязки". Всего за время войны на Адмиралтейство было сброшено 26 фугасных бомб и выпущено 58 снарядов.

Защита проекта №4

(текст защиты проекта)

Трагедия галереи Дрездена.

До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей. Война шла к концу. Уже было ясно, что Дрезден, будет взят советскими войсками, да и по договоренности на Ялтинской конференции город отходил в нашу зону. Но Черчилль, руководствуясь, прежде всего, желанием продемонстрировать силу союзников, дал указания разработать специальную операцию под кодовым названием «Удар грома». В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден совершили налет более 1400 бомбардировщиков. Они сбросили 3749 тонн бомб, 75 процентов которых были зажигательными. Весь город был охвачен пламенем. А через три часа после первого налета, когда все, кто уцелел, спасали своих близких из-под развалин и тушили пожары, был совершен еще такой же мощный налет. Через восемь часов последовал третий удар и окончательно добил город. К счастью, картины всемирно известной Дрезденской галереи и другие ценные произведения искусства по распоряжению фашистских властей еще в 1943 году были спрятаны. Спрятаны второпях, в старые каменоломни, и находились в таких условиях, что последствия могли стать очень печальными. И хотя кое-где было устроено отопление, и вентиляция, все равно в этих условиях картины постепенно портились. Когда наши войска вошли в Дрезден, они увидели ужасную картину разрушений, Цвингер (так называется музейный комплекс, в который входила и Дрезденская галерея) оказался почти полностью разрушенным. Сначала подумалось, что картины погибли в пожаре. Одним из первых осмотрел Цвингер и его подвальные помещения младший техник-лейтенант Л. Н. Рабинович (литературный псевдоним — Л. Волынский). Он служил в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, до войны был художником. Как профессионал, он точно знал, что именно находилось в Дрезденской галерее, что теперь надо искать, и приложил немало сил для поисков. Благодаря усилиям многих людей, в конечном счете, было обнаружено множество хранилищ, в которых находились картины Дрезденской галереи. Они оказались в большинстве случаев в очень плохих условиях и были накануне гибели.

В разрушенном Дрездене не было помещения, в которое можно было бы свозить найденные картины. Командование фронтом выделило летнюю резиденцию саксонских королей в Пильнице, расположенную в 8 километрах от Дрездена. Были присланы и специально оборудованы машины для перевозки картин. Каждая машина грузилась под наблюдением художников, они же сопровождали и руководили разгрузкой в Пильнице. Ночевали в тайниках и во дворце, руководя охраной, выделенной из воинских частей.
Одним из первых перевезли ящик с «Сикстинской мадонной» Рафаэля. 26 мая 1945 года было произведено вскрытие ящика с этим шедевром. Когда была снята крышка и стала видна мадонна с младенцем на руках, наступила торжественная тишина. Все невольно сняли головные уборы. 

Многие картины, обнаруженные в тайниках, оказались «больными» — покрыты плесенью, красочный слой во многих местах отставал. Нельзя было прикасаться, краска прилипала к рукам. Как поднимать в таком состоянии из шахт? Как везти на грузовиках? В эти дни С. С. Чураков и под его руководством остальные художники совершали настоящие чудеса — накладывали наклейки, пластыри, устраивали всякие прокладки, ограничители и другие оберегающие полотна приспособления. Причем в этой работе им, как и саперам, нельзя было ошибиться, каждая ошибка привела бы к гибели шедевров. В Пильнице закрыли окна, двери, чтобы не было движения воздуха, картины должны были, отдыхая, подсохнуть. Только через месяц, и то после захода солнца, когда наступала прохлада, первый раз открыли двери и некоторые окна, дали доступ свежему воздуху. Картины окрепли. С величайшей предосторожностью удаляли с них плесень. В середине июня пришло распоряжение о вывозе Дрезденской галереи в СССР.

В перевозке картин помог штаб 1-го Украинского фронта, ведь надо изготовить ящики по размеру картин, переложить их мягким материалом, да и груза было ни много ни мало 28 вагонов — целый эшелон! Штаб фронта саперов выделил, необходимый лес нашел, почти полтора месяца шла подготовительная работа. 31 июля специальный эшелон был готов к отправлению. Для того чтобы эшелон шел без задержки, с ним следовал офицер отдела военных сообщений. Впереди эшелона для предотвращения возможных диверсий был пущен контрольный паровоз. На границе пришлось перегружаться: узкая колея сменилась широкой. Вагоны, поданные под погрузку, были полуразрушенные, несколько суток охрана занималась их ремонтом и перегрузкой. 10 августа 1945 года эшелон, наконец, прибыл в Москву. Картины разместили в хранилищах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Десять лет велась восстановительная работа под руководством народного художника РСФСР П. Д. Корина. В 1955 году была открыта прощальная выставка, и по решению Советского правительства все спасенные произведения искусства Дрезденской галереи были переданы ГДР безвозмездно!
Президиум Совета Министров Германской Демократической Республики, в своем постановлении отметил тогда: «…Советские солдаты среди всеобщей разрухи и хаоса спасли от уничтожения и взяли под защиту произведения великих немецких, голландских, фламандских, итальянских, испанских и французских художников, которые принадлежат к величайшим и вечным творениям, созданным руками мастеров для всего человечества»…

Учитель. Прослушав четырех докладчиком мы вместе должны продолжить тему нашего классного часа: «Мир спасет красота, если мы спасем красоту!»

Заключительная часть.

Подведение итогов классного часа.

Учитель. Искусство соединяет в неразрывную цепь прошлое и будущее. Красота радует людей, не дает им ожесточиться, красота спасает мир от войны и жестокости. Красота и в поступках людей. Красота - естественность жизни, здравость ее, знак верности эволюции. Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма.

Рефлексия.

На классном часе я понял…

Я хотел бы отметить …

Классный час был нужен, чтобы…

Что интересного вы узнали сегодня?

Какие чувства остались после классного часа?

Список источников:

Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987. — С. 418—494.

Пиотровский Б. Б. История Эрмитажа: Краткий очерк: Материалы и документы / Б. Б. Пиотровский; Вступ. ст. и общ. ред. М. Б. Пиотровского. – М.: Искусство, 2000.

Российская газета - Неделя № 134(5510)

https://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post358878837










 





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.