Дополнительная развивающая программа кружка (ФГОС НОО)
«В мире животных»
Пояснительная записка
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к биологии и экологии, расширить знания учащихся в этой сфере.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.
На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.
Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем, которая выверена мной опытным путем на протяжении нескольких лет работы. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.
На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.
Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время в летнем экологическом лагере «Юный эколог»
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных
Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневнойжизнидля ухода заживотными.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе
Воспитывать бережное отношение к живым организмам
Совершенствовать навыки коллективной работы
Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания
Развивать умение учащихся оценивать состояние животных
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
Способствовать развитию творческих способностей
Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.
Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Принцип результативности.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 4класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.
Количество обучающихся в коллективе: 30 человек (по 15 человек в каждой группе)
Возраст детей, участвующих в программе – 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.
В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:
выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала
умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы
проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.
самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека
ориентироваться в понятиях курса
Биологические и экологические особенности животных
знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
определять виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
составлять экологические модели, трофические цепи;
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
проводить самостоятельный поиск биологической информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
оценивать свои достижения на занятии
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки
Ведущие формы и методы обучения
У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.
Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.
С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.
На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.
На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.
Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ.
Ведущие технологии обучения
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
Критерии оценки компетентностей
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Тематический план
№ темы |
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
Экскурсии |
Игры, викторины |
Итого |
1 |
Введение |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
2 |
В мире животных |
9,5 |
14 |
2 |
4,5 |
29 |
3 |
Подводим итоги |
0,5 |
- |
1 |
0,5 |
2 |
Итого |
10 |
15 |
4 |
5 |
34 |
Содержание программы
Введение (3 часа)
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Объекты живой природы. Многообразие животных
Практикумы
Работа с определителями. Сбор природного материала для поделок. Изготовление поделок
Экскурсия
Удивительный мир животных
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
создавать поделки из природного материала
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы..
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
оценивать свои достижения на занятии
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки
Царство животных (29 часов)
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных систематических групп. Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Красная книга животных. Животные нашего края. Животные нашего дома. Охрана животных.
Практикумы.
Работа с определителями животных. Рассматривание простейших под микроскопом. Наблюдение за моллюсками и рыбами в аквариуме. Наблюдение за пауком – крестовиком. Наблюдение и учет птиц нашего города.
Экскурсии.
Животные нашего края. Наблюдение за птицами.
Темы проектов
Исследовательские
Птицы на моей кормушке
Учет птиц семейства врановых в зимнее время
Наблюдение за моллюсками аквариума
Наблюдение за поведением рыб в аквариуме
Творческие
Изготовление и развешивание кормушек.
Оформление выставки «В мире животных»
Подготовка игры – викторины «Эти удивительные животные»
Подготовка классного часа «Птица года»
Выпуск листовки «Проходите мимо!»
Выставки поделок и рисунков
Реферативные
Мир невидимок
Загадки кораллового рифа
Планета шестиногих
Мягкотелые. Кто они?
Черви: друзья или враги?
Хищные птицы нашего края
Миграции птиц
Мои домашние любимцы
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека
ориентироваться в понятиях курса
биологические и экологические особенности животных
знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
составлять экологические модели, трофические цепи;
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
проводить самостоятельный поиск биологической информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
оценивать свои достижения на занятии
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки
Подведем итоги (2 часа)
Тематическое планирование
Введение (3 часа)
№ пп |
Деятельность |
Результат |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Объекты живой природы |
Игра «Живое – неживое» |
Результаты беседы и игры |
2 |
Удивительный мир животных |
Экскурсия. Сбор материалов для поделок |
Коллекция природного материала для поделок |
3 |
Творческая мастерская |
Поделки из природного материала |
Выставка поделок |
В мире животных (29 часов)
№ пп |
Деятельность |
Результат |
|
Теоретическая |
Практическая |
||
1 |
Царство животных. Особенности животных |
Игра «Домашние животные», рисунки «Мои домашние любимцы» |
Выставка рисунков |
2 |
В мире невидимок |
П/р «Рассматривание простейших под микроскопом» |
Результаты практической работы |
3 |
Загадки кораллового рифа. |
Рисунки и поделки животных |
Выставка творческих работ |
4 |
Черви: враги или друзья? |
Просмотр фильма |
Обсуждение фильма |
5 |
Мягкотелые: кто они? |
Работа с определителями и фотографиями, живыми объектамиП/р «Наблюдаем за моллюсками в аквариуме» |
Рисунки моллюсков Результаты наблюдений |
6 |
Раки |
Творческие работы учащихся |
Защита творческой работы |
7 |
Пауки |
Творческая мастерская. Изготовление паука из бумаги и пластилина |
Выставка работ |
8 |
Планета шестиногих Бабочки – летающие цветы. |
Игра «Знаешь ли ты насекомых?» Работа с определителями, коллекциями. Творческая мастерская. Изготовление бабочек из бумаги и пластилина |
Результаты игры Выставка поделок |
9 |
Мир жуков |
Решение кроссворда «Самые, самые…» Рисунки |
Выставка рисунков |
10 |
В мире безмолвия. Рыбы |
Творческая мастерская. |
Поделки |
11 |
Защита исследовательских работ «Аквариум» |
Конференция |
Творческие работы |
12 |
Земноводные. |
Просмотр презентации |
Творческие работы |
13 |
Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы. |
Сообщения учащихся |
Результаты работы |
14 |
Питомники ядовитых змей. Если встретили гадюку. |
Составление правил поведений в природе и оказания первой помощи при укусе змеи. |
Результат творческой работы |
15 |
Викторина «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся». Мы рисуем. |
Игра, подготовка выставки рисунков |
Итоги игры, выставка рисунков |
16 |
Птицы. Приспособленность птиц к полету. Мир пернатых. |
Работа с определителями, фотографиями, чучелами и раздаточным материалом Викторина «Чей это голос?» |
Рисунки и схемы строения птицы |
17 |
Искусные строители. Пернатые хищники. |
Работа с определителями, фотографиями. Игра «Угадай-ка» |
Результаты игры |
18 |
Перелеты птиц. Покормите птиц |
Творческая мастерская «Изготовление кормушек для птиц» |
Конспект |
19 |
Наблюдение за птицами. Экскурсия. |
Экскурсия. |
Результаты экскурсии |
20 |
Охрана и привлечение птиц. Выставка рисунков «Проходите мимо» |
Подготовка выставки и материалов для классного часа «Птица года» |
Выставка, конспект классного часа |
21 |
Млекопитающие. Кто такие звери? Многообразие. |
Сообщения учащихся |
Презентация творческих работ |
22 |
Удивительный мир крылатых зверьков |
Просмотр фильма о летучих мышах |
Беседа |
23 |
Полосатые хищники |
Работа с фотографиями животных. Творческая мастерская «Мы рисуем кошек» |
Выставка рисунков |
24 |
Морские великаны |
Просмотр презентации о китах и дельфинах |
Беседа |
25 |
Наши ближайшие родственники. Кто они? |
Игра. Просмотр презентации об обезьянах |
Результаты игры |
26 |
Животные нашего дома. Выставка рисунков «Мои домашние любимцы» |
Сообщения учащихся |
Презентация творческих работ |
27-28 |
Красная книга животных. |
Творческая мастерская «Берегите животных. Они должны жить». |
Выставка |
29 |
Животные нашего края. Экскурсия |
Прогулка с фотоаппаратом |
Результаты экскурсии |
Подведем итоги (2 часа)
№ пп |
Деятельность |
Результат |
||
Теоретическая |
Практическая |
|||
1 |
Задание на лето. Экскурсия |
Экскурсия в природу. |
Результаты экскурсии |
|
2 |
Подведение итогов работы |
Викторина о животных «Братья наши меньшие». Подготовка выставки |
Выставка |
Список литературы
Для учащихся
- «Охрана природы», п/р про фессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Журналы «Юный натуралист».
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Экология. - Москва 2000г.
- Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990
- Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»
- Для преподавателя
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
- Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005
- Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
- Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989
- Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
- Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздн ики по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005