Статья «Основные тенденции развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации»

0
0
Материал опубликован 22 May 2019

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

Шкунов В.Н.

 

Поволжский филиал ФГБУН Института российской истории Российской академии наук, Самара, e-mail: orientru@mail.ru

 

Статья посвящена проблемам развития высшего образования в странах Латинской Америки и Кариб-ского бассейна. Анализируются основные тенденции в модернизации национальных систем высшего про-фессионального образования. Особое внимание уделено влиянию глобализации на выбор векторов развития государственной образовательной политики в конкретных странах Латинской Америки и Карибского бас-сейна. Автор приводит статистические сведения, характеризующие основные процессы в образовательном пространстве Латинской Америки и Карибского бассейна. Раскрываются причины отставания высшей шко-лы макрорегиона от других регионов мира. В этой связи анализируются данные последнего всемирного рейтинга университетов по версии Times Higher Education (Великобритания). В этом рейтинге университеты стран Латинской Америки и Карибского бассейна занимают скромное место. В него вошли только универ-ситеты Бразилии, Мексики, Чили, Колумбии, Аргентины, Эквадора и Коста-Рики. Отмечены достижения

 

сфере модернизации национальной системы высшего профессионального образования Республики Чили. В настоящее время высшая школа Чили стала примером для многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Заслуживает внимания опыт чилийских университетов в сфере частно-государственного партнер-ства, международных академических связей и т.д. Дается прогноз дальнейшего развития высшей школы Латинской Америки и Карибского бассейна.

 

Ключевые слова: Латинская Америка, Карибский бассейн, высшее образование, университеты, модернизация, глобализация

 

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

IN LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN

 

Shkunov V.N.

 

Volga Branch of Institute of Russian History of the Russian Academy of Science, Samara,

 

e-mail: orientru@mail.ru

 

The article is devoted to problems of development of higher education in Latin America and the Caribbean. Analyzes the main trends in the modernization of national systems of higher education. Special attention is paid to the influence of globalization on the choice of vector of development of state education policy in specific countries of Latin America and the Caribbean. The author presents statistical data characterizing the main processes in the educational environment of Latin America and the Caribbean. Disclosed reasons for the lag of the higher school of macro-region from other regions of the world. In this regard, analyzed data from a recent world ranking of universities by the Times Higher Education (UK). In this ranking universities of Latin America and the Caribbean is modest. It includes only universities in Brazil, Mexico, Chile, Colombia, Argentina, Ecuador and Costa Rica. Marked achievements in the field of modernization of the national system of higher professional education of the Republic of Chile. Currently, high school, Chile has become an example for many countries in Latin America and the Caribbean. The noteworthy experience of Chilean universities in the field of public-private partnerships, international academic relations, etc. Given the forecast of further development of higher education in Latin America and the Caribbean.

 

Keywords: Latin America, the Caribbean, higher education, universities, modernization, globalization

 

Процессы глобализации, охватившие все сферы современного общества, напря-мую затронули высшее образование прак-тически во всех странах мира. Динамика изменений, доминирующие тенденции, формы, методы, цели и задачи модерниза-ции национальных систем высшего про-фессионального образования в разных го-сударствах мира существенно различаются. С процессом глобализации тесным образом связан процесс регионализации, который многие специалисты рассматривают как субъект процесса глобализации. Практиче-ски по всему миру страны, объединенные общностью исторических судеб, входящие в состав крупных макрорегионов мира, све-ряют свои подходы к модернизации нацио-нальных систем высшего образования. Это в полной мере относится к такому крупно-му и многоликому макрорегиону мира, как Латинская Америка и Карибский бассейн.

 

    • 4 по 6 июня 2008 г. в г. Картахена-де-Индиас (Колумбия) прошла Региональная конференция по высшему образованию в странах Латинской Америки и Кариб-ского бассейна, в которой приняли уча-стие более 3 500 ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей, студентов практически из всех стран ма-крорегиона. Организаторами форума ста-

 

SCIENTIFIC REVIEW № 1, 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65

 

ли Международный институт ЮНЕСКО по высшему образованию в Латинской Америке и Карибском бассейне (IESALC-UNESCO), Министерство национального образования Республики Колумбия при поддержке правительств Бразилии, Испа-нии, Мексики и Венесуэлы. В ходе конфе-ренции ее участники определили основные подходы стран макрорегиона по проблемам развития высшего образования, наметили планы по консолидации усилий профессио-нального сообщества, государственных ор-ганов власти и общественных организаций по повышению качества подготовки спе-циалистов, повышению значимости выс-шей школы в обществе. Решения форума послужили «дорожной картой » для стран макрорегиона на ближайшую перспекти-ву. По итогам конференции ее участники приняли заключительную Декларацию, в которой определялись приоритеты го-сударственной политики стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфе-ре высшего образования . Была отмечена озабоченность ректоров, преподавателей, студентов, общественности сокращением государственного финансирования выс-шей школы, расширяющимся процессом приватизации и коммерциализации. Также участники конференции заявили о необхо-димости региональной интеграции и ин-тернационализации высшего образования на континенте в условиях общности язы-ка (преимущественно испанский и порту-гальский), истории, культуры [1].

 

К 2010 г. в большинстве стран Латин-ской Америки и Карибского бассейна были осуществлены реформы высшей школы. В центре внимания правительств, ведущих ученых, практиков стали интеграционные процессы в Европе. В это время детально изучается опыт стран Евросоюза по реали-зации целей и задач Болонского процесса. В странах Латинской Америки и Кариб-ского бассейна стартовали аналогичные процессы, нацеленные на гармонизацию архитектуры системы высшего образова-ния на континенте. Следует заметить, что далеко не все страны макрорегиона при-соединились к интеграционной политике. Первоначально о взаимодействии и новых формах сотрудничества в сфере высшего образования объявили 8 университетов Ла-тинской Америки (по одному университету из Аргентины, Чили, Гватемалы, Бразилии, Колумбии, Коста-Рики, Мексики и Венесу-элы) [2, с.33]. Современные исследователи из стран макрорегиона считают, что процесс интеграции, диверсификации и модерниза-ции, аналогичный Болонскому, происходит параллельно иным процессам сотрудничества и взаимодействия, носящим специфи-ческий характер [2, с.34].

 

В последние годы укрепилось сотруд-ничество вузов стран Латинской Америки и Карибского бассейна с социальными пар-тнерами, работодателями. Последние актив-но участвуют в подготовке перечня профес-сиональных компетенций по тем или иным направлениям подготовки специалистов. В среднем работодатели определяют более 100 профессиональных компетенций, зна-ние и владение которыми считают наиболее важным в будущей профессиональной дея-тельности специалиста в конкретной сфере национальной экономики. Делается попытка разработать универсальный набор профес-сиональных компетенций, которые будут приемлемы для всех стран макрорегиона.

 

В Боливии в ходе реформ 90-х гг. пра-вительство стимулировало расширение частного сектора на уровне колледжей, со-кращение бюджетного финансирования университетов, расширение коммерциали-зации высшего образования. В стране фак-тически сформировался рынок универси-тетского образования. В 2006 г. в Боливии был принят новый Закон об образовании (Ley de Educación Avelino Siñani), который изменил стратегию в сфере высшего об-разования. Особый акцент сделан на под-держку государственных университетов, расширение многоязычия в вузах, формиро-вание комплекса мер социальной поддерж-ки преподавателей и студентов. В 2009 г. в соответствии с указом президента были учреждены трех новых университета для коренных народов Боливии [3, с. 50].

 

Основной задачей модернизации систе-мы высшего профессионального образова-ния на Кубе стал принцип приведения ее в соответствие с потребностями социаль-но-экономического развития республики. Директивными документами партии и госу-дарства подчеркивается необходимость рас-ширения подготовки специалистов на уров-нях выше бакалавриата. В 2008–2009 гг. на Кубе был взят курс на пересмотр учебных планов и программ в высшей школе. Значи-тельно упрочились международные связи высшей школы Кубы, особенно на уровне аспирантуры. Кубинцы получили возмож-ность проходить стажировку за границей на базе ведущих университетов стран Ла-тинской Америки, Европы и т.д. Перефор-матирована работа Национальной комиссии по присуждению ученых степеней (аналог российской ВАК). Стали применяться дис-танционные формы обучения, хотя до на-стоящего времени правительству не уда-лось решить проблему качественной связи и скорости [3, с.81].

 

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1, 2018

66 PEDAGOGICAL SCIENCES

 

    • рамках международного сотрудниче-ства страны Латинской Америки и Кариб-ского бассейна имеют совместные проекты

 

  • рядом зарубежных организаций. В част-ности, в настоящее время действует проект CESAR, который финансируется Евроко-миссией. Проект нацелен на модернизацию учреждений высшего образования в ряде стран макрорегиона. Сейчас в проекте уча-ствуют вузы Колумбии, Испании, Италии, Мексики, Сальвадора, Никарагуа, Боливии и Бразилии.

 

    • последние годы на континенте реали-зованы также новые проекты в сфере оценки качества высшего образования, аккредита-ции вузов, по проведению их рейтинга и пр. Так, в Мексике был учрежден Националь-ный центр оценки высшего образования, в Бразилии – Национальный центр оценки студентов, в Аргентине – Национальный совет по оценке и аккредитации универси-тетов и т.д. [4]. В большинстве стран макро-региона на законодательном уровне была осуществлена децентрализация управления и финансирования вузов. Это позволило университетам расширить государственно-частное партнерство, привлекать дополни-тельные источники финансирования, ак-тивнее участвовать в гражданско-правовых сделках (аренда, патенты и пр.) [5].

 

Как и в других макрорегионах мира, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна ведущие университеты стремятся улучшить свои показатели в международ-ных рейтингах вузов. Так, в 2017 г., согласно данным рейтинга Times Higher Education (Великобритания), из стран макрорегиона в список лучших вузов вошел 81 вуз (из них – 32 из Бразилии) [6]. Кроме этого, в рейтинге оказались 17 университетов из Чили, 13 – из Мексики и 11 – из Колумбии. Впервые в списке лучших университетов мира из макрорегиона отмечены по 2 вуза из Аргентины и Эквадора. Международные эксперты прогнозируют хорошую перспек-тиву чилийских вузов, которые значительно увеличивали финансирование научных про-ектов. «Восходящими звездами» называют Папский католический университет Чили и Университет Чили, которые в последние годы значительно улучшили свои показате-ли. Отмечаются впечатляющие достижения этих вузов в сфере научных исследований, также в росте инвестиций в развитие ин-фраструктуры. Среди других вузов просма-триваются хорошие перспективы у некото-рых университетов Колумбии и Аргентины. Среди них – Университет Анд (Колумбия), также Национальный университет Кор-довы и Южный университет (Аргентина). В Колумбии и Аргентине в последние годы значительно выросла зарплата профессор-ско-преподавательского состава вузов, от-мечается приток ученых в университеты, и, как следствие, повышение качества науч-ных разработок.

 

Судя по анализируемому рейтингу, в Латинской Америке и в странах Кариб-ского бассейна четко обозначились стра-ны-лидеры в сфере высшего образования. Это Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина, Эквадор. Другие страны ма-крорегиона пока далеки от заветной цели войти в мировые рейтинги. Исключение составила лишь Коста-Рика (Университет Коста-Рики, 41–45 места в рейтинге макро-региона). Вузам Парагвая, Уругвая, Перу, Боливии, большинству стран Центральной Америки и Карибского бассейна не удалось даже приблизиться к заветному списку.

 

В последние десятилетия макрореги-он переживает сложные демографические процессы, которые будут в обозримом буду-щем определять основные тенденции соци-ально-экономического развития. С 1970 г. наблюдается устойчивое снижение доли детей в возрасте до 15 лет в возрастной структуре населения . Если в 1950 г. на эту категорию приходилось 40 % от всего насе-ления макрорегиона, то в 2017 г. этот пока-затель составил 25 %, а в 2040 г. прогнози-руется в 19 % [7, с. 25]. При этом возникла устойчивая тенденция старения населения и повышения доли возрастной категории лиц трудоспособного возраста с 15 до 59 лет. Так, в 1950 г. на их долю приходилось 54 % населения макрорегиона , в 2017 г. – 63 %. Прогноз по этой группе следующий: в 2040 г. на долю трудоспособного насе-ления будет приходиться 60 % населения, в 2100 г. этот показатель будет снижен до 49 % [7, с.25]. Все эти данные свидетель-ствуют о том, что в ближайшие несколько десятилетий в странах Латинской Амери-ки и Карибского бассейна роль и значение высшей школы будут повышаться в связи с увеличением количества молодых людей и лиц, начинающих профессиональную карьеру. Это говорит об открытии «демо-графического окна» для макрорегиона, что неизбежно приведет к новым угрозам и вызовам, новым возможностям и пер-спективам. Все будет зависеть от рацио-нальности выбора направлений , механиз-мов и тактики государственной политики как в сфере высшего образования, науки, техники и технологий, так и социально-экономической политики в целом.

 

Общими трендами, характерными для большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего об-разования, можно считать следующие:

 

SCIENTIFIC REVIEW № 1, 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

67

 

– с активизацией рыночных реформ в 90-е гг. ХХ в. наблюдается количественное расширение национальных систем высшего образования стран макрорегиона, что не всегда приводило к повышению качества образовательного процесса;

– значительное увеличение доли негосу-дарственных вузов;

– сохраняющиеся проблемы с недофинансированием высшей школы; расширение государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов;

– слабый контроль со стороны государ-ства за качеством образования;

– высокий уровень безработицы среди

выпускников университетов; криминализа-ция молодежи в ряде стран;

– отсутствие необходимой научно-лабораторной и опытно-экспериментальной базы в большинстве вузов стран макрорегиона, недостаток средств для проведения научных исследований;

– продолжение роста числа молодежи студенческого возраста практически во всех странах макрорегиона;

– неравенство в доступе к высшему образованию лиц, проживающих в сельской местности, женщин, лиц из малообеспечен-ных семей и др.

 

Проблемы развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна напрямую связаны с состоянием дошкольного и школьного об-разования. В настоящее время только 59 % молодых людей в макрорегионе окончили школу и только 30 % молодых людей в воз-расте 25–29 лет смогли получить професси-ональное образование (на всех уровнях) [8, с. 147]. По доступу к высшему образова-нию макрорегион еще значительно отстает от других макрорегионов мира. Также на-блюдаются перекосы в выборе направлений подготовки. 39 % всех студентов в странах Латинской Америки и Карибского бассей-на обучаются по программам бакалавриата в сфере социальных наук, бизнеса и пра-ва [8, с. 153]. Это не отвечает потребностям национальных рынков труда. По некоторым оценкам, около 32 % всех работодателей в макрорегионе вынуждены привлекать иностранную рабочую силу вследствие не-хватки национальных квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компе-тенциями. В некоторых странах Латинской Америки этот показатель достиг крити-ческого значения: нехватка квалифициро-ванных современных специалистов в Перу достигает 68 %, в Бразилии – 61 %, в Мек-сике – 54 %, в Колумбии – 47 %, в Коста-Ри-ке – 46 % [8, с. 172]. Напряженная ситуация сохраняется и в других странах.

 

Пожалуй, более эффективно и быстро происходят перемены в высшей школе Чили. Ведущие университеты республики упрочили международные связи с лучши-ми вузами мира, привлекли зарубежных авторитетных ученых, модернизировали научно-исследовательскую и опытно-экс-периментальную базу. Особых успехов чилийские университеты достигли в сфере технического сотрудничества. В качестве заказчиков новейших проектов в сфере тех-ники и технологий выступают крупные чи-лийские компании, инвестирующие в вузы республики. Также чилийские университе-ты сделали ставку на всемерное развитие информационно-коммуникационных тех-нологий. Некоторые из них открыли вирту-альные кампусы, что позволило расширить доступ к высшему образованию граждан, проживающих в отдаленных и труднодо-ступных районах страны. Информационные технологии кроме этого расширили воз-можности чилийских университетов в сфе-ре дистанционного сотрудничества с разны-ми университетами Европы, США, Китая, Японии и других регионов и стран мира. Национальными лидерами в этой сфере стали Папский католический университет Чили. Университет Чили, Папский католи-ческий университет Вальпараисо, Техниче-ский университет им. Федерико Санта Ма-рия, Университет Лос-Лагоса, Университет Плайя Анча и др. Безусловно, чилийские вузы расширяют сотрудничество и с колле-гами в макрорегионе. Речь идет об акаде-мических обменах, совместных научно-об-разовательных проектах и т.д. В последние годы чилийские университеты все больше привлекают внимание абитуриентов из раз-ных стран Латинской Америки и Карибско-го бассейна, а также других макрорегионов мира. Чилийский опыт модернизации на-циональной системы высшего професси-онального образования является одним из лучших на территории макрорегиона и стал в определенной мере примером для многих латиноамериканских стран.

 

Таким образом, высшая школа стран Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации сталкивается с но-выми угрозами и вызовами. В отличие от других макрорегионов мира (Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Северная Америка и др.) в странах Латинской Амери-ки и Карибского бассейна значительно мед-леннее происходят перемены в националь-ных системах высшего профессионального образования, связанные с быстро меняю-щейся конъюнктурой регионального и наци-ональных рынков труда, уровнем и темпами развития техники и технологий. При опре-

 

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1, 2018

68 PEDAGOGICAL SCIENCES

 

деленных достижениях (расширение при-ема студентов, увеличение количества вузов, упрочение связей образовательных орга-низаций с работодателями; новые подходы к формированию профессиональных компе-тенций и т.д.) в высшей школе макрорегиона сохраняется немало проблем, вызывающих цепную реакцию и отражающихся на других сферах жизни общества. В последние годы отмечается стремление стран макрорегиона к консолидации усилий по преодолению от-ставания, устранению препятствий на пути развития национальных систем высшего профессионального образования.

Список литературы

 

1. Declaración Final de la Conferencia Regional de Educación Superior en America Latina y el Caribe: Conferencia Regional de Educación Superior 2008 // Organizacion de Estados Iberoamericanos, para la Educacion, la Ciencia y la Cultura [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oei.es/ historico/salactsi/cres.htm (дата обращения: 29.12.2017).

2. Las trancformaciones de la Educación Superior en América: Identidades en construccion. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educacion Superior en América Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – 223 p.

3. Weise C. La fisonomia post’neoliberal de la universidad Boliviana. Los impactos de una transformacion en curso // Las trancformaciones de la Educación Superior en América: Identidades en construccion. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educación Superior en América Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – P. 45–68.

4. Sabina E.M., Vina Brito S.M. La educacion superior en Cuba. Estabilidad y cambios // Las trancformaciones de la Educación Superior en América: Identidades en construcción. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educación Superior en América Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – P. 69–89.

5. Medina M. L. Tendencias de la educacion superior en América Latina para el siglo XXI // Foreign Affairs Latinoamérica. – 2015. – 30 Abril.

6. Estas son las mejores universidades de América Latina en 2017 // La Nacion. – 2017. – 20 de Julio.

7. Panorama Social de America Latina. – Santiago de Chile: CEPAL, 2017. – 203 p.

8. Latin American Economic Outlook 2017: Youth, Skills and Entrepreneurship. – Paris: OECD Publishing, 2016. – 309 p.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.