Статья «Роль высшего образования в стратегии социально-экономического развития государства»

3
0
Материал опубликован 19 September 2019

Теплая Н.В.

Ростовский филиал ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»



РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА


THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE STRATEGY

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE


Key words: philosophical and moral position, socio-economic synergies, transformation period, integration development, competitive benefits, socio-economic transformation, intellectual potential.


Цивилизационное становление общества на рубеже тысячелетий высветило исключительную значимость знаниевой компоненты в жизни каждого человека. Основная роль, в стратегии социально-экономического развития государства, отводится приобретению знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, сохранению конкретного социума с его традициями, культурой, установками, ценностями. Все эти действия способны не только обеспечить приобщение человека к знаниям об окружающем его мире, но и сформировать его отношение к этому миру, определить его мировоззренческую и нравственную позицию. Именно эта мировоззренческая и воспитательная функция в период трансформационных рыночных преобразований образовательной сферы приобретает определяющее стратегическую значимость социоэкономической стабильности государства. Это вызвано осознанием в мировом научном сообществе, возрастающей роли высшего образования в цивилизационном становлении общества.

Как показывает мировая практика, в кризисный период, предшествующий эпохой существенных перемен, должна быть сформулирована и реализована стратегия цивилизованного оптимизма, основанная на приоритетном развитии образования, науки и культуры, обеспечивающий обществу социоэкономический синергетический эффект.

В условиях социоэкономического развития государства осознается ролевая значимость высшего образования в повышении уровня благосостояния нации, «совершенно четко прослеживается зависимость нашего общества от образования, а именно от тех особенностей и качеств личности, которые им закладываются, так как образование и наука призваны взять на себя интеллектуальное лидерство в движении социума к устойчивому гуманному обществу будущего» [1, с.30].

В трансформационный период рыночной экономики, на состояние высшего образования и перспективы его интеграционного развития в значительной мере влияет и государственная образованность. В большинстве стран мира, не смотря на различия и противоречия в геополитических взглядах, принято считать, что высокий профессионализм и общекультурный уровень нации – это важный фактор социоэкономического развития страны, как основа безопасности, социальной стабильности, сохранности и упрочения конкурентных преимуществ на мировых рынках образования и труда. В мировом образовательном сообществе – Российская система высшего образования должна занимать достойное место, как полноправный член этого сообщества.

Происходящие изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и место в нем человека, его политическое, нравственное, эстетическое отношение к окружающей среде поставили перед государством первостепенную задачу формирования новых идеалов культурных ценностей, социальных интересов, являющихся основными целями человеческой цивилизации [2, с.3].

Состояние российской образовательной системы сегодня определяется, не только кризисом образования, но и кризисным состоянием самого общества. «…Система высшего образования отличается постоянной динамикой, она чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируясь к ее потребностям и вместе с тем активно влияя на состояние среды, предопределяет и сами эти потребности» [3, 137]. Постоянно возникающие глобальные проблемы, с которыми вынуждено сталкиваться общество, негативно влияют на образовательную сферу, выявление этих проблем не могут учесть в полном объеме их социализацию, выходящих за рамки образовательного ценза.

В период трансформации российской государственности, многие явления истории становления отечественного образования, к сожалению, находятся за пределами нашего понимания, научного осмысления, хотя сегодня, они выступают ориентирами социоэкономических трансформаций. Между тем именно с образовательной системой каждое государство связывает свои перспективы развития, сохранение и воплощение научного и интеллектуального потенциала. История развития российского высшего образования представляет собой богатейший пласт культуры, в котором отразились высочайшие достижения человеческой мысли и творческих устремлений многих ученых мыслителей, педагогов, философов.

В период доминирования рыночных отношений важнейшим мотивом в получении высшего образования выступают экономические стимулы, поскольку образование в мировом сообществе считается гарантией занятости и обеспечения достойного существования, улучшения уровня и качества жизни. Ролевая значимость высшего образования, науки и культуры в стратегии социально-экономического развития государства, приобретает осознание важности этой гуманистической триады «образование – наука – культура», и как с позиции обеспеченности социально-экономического развития государства, так и с позиции укрепления своих полномочий в мировом сообществе. Как краеугольные камни будущего развития - являются основой повышения уровня и улучшения качества жизни современного общества.

В стремительно меняющихся условиях жизни возникает необходимость поиска новых подходов качественного изменения состояния высшего образования. Концептуальная устойчивость развития цивилизации, предъявляет новые требования к преобразованию всех сфер деятельности человека, формированию его духовных установок, кардинальных изменений парадигмы знаний.

Эффективная трансформация высшего образования возможна только при его синтезе наукой во взаимодействие с научными и образовательными структурами. Специфическая особенность трансформации образовательной системы вызвана расширением разнообразия, повышением сложности, усилением динамичности, содержанием образования и форм реализации профессиональных образовательных программ. Качественная подготовка специалистов должна находиться в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальных и прикладных наук имеющих определяющее значение в стратегическом развитии государства. Одним из действенных инструментов в решении кадрового обеспечения реального сектора экономики – закрепления в сферах науки, высшего образования и инноваций талантливой молодежи, сохранения и развития ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов – является интеграция науки и высшего образования.

Осознание новой роли образования как важнейшего фактора, определяющего политическую стабильность, социокультурную целостность и социоэкономическую устойчивость государства, побудило органы государственной власти пересмотреть свое отношение к высшему образованию: сформировать политику в этой области; создать соответствующую систему управления; определить конкретные меры поддержки в решении проблем развития системы высшего образования, в сохранении ее интеллектуального потенциала и др.


Литература


1. Теплая, Н.В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза: Региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Тюмень, 2004. – 197 с.

2. Теплая Н.В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2004. – 22 с.

3. Теплая Н.В. Роль современного высшего образования в стратегии государства // Проблемы модернизации высшего экономического образования в России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Екатеринбург, 4-5 декабря 2003 г. / Отв. за вып. проф. А.Т. Тертышный. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. – С.136-138.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации